Одно из обязательных условий успешного развития электронного бизнеса - наличие каналов связи, обеспечивающих высокоскоростную и надежную передачу мультимедийного трафика. Очевидно, что чем быстрее потенциальный покупатель получит сведения о товаре, тем больше вероятность, что сделка состоится. Это справедливо как в секторе В2В, так и в секторе В2С, причем в последнем случае время ожидания - критический фактор. Как свидетельствуют многочисленные исследования, если клиент в течение 15-20 с не получает нужной информации, он покидает Web-страницу.

Онлайнового покупателя лишь в редких случаях может удовлетворить описание товара и его фото. Обычно это относится к продукции, чей внешний вид хорошо известен и не нуждается в детализации. К данной категории товаров можно отнести бытовую и вычислительную технику, предметы повседневного обихода, например компьютер, принтер, сканер, телевизор, электрочайник и т. п. Более крупные вещи, имеющие к тому же свое "лицо", например мебель, так просто уже не продашь. Покупатель захочет оценить, встанет ли она в отведенное для нее место и как будет сочетаться с другими предметами обстановки и элементами интерьера. Еще сложнее дать клиенту представление о квартире или коттедже. Без виртуального путешествия по участку, осмотра окрестностей и захода в здание с посещением комнат не обойтись. Даже такой элементарный товар, как видео- или аудиокассеты, продавать было бы намного легче, если бы покупатель мог просмотреть или прослушать отдельные фрагменты.

В борьбе за клиента многие зарубежные компании, торгующие через Интернет, размещают на сайтах трехмерные модели товаров. Таким образом, покупатель получает возможность со всех сторон рассмотреть понравившееся ему изделие (см. CRN/RE № 5/2001).

Очевидно, что предоставить подобные сервисы невозможно без скоростных каналов передачи данных. Но скорость - не единственный параметр, характеризующий пригодность сети передачи данных (СПД) для ведения электронного бизнеса. Серьезные клиенты - крупные промышленные предприятия, финансовые организации, банки, биржи и т. п. - во главу угла ставят надежность и безопасность. Проблем обеспечения безопасности мы касаться не будем - это тема специального обсуждения. Поговорим о скорости и надежности передачи данных.

Сразу отметим, что основное внимание будет уделено СПД масштаба города и/или области. Услуги междугородной и международной связи оказывает пока довольно узкий круг операторов, в числе которых - "Ростелеком", "Транстелеком", "Сонера" и некоторые другие.

Итак, каково же состояние отечественных сетей, в какой степени они удовлетворяют потребностям электронного бизнеса?

Как отмечают специалисты, СПД Москвы, Санкт-Петербурга и крупных промышленных центров в целом отвечают потребностям электронного бизнеса. Но в большинстве регионов ситуация неудовлетворительная. Спрос на подобные услуги там невелик - местная промышленность с трудом сводит концы с концами. Одна из проблем - сбыт продукции. Предприятия не в состоянии везти ее на продажу в крупные города - нет денег, а использовать преимущества электронного бизнеса тоже не могут, поскольку не развита инфраструктура. Получается замкнутый круг, разорвать который можно лишь привлекая внешние инвестиции или приглашая к сотрудничеству крупные компании из больших городов. По всей видимости, этот путь - один из наиболее перспективных. Так считает Альберт Сафиуллин, директор компании "Совинтел" по развитию услуг и маркетингу. Его фирма год назад в партнерстве с региональными предприятиями связи приступила к реализации программы по строительству СПД для доступа в Интернет в регионах, и уже сегодня "Совинтел" работает не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Великом Новгороде, Калининграде, Пскове и Петрозаводске.

Существуют и другие механизмы финансирования строительства или модернизации сетей. Не так давно компания Diamond Communications объявила о завершении работ по проектированию мультисервисной СПД и поставке оборудования для ОАО "Камчатсвязьинформ" (см. CRN/RE № 5/2001). Реализовать этот довольно дорогостоящий проект удалось благодаря лизинговой схеме финансирования. Как рассказал Дмитрий Плотников, технический директор Diamond Communications, фирма "Промсвязьлизинг" предоставила оборудование в лизинг сроком на три года. Благодаря этому удалось не только единовременно реализовать весь проект (при традиционных схемах финансирования проекты тянутся годами и внедряются поэтапно), но и предоставить лизинг получателю в лице ОАО "Камчатсвязьинформ" выгодные условия налогообложения и погашения долга.

Но вернемся в Москву. Столичный опыт строительства и эксплуатации СПД ценен тем, что со временем его почти полностью можно будет применить в регионах. Москва выступает в роли полигона, где проходят проверку новые идеи и технологии, оценивается жизнеспособность законодательных актов, принятых схем регулирования и лицензирования.

По мнению Владимира Бойченко, руководителя информационно-аналитического департамента компании "Демос-Интернет", телекоммуникационный рынок - один из немногих, интенсивно развивающихся. Однако существует и ряд факторов, сдерживающих его рост, - отсутствие государственных инвестиций, монополизация СПД, отсутствие защиты прав инвесторов, недостаточная поддержка отечественных поставщиков, несовершенная система лицензирования. Тем не менее инвестиционная привлекательность телекоммуникационного рынка по-прежнему очень высока.

Обсуждая СПД для электронного бизнеса, нельзя не коснуться технических аспектов. Один из важнейших вопросов - скорость передачи данных. Понятно, что чем "шире" канал связи, тем дороже он обойдется клиенту. Что же реально нужно для эффективной работы? Специалисты говорят, что следует отдельно рассматривать две задачи: обеспечение связи офиса с внешним миром и обеспечение присутствия фирмы в Интернете. Считается, что мелким фирмам достаточно иметь канал связи с пропускной способностью 64 кбит/с, средним - от 128 до 256 кбит/с, крупным - до 2 Мбит/с. В перспективе использование видеоконференций, передача голоса и видео потребуют значительного увеличения полосы пропускания.

"Сегодня в Москве уже наметился интерес к скоростям 155 Мбит/с. С внедрением технологии АТМ запросы на доступ к сети на такой скорости становятся регулярными, - подчеркивает Владимир Буланов, технический директор компании "Комкор". - Однако массовым спросом пользуются скорости от 64 до 2048 кбит/с. Средние и крупные фирмы постоянно увеличивают скорость доступа в Интернет, что, возможно, обусловлено снижением цен на высокоскоростные каналы".

При организации присутствия в Интернете все определяется технологическим решением, считает Владимир Бойченко. Например, компания может иметь собственный Web-сервер и разместить его на своей технологической площадке. При "тяжеловесном" дизайне, использовании Java-приложений, больших баз данных компания должна иметь достаточную емкость канала. Иначе никому, кроме самой компании, Web-сайт не будет доступен. Оправдано решение, когда фирма размещает Web-сайт у Интернет-провайдера. Это может быть размещение виртуального сервера на оборудовании провайдера (hosting) или размещение своих устройств, включая Web-сервер, на технологической площадке провайдера (collocation). Подобные решения не требуют канала большой пропускной способности, поскольку аудитория сети обращается к ресурсу, расположенному у провайдера. Канал между провайдером и клиентом должен быть достаточным для того, чтобы обновлять информацию на сайте.

Другие вопросы, волнующие клиентов, - сроки предоставления услуг и их стоимость. Надо сказать, что на сегодняшний день Москва достаточно плотно покрыта сетями различных операторов, поэтому на прокладку кабеля редко уходит более двух недель, а расстояние до ближайшего узла обычно не превышает 1,5 км. Если прокладка кабеля по каким-либо причинам затруднена, возможности существующей кабельной сети исчерпаны или клиент не желает долго ждать, он может воспользоваться радиодоступом. Такое решение предлагает, например, компания "Совинтел". По словам Альберта Сафиуллина, потенциальный спрос на беспроводный доступ в Москве большой, но развертывание беспроводных сетей сдерживают сложная эфирная обстановка и долгая процедура получения разрешения на радиочастоты.

С этим мнением согласны специалисты и других компаний. При этом они подчеркивают, что беспроводные сети имеют неплохие перспективы в регионах, где кабельная инфраструктура развита не так хорошо, как в Москве. Тем не менее "Совинтел" предлагает беспроводные решения для Москвы и планирует развивать это направление в будущем. В рамках единого тарифного плана предлагаются услуги цифровой телефонии и скоростного доступа в Интернет. При этом клиент не должен приобретать оконечное оборудование - оно принадлежит оператору связи и является частью предоставляемых услуг.

По такому пути, и не только при строительстве беспроводных сетей, идут и другие компании, например "Голден Лайн". Их клиенты также не приобретают оконечное оборудование. У "Голден Лайн" есть ряд других конкурентных преимуществ. Так как одним из ее учредителей является МГТС, "Голден Лайн" может использовать практически всю инфраструктуру городского телефонного хозяйства. Оборудование "Голден Лайн" установлено в зданиях АТС во всех районах Москвы, а поскольку телефонные линии подведены к каждому дому, у "Голден Лайн" нет проблем с подключением клиентов: обычно используются уже существующие пары, реже прокладывается новый кабель.

Но и потребности пользователей с каждым днем растут. "К концу текущего года пропускная способность многих наших каналов будет исчерпана, - говорит Юрий Пестов, директор по маркетингу "Голден Лайн". - Мы проведем плановую модернизацию сети и увеличим пропускную способность в несколько раз. Делаем мы это регулярно, приблизительно каждые три года".

Качество и стоимость предоставляемых услуг в столице не вызывает серьезных нареканий клиентов. Не последнюю роль сыграла конкуренция между операторами связи.

"Сегодня в Москве работает свыше десятка крупных компаний и около полусотни средних и мелких, - подчеркивает Юрий Пестов. - Это заставляет снижать цены, больше внимания уделять техническому уровню СПД, вкладывать деньги в перспективные разработки". Компания стремится в максимальной степени использовать имеющиеся кабельную и волоконно-оптическую сети. "Прокладка кабеля - самое дорогое дело: строительство одного километра волоконно-оптической линии обходится в 4-8 тыс. долл. Еще 5-7 лет назад затраты окупались в течение одного года, - продолжает он. - А сегодня, в первую очередь из-за острой конкурентной борьбы, заставляющей нас снижать цены, затраты окупаются, в лучшем случае, через три года".

Вполне вероятно, что скоро у традиционных операторов появится еще один конкурент - кабельное телевидение (КТВ). Одна из компаний, предлагающих услуги КТВ, - "Комкор-ТВ". Фирма изначально планировала построить не простую кабельно-телевизионную сеть, а мультисервисную, способную предоставить клиенту разнообразные услуги, в том числе - высокоскоростной доступ в Интернет по выделенному каналу. Полоса пропускания такой сети - десятки Мбит/с.

Сеть КТВ имеет ряд преимуществ. Во-первых, простота подключения: коаксиальный кабель, по которому и осуществляется передача сигнала, есть в каждой квартире и практически во всех офисных зданиях. Чтобы получить доступ в Интернет, нужно приобрести кабельный модем. Во-вторых, при использовании такой сети не занимается телефонная линия. Более того, по мнению руководства компании, перспективным дополнением к услуге по передаче данных могли бы стать услуги IP-телефонии. Потенциальных заказчиков много, но цена (сегодня она составляет примерно 500 долл.) для многих пока неприемлема.

Сеть КТВ "Комкор-ТВ" построена и работает в двух районах Москвы - Чертаново и Хамовниках, в этом году должны быть завершены работы по подключению Центрального округа столицы.