Одна из важнейших особенностей Интернета - необычайная динамичность. Многие говорят о том, что в "новой" экономике все, что связано с Интернетом, развивается не в реальном времени, а в Интернет-времени, протекающем в 10 раз быстрее. С финансовой точки зрения это означает: результаты, для достижения которых традиционному бизнесу нужно 20 лет, в И-бизнесе можно получить за два года.

Новизна И-бизнеса и стремительность происходящих здесь изменений существенно затрудняют объективную оценку его перспектив. Не способствуют этому и ажиотаж, окружавший до недавнего времени И-бизнес, и не соответствовавшая действительности информация о якобы успешной деятельности многих И-компаний.

Развитие Рунета - не в Интернет-времени!

Прогнозы экспертов в отношении перспектив развития Рунета в ближайшие годы расходятся, но практически во всех есть две "константы": 1) "население" и объемы бизнеса в Рунете будут быстро расти, 2) темпы этого роста будут с каждым годом снижаться.

Замедление роста аудитории Сети объясняют несколькими причинами: сравнительно невысоким ростом продаж новых компьютеров, постепенным исчерпанием парка уже установленных, но не подключенных к Интернету компьютеров, отсутствием активной политики государства в отношении Интернета и даже некоторым оттоком части пользователей, которые под влиянием всеобщей Интернет-шумихи и рекламных акций крупных провайдеров "клюнули", но впоследствии разочаровались в возможностях Сети.

Кроме того, с точки зрения развития сектора В2С важен не только объем аудитории, но и ее качественный состав. А он оставляет желать лучшего. По данным исследовательской группы Monitoring.ru, за прошлый год аудитория Рунета увеличилась в 2,1 раза, однако основную долю составили новички, которые приобрели лишь первый опыт общения с Сетью. В то же время численность наиболее активной части аудитории (тех, кто проводит в Интернете 1-3 ч в неделю) за этот год практически не выросла.

По мнению Стюарта Райша, генерального директора компании "Голден Телеком", число платежеспособных пользователей в Рунете на порядок меньше его общей аудитории и не превышает 400 тыс. человек.

Инвесторы становятся меркантильнее

Прошедшие полтора года и сообщество людей, профессионально причастных к Рунету, и всю деловую прессу будоражили слухи, а иногда даже факты о многомиллионных инвестициях в российские Интернет-проекты. Действительно, если в 1999 г. в Рунете практически не было крупных игроков, то сейчас уже выявилась группа явных лидеров, большинство из которых получили внешние инвестиции. Некоторым энтузиастам даже казалось, что Интернет может стать катализатором привлечения западных инвестиций в российскую экономику в целом. Увы, ожидания оказались слишком оптимистичными.

Конечно, отечественные Интернет-проекты не останутся совсем без средств. Инвестиционные фонды, заинтересованные вложениями в Рунет, продолжают работать. Но былой лихорадки, наблюдавшейся в начале 2000 г., в ближайшее время ожидать не приходится, тем более что NASDAQ, по мнению многих участников рынка, еще не достиг своего дна, глубина которого оценивается в 1500 пунктов или ниже.

Отношение инвесторов к Интернет-проектам и "новой" экономике стало гораздо более взвешенным и "меркантильным".

Изменились приоритеты инвесторов в Рунете. Если в прошлом году наибольший интерес вызывали информационные Интернет-ресурсы, порталы и поисковые системы, то теперь на передний план выходят те сегменты И-бизнеса, которые сулят более реальную и быструю финансовую отдачу.

Если судить по сделкам, совершенным в последние месяцы, - приобретение группой ru-Net Holdings контрольного пакета компании eTops Consulting и крупного пакета в агентстве Интернет-рекламы IMHO; приобретение австрийской фирмой red-stars.com крупных пакетов акций Promo.ru и Actis Systems, то таких сегментов пока намечается два: 1) разработка корпоративных решений, связанных с Интернетом, 2) маркетинг и реклама в Интернете.

Хотя перспективы последнего тоже нельзя считать блестящими. Как отмечает директор компании 2sun Дмитрий Можаев, в прошлом году основную часть Интернет-рекламы в нашей стране составляли деньги, потраченные венчурными инвесторами на раскрутку собственных проектов. В этом году этих денег в таком объеме уже не ожидается, и развитие бизнеса будет определяться в основном тем, насколько успешно удастся привлекать в Сеть рекламу традиционных компаний.

"Рунет не для людей, а для экономики"

В2С. По разным оценкам, в начале этого года в Рунете было зарегистрировано примерно 700-800 И-магазинов. Правда, лишь номинально.

Во-первых, "живых", реально функционирующих среди них гораздо меньше.

Во-вторых, преобладающая часть существующих И-магазинов - это Web-витрины, для создателей которых важен прежде всего сам факт присутствия в Интернете и которые не очень озабочены ведением реальной торговли, что предполагает предоставление услуг на уровне не хуже того, к которому покупатели привыкли в обычных магазинах. И лишь меньшая часть - это И-магазины, создаваемые не ради номинального присутствия в Интернете, а для того, чтобы торговать.

Многие магазины после открытия демонстрировали быстрый рост оборотов, но сам оборот в большинстве из них очень мал - десятки тысяч долларов в месяц.

Главная проблема торговли В2С - отсутствие прибыльности. Практически все электронные магазины пока убыточны.

Факторы, препятствующие росту бизнеса в секторе В2С в нашей стране, общеизвестны - недостаточное развитие инфраструктуры телекоммуникаций, транспорта и финансовых услуг, низкий уровень платежеспособности населения, непритязательность потребителей, привыкших к плохому сервису, и др. Можно добавить к ним и еще один: если в США люди покупают товары через Интернет, в том числе и потому, что это позволяет избежать налога с продаж, который составляет там от 6 до 12%, то в России избежать уплаты НДС и налога с продаж при покупке через Интернет нельзя.

По-видимому, самым крупным в России Интернет-продавцом сейчас является холдинг eHouse, в который входит 10 различных И-магазинов. Суммарный оборот этих магазинов в 2000 г., по данным холдинга, правда, не подтвержденным аудитом, составил более 16,3 млн. долл., а прибыль - около 0,25 млн. долл. В текущем году компания планирует увеличить оборот до 36 млн. долл.

В целом в структуре продаж в секторе В2С доминируют такие товары, как книги, компакт-диски, видеокассеты, продукты питания и ряд других. Торговля компьютерной техникой и комплектующими через Интернет, к сожалению, не относится к числу наиболее прибыльных занятий. По данным компании Depо.ru, норма прибыли в торговле компьютерной техникой не превышает 2-3%.

В2В. Однако доминирующим направлением развития И-бизнеса в России, как и во всем мире, будет сектор В2В - экономика требует снижения издержек и дешевых посредников.

"Приоритетной моделью развития ... является не "Рунет для людей", а "Рунет для экономики"..., - считает президент группы IBS Анатолий Карачинский.

Интернет-рынок в России: структура и объемы (млн. долл.)
Сегмент/Год199920002001200220032004
Интернет-доступ79,9108,0180,2254,7368,3463,4
Доля, %92,560,250,641,837,531,9
Услуги (ASP + контент)1,510,528,882,8166,9318,7
Доля, %1,75,98,113,617,021,9
Реклама 2,05,09,40,338,156,1
Доля, %2,32,82,63,33,93,8
e-commerce355,8137,7251,8408,6616,2
Доля, %3,531,138,741,341,642,4
В том числе В2ВН/д42,099,6189,0316,5464,2
В2С 3,013,838,162,892,1152,0
Общий объем 86,4179,3356,1609,6981,91454,4
Рост, %Н/д107,598,671,261,148,1
Источник: Альфа-банк.

Постепенно, но неумолимо Интернет проникает в отечественный бизнес. Все больше компаний обзаводятся Web-узлами, размещая там информацию о себе, каталоги своих товаров и предоставляя возможность их заказа через Сеть. Тем не менее внедрение более или менее полноценных систем класса В2В - это пока редкое исключение, и пионерами здесь стали некоторые дистрибьюторы на рынке ИТ.

По оценкам аналитиков Альфа-банка, оборот в секторе В2В будет в течение ближайших лет превышать оборот в секторе В2С примерно втрое и в 2004 г. превысит 450 млрд. долл. Заметим, что это соотношение - 3:1 - резко отличается от прогнозируемого западными экспертами соотношения масштабов бизнеса в этих секторах в мире в целом - 10:1 в пользу В2В.

Причина здесь очевидна - печальное состояние отечественной экономики, обусловленное наследием советской плановой системы, многолетним периодом кризисного развития, а также очень большой долей бизнеса, работающего "в тени", - с бартером, коррупцией и уклонением от налогов.

Практически все крупные платежеспособные отечественные компании вследствие своей непрозрачности могут внедрять полноценные системы В2В лишь там, где нет пересечения с их основной деятельностью. В качестве примера эксперты называют "Газпром", который одним из первых в стране начал В2В-проект, но не для торговли своим основным товаром - газом, а для закупки на западном рынке труб (проект EuropeSteel.com).

Поэтому одной из важнейших предпосылок быстрого развития сектора В2В, особенно создания крупных электронных торговых площадок, эксперты считают повышение прозрачности бизнеса, ликвидацию различных "небелых" схем.

В России о себе заявили около 50 электронных торговых площадок. Правда, о практической деятельности большинства из них, в частности ряда отраслевых бирж, пока ничего не слышно.

На рынке ИТ развиваются пока два проекта электронных торговых систем, об организации которых было объявлено в августе прошлого года с интервалом в один день.

Созданная холдингом eHouse система eMatrix в настоящее время имеет торговые площадки в ряде городов России и стран Восточной Европы. По словам Владислава Улендеева, исполнительного директора eHouse, в сделках на eMatrix участвуют почти все ведущие дистрибьюторы, а общий объем заявок составляет в среднем около 80 млн. долл. ежедневно.

О начале работы торговой системы ITZone, учредителями которой стали компания PricewaterhouseCoopers и маркетинговое агентство SK Communications, планируется объявить в начале июня.

Куда это движется

Лейтмотив настроений в сфере электронного бизнеса очевиден - "новая" экономика начинает жить по "старым" экономическим законам.

По мнению Марка Андриссена, одного из основателей компании Netscape и пионеров Интернет-технологий, который, кстати, уже в 1998 г. перестал инвестировать в акции Интернет-компаний, сейчас все возвращается к положению, которое было в начале 90-х годов. "Тогда само собой подразумевалось, что у компаний должны быть доходы и прибыли. Netscape добилась операционной прибыли меньше чем через год", - говорит он.

"Чисто" электронные магазины уступают лидерство по количеству покупателей Интернет-филиалам обычных магазинов. Так, в списке ведущих И-магазинов США, составленном в конце прошлого года фирмой Nielsen/NetRatings, последним принадлежит семь мест в первой десятке.

Как считает Андриссен, среди известных компаний сектора В2С в США выживет только Amazon.com, другие же постепенно пойдут ко дну. Банкротство одного из былых лидеров, магазина e-Toys, кажется, это мнение подтверждает. Критически он оценивает и перспективы электронных бирж в секторе В2В.

Рунет после периода бурного роста ожидает этап консолидации, объединения и перегруппировки сил. Недавние проявления этой тенденции - создание холдинга e-Style, объединившего 10 связанных с Интернетом компаний и проектов, ранее развивавшихся в рамках группы компаний R-Style, и слияние компаний Port.ru и netBridge, в результате которого численность новой объединенной Интернет-компании сократилась примерно наполовину.

Среди ведущих компаний Рунета началась гонка за лидерство, которая, по мнению экспертов, приведет к тому, что львиную долю рынка получат 2-3 крупнейших игрока. В ближайшие 1-2 года ожидается также начало деятельности в России крупнейших западных порталов. Резкое преобладание активности в секторе В2С по сравнению с В2В вскоре закончится, и ситуация изменится на противоположную. По мнению IDC, это произойдет через два года.