Рынок цифровых камер в России довольно скромен: по подсчетам специалистов, его объем не превышает 15 тыс. штук в год, причем основная часть продаж приходится на долю специализированных компаний в области фототехники. Частично это связано с отсутствием в ассортименте неспециализированных компаний сопутствующих аксессуаров, частично же — с дороговизной товара и обусловленной этим необходимостью наличия специализированного сервиса.
Изменить ситуацию может расширение ассортимента качественных камер, рассчитанных на массового покупателя. Как утверждает глава представительства компании Nikon Svenska в СНГ Василий Бурмистров, новая цифровая камера Coolpix 880, представленная на российском рынке 2 октября, призвана занять именно эту нишу.
До сих пор компания не позиционировала свои устройства для потребительского рынка. Занимая, по собственным данным, около 10—15% российского рынка, Nikon предлагает модели профессионального и полупрофессионального уровня по розничным ценам от 900 до 5 тыс. долл. Новая камера, обеспечивающая разрешение 2048х1536 пикселов, по мнению компании, должна привлечь как профессионалов, так и любителей высоким соотношением цена/качество (предполагаемая розничная цена — 800 долл.), а также простотой и компактностью.
Цены производителя в России ниже, чем в Европе, что объясняется повышенной чувствительностью российских потребителей к этому фактору. Гарантийные обязательства Nikon Svenska распространяются только на технику, поставляемую на российский рынок через официальный канал, что компания рассматривает как средство контроля за ценами.
Сегодня среди компьютерных компаний фототехнику Nikon продвигают "Терем" и "Портативные системы". Первые поставки Coolpix 880 намечены на конец октября — начало ноября, и позиционирование камеры в любительском сегменте позволяет Nikon более широко использовать возможности компьютерного канала. У компании нет дистрибьюторов (в традиционном понимании этого термина), однако существуют различные условия для дилеров, занимающихся оптовыми и розничными продажами. Не исключено привлечение компьютерных фирм и в качестве сервисных партнеров в регионах. Наконец, Nikon пытается работать и с розничными компьютерными сетями, однако из-за небольшого объема продаж в ближайшем будущем собирается взаимодействовать с ними не напрямую, а через дилеров.
В то же время каких-либо специальных мер или условий для "компьютерных" партнеров не планируется, во всяком случае, пока. Отчасти это обусловлено общим скепсисом в отношении неспециализированных компаний. "Мы с большой надеждой и одновременно со скепсисом строим отношения с компьютерным каналом, — говорит Василий Бурмистров. — У компьютерных фирм есть большой пробел в знаниях в области цифровой фотографии. И я думаю, расширение этого канала продаж — не тенденция, которую мы будем поощрять, а скорее тенденция, которая будет сама проявляться в продажах".
Компания рассчитывает на увеличение своей доли рынка примерно в полтора раза. Появление цифровой камеры в нижнем ценовом диапазоне способно обострить конкуренцию по этой позиции между Nikon и другими производителями, в частности Olympus, с которой до сих пор компания напрямую не конкурировала.