Весной этого года в России начала работу бельгийская компания ISPserver, предлагающая заказчикам услуги хостинга (см. CRN/RE № 9/2001). До недавнего времени оборудование фирмы было установлено в специальном центре в Брюсселе. И вот теперь в ISPserver решили открыть центр Web-хостинга в Москве. О новых планах и новой стратегии компании рассказал в интервью заместителю главного редактора CRN/RE Константину Геращенко представитель ISPserver в России Сергей Каск.

CRN/RE: Каковы результаты вашей деятельности и почему компания решила открыть в Москве центр Web-хостинга?

Сергей Каск: За семь с небольшим месяцев работы в России нам удалось создать партнерскую сеть и найти своего клиента - фирмы, которым нужен хостинг именно за пределами России. Как правило, наши заказчики - это компании, чья деятельность ориентирована на зарубежные рынки. Среди них - финансово-промышленные группы, консалтинговые и юридические фирмы, организации, предлагающие услуги западным игрокам, желающим выйти на российский рынок. Есть реселлеры, которые специализируются на перепродаже услуг хостинга европейским фирмам, добавляя к ним заказные разработки Web-сайтов. Для этой категории клиентов важно быть как можно ближе к своим заказчикам или партнерам, поэтому Web-сайт в Брюсселе, подключенный к высокоскоростной магистрали UUNet, - как раз то, что им нужно.

К настоящему времени российские клиенты, ориентирующиеся исключительно на западный рынок, арендуют примерно 20 виртуальных выделенных серверов (это более 200 Web-сайтов), и число заказчиков продолжает увеличиваться. Вместе с тем мы и наши партнеры обнаружили, что большинство российских компаний, ориентированных на внутренний рынок, предпочитают размещать Web-сайты на серверах, расположенных в России. Это понятно, ведь время получения ответа с сервера критично для бизнеса. Мы долго размышляли, открывать центр Web-хостинга в России или нет? По нашим оценкам, спрос на эти услуги в ближайшие годы здесь будет расти. Однако окончательное решение было принято после того, как на выставке Internetcom наши специалисты поговорили с потенциальными клиентами и узнали их мнение.

CRN/RE: Что представляет собой ваш московский хостинг-центр?

С.К.: Пока это небольшое помещение, где установлена стойка, в которой смонтировано семь серверов. Разумеется, соблюдены все требования по защите, безопасности, электроснабжению и т. д., обеспечено техническое обслуживание. Помещение и подключение к Интернету предоставил наш партнер - Интернет-провайдер "ПЛАСинфо". По расчетам специалистов, имеющихся мощностей нам хватит на полгода. Более точные прогнозы делать трудно. Могу сказать, что первоначальные ожидания по поводу числа клиентов не оправдались - их количество растет не так быстро, как хотелось бы. Наш продукт (в ISPserver всегда подчеркивают, что предлагают не просто хостинг, а в первую очередь инструмент для профессиональной разработки Web-сайтов, их размещения и обслуживания. - К. Г.) оказался довольно сложным в технологическом плане. Сложилась парадоксальная ситуация - чтобы разобраться в особенностях наших технологий, ими нужно пользоваться, но, чтобы пользоваться, необходимы определенные знания и квалификация. Сейчас компания предпринимает шаги для популяризации своих технологий - планируется провести ряд семинаров для партнеров и потенциальных клиентов, все желающие уже сейчас имеют возможность бесплатно ознакомиться и протестировать наш инструментарий - ISPmanager, для чего на сайте компании можно самостоятельно открыть демосервер.

CRN/RE: Почему ваш выбор пал именно на компанию "ПЛАСинфо"?

С.К.: Мы пытались договориться с ведущими российскими и зарубежными Интернет-провайдерами, но это оказалось не так-то просто - чем крупнее фирма, тем более формализована ее структура, тем менее гибко она работает с клиентами.

CRN/RE: Будет ли ISPserver искать новых партнеров для продажи услуг российским пользователям?

С.К.: Основной костяк дистрибьюторов и дилеров уже сформировался, ими стали, главным образом, как мы и ожидали, Web-студии. Теперь им будет легче работать, поскольку они смогут предлагать заказчикам возможность выбора - хостинг в Бельгии или в России. Разумеется, мы прилагаем усилия к тому, чтобы число наших реселлеров росло, в частности планируем активизировать рекламную и маркетинговую деятельность, но я не думаю, что рост будет бурным.

CRN/RE: Какие планы вы связываете с открытием центра хостинга в Москве?

С.К.: По самым скромным оценкам, в течение года пользователи возьмут в аренду примерно 100 виртуальных серверов. Уже сейчас арендовано несколько серверов, а общее число заявок позволяет говорить о том, что в ближайшие недели будет арендовано около 40 серверов. Но это "накопленный" спрос, старый задел - клиенты терпеливо ждали открытия московского хостинг-центра.

CRN/RE: Когда вы рассчитываете окупить затраты и начать получать прибыль?

С.К.: Контрольный срок - весна будущего года, 1 апреля. Однако, я думаю, мы начнем получать прибыль раньше - осталось чуть-чуть, чтобы компенсировать затраты. Если темпы роста российского рынка сохранятся на прежнем уровне, а число пользователей будет расти с той же скоростью, что и ИТ-индустрия - наш бизнес будет успешным. Но мы намерены проводить агрессивную политику и надеемся, что наш рост будет более быстрым, чем в среднем на рынке. К этому есть объективные предпосылки. Недавно я ознакомился с одним из аналитических отчетов, посвященных предоставлению услуг хостинга, и обнаружил, что в России нет ни одной компании, которая контролировала бы значительную часть данного сектора рынка. Самая крупная доля составляет менее 10%. Это означает, что клиенты не имеют явно выраженных предпочтений, поэтому есть хорошие шансы привлечь новых заказчиков, ранее не пользовавшихся услугами хостинга, и заинтересовать привлекательными условиями клиентов конкурентов.

CRN/RE: Насколько сильна конкуренция на рынке услуг хостинга и кого вы считаете своими основными соперниками?

С.К.: Конкуренция в секторе хостинга, как и в любом другом, сильна. Крупные игроки известны - это "Демос", "Зенон", "МТУ-Информ", Cable & Wireless и др. Но простое сравнение ISPserver с другими фирмами будет некорректным. Как я уже подчеркивал, наш главный козырь - технологии, мы делаем ставку на простоту управления всеми службами сервера (DNS, Web-сервер Apache 1.3.22, FTP, SSH, SSL, PHP, CGI, MySQL и пр.) через графический web-интерфейс в сочетании с максимальной независимостью - администратор получает все права для управления сервером. Инструменты ISPserver незаменимы в тех случаях, когда клиенту необходимо создать и обслуживать несколько сложных сайтов - со скриптами, базами данных и т. д., но нет возможности приобрести физический сервер.

Безусловно, в чем-то мы уступаем конкурентам. Можно найти более дешевый хостинг, можно даже бесплатно завести свою страничку в Интернете. Это, возможно, интересно фирмам, начинающим свою деятельность. Вместе с тем, на рынке есть крупные компании, которые хотели бы установить свой сервер на площадке провайдера. Но услуги collocation-хостинга тоже не наша сфера. Если говорить о виртуальных выделенных серверах - в мире не так уж много фирм, подобных ISPserver. В Западной Европе и Америке наши цены и услуги вполне конкурентоспособны, а до России наши соперники пока не добрались. Были попытки российских фирм разработать технологии, подобные нашим, но никакой информации об этом нет и на рынке деятельность этих компаний незаметна.