Если вспомнить пору отпусков 1998 г., то ее отличало одно: бум электронной торговли. В последние месяцы и сама Web-торговля, и средства, используемые для создания узлов, расцвели как никогда. Но что еще важнее, этот бизнес обещает расширяться по мере того, как на арену будут выходить небольшие и средние компании и совершенствоваться средства ведения онлайновых расчетов между компаниями.
«Это большие деньги для реселлеров, - заявил Джастин Джоунс, директор по развитию фирмы Realtech Systems. - Проекты, за которые я взялся, значительно превышают 100 тыс. долл. Но тут есть весьма серьезные деловые проблемы, главная из которых - интеграция с существующими коммерческими системами».
По оценке службы Channel Information Services, учрежденной компанией CMP Media, в 1998 г. компании Северной Америки вместе с реселлерами и консалтинговыми фирмами потратили на продукты и услуги в сфере электронной торговли в общей сложности 9 млрд. долл.
Однако, как заметил Барри Нигл, менеджер по каналам сбыта для ПО электронной торговли корпорации IBM, сколь бы впечатляющей ни выглядела эта цифра, простое правило отрасли состоит в том, что клиентам приходится платить за установку и другие услуги в 5-10 раз больше, чем стоит само ПО.
За год, прошедший со времени прошлого обзора решений для Интернет-торговли, программы работы с каналом стали более зрелыми, размер вступительного взноса уменьшился, а поддержка сбыта и маркетинга расширилась. Например, IBM по-прежнему взимает плату за техническое обучение, однако теперь возмещает расходы большинству реселлеров.
Еще одна важная перемена состоит в том, что несколько поставщиков предлагают теперь лизинг своих пакетов, что весьма порадует VAR’ов или реселлеров, специализирующихся на размещении в Web. Так, Commence за 450 долл. в месяц предоставляет возможность пользоваться своим оборудованием или сервером партнера-провайдера услуг Интернета. Аналогичные услуги предлагают и некоторые другие фирмы, в том числе Intershop Communications.
По словам Ларри Карецки, президента и главного управляющего компании Commence, лизинг пакетов электронной торговли - одна из самых заманчивых возможностей для реселлеров. «Что пугает руководителей небольших и средних компаний, так это стоимость всего процесса, а не цена ПО. Беспокоит их и быстрое устаревание решений в условиях Интернета. Наши VAR’ы испытывали с этим трудности и, чтобы избежать их, они переходят на лизинг», - пояснил он.
Другую интересную программу для VAR’ов, клиенты которых не любят рисковать, предлагает Bit Software: ее пакет начального уровня можно получить бесплатно. Реселлеры смогут заработать на адаптации и наращивании до более мощных версий.
По мере развития электронной торговли ожидается, что все больше компаний будет переходить к сотрудничеству с Интернет-провайдерами. Отчасти именно по этой причине Lotus Development передает свое решение для электронной торговли Domino.Merchant в пакет материнской компании, IBM Net.Commerce. Lotus обеспечит обслуживание своего продукта в течение еще двух лет и снабдит VAR’ов средствами перехода.
«Системы, работающие на основном сервере, - вот куда движется рынок, - говорит Ричард Бернардо, директор по разработке из группы Teamware Solutions компании Lotus. - И Net.Commerce двигался в этом направлении, так что им имело смысл взять его; к тому же мы не хотели путать клиентов. Мы боролись за один и тот же рынок».
Microsoft ориентируется на рынок размещения в Web, особенно для небольших компаний. Кроме того, она сотрудничает с фирмой Inex в деле обслуживания провайдеров услуг Интернета.
Моррис Бейда, директор по бизнес-консалтингу из Integrated Systems Group, подчеркнул, что хотя средства электронной торговли и программы работы с каналами стали более зрелыми, им нужно расти дальше. «Есть определенная возможность партнерства с небольшими, более специализированными поставщиками, хотя это рискованно, если учесть быстрые перемены в отрасли», - сказал он.
Бейда предпочел бы, чтобы больше внимания уделялось каналу, а не рекламе. «Мы видим не так уж много из того, что происходит в канале, - пояснил Бейда. - Хотя именно там создаются известность и репутация, что может оказаться полезным в будущем».
Как отметил Карецки, несмотря на невиданный интерес к электронной торговле, игроки отрасли говорят, что она нуждается в дальнейшем развитии.
«Пока еще нет должного успеха, по крайней мере в среде малого и среднего бизнеса, главным образом из-за того, что остаются опасения относительно безопасности, - указал он. - В этом сегменте весьма мал объем обработки транзакций; в основном это ответные звонки из компаний по поводу информации с кредитных карточек. Отрасли предстоит еще проделать немалый путь, особенно в области обработки транзакций для малого и среднего бизнеса, прежде чем эти программы получат должное признание».
По мнению Нигла, очевидно, что электронную торговлю не следует игнорировать.
«Выходите на этот рынок... - призвал он. - Наши данные показывают, что обороты в этой отрасли ежегодно удваиваются, а то и утраиваются.