Тему этой статьи подсказал редакции один из читателей, откликнувшийся на публикацию* в CRN/RE, посвященную мотивации менеджеров по продажам. «Как мотивировать менеджеров, которые нашли достаточно клиентов для желаемой зарплаты и больше двигаться не хотят? — написал он. — Они уже купили квартиры, машины и все, о чем мечтали, когда начинали. Сейчас им около 30 лет, а они уже, как пенсионеры, лишний раз не пошевелятся. Зачем? Ведь они достигли желаемого. Что с ними делать, чем заинтересовать?»
Действительно — и это подтверждают некоторые участники статьи — нередко менеджеры по продажам, особенно работающие с крупными клиентами, довольно быстро, уже к 30–35 годам, добиваются успеха — продажи идут неплохо, по-накатанному, зарплате можно только позавидовать, многие личные цели достигнуты. И в этот период отдача от них часто снижается: пул клиентов набран, проценты от продаж идут, «рвать жилы» теперь вроде бы незачем. Это в конечном счете сказывается на бизнесе компании. Как мотивировать таких людей на дальнейшее развитие? Чем их заинтересовать?
Эту ситуацию можно назвать спадом в работе, можно — застоем. Очень удачное, на мой взгляд, определение дал ей Павел Ефремов, директор по развитию компании «ЛайтНэтКомплекс»: «кризис продавца среднего возраста».
Масштабы явления: как часто и насколько сильно
Большинство наших собеседников, как участников ИТ-рынка, так и бизнес-консультантов, считают, что периоды застоя у ведущих продавцов, казалось бы, самого цветущего возраста — довольно распространенная ситуация в ИТ-компаниях. Причем зависящая от профиля их деятельности.
«Да, такие ситуации нередки, — считает Андрей Щукин, независимый тренер-консультант. — Сотрудник продолжает по инерции работать, потому что ему комфортно и привычно, а компания продолжает по инерции платить, потому что боится потерять вместе с ним клиентов, да и найти на рынке готового сотрудника сложно».
Это случается часто, говорит Андрей Смирнов, коммерческий директор компании USN, продавцы, находящиеся в состоянии застоя, есть и в USN.
Таких ситуаций предостаточно, считает и Алла Прохорова, заместитель генерального директора компании «Аплана». Правда, по ее словам, в «Аплане» продавцов, которые бы работали с одним заказчиком и со временем их объем продаж падал, не было.
Особенно часто, уточняет Павел Ефремов, такое случается в компаниях, где руководство, делая ставку на одного или двух ведущих продавцов, экономит на воспитании их смены.
«Думаю, такие продавцы встречаются во многих компаниях, мы не исключение», — говорит Наталья Булычева, директор по управлению персоналом Eaton в России.
По словам Алексея Тарасова, исполнительного директора компании «Импульс Телеком», это довольно регулярно происходит в растущих амбициозных фирмах. Были такие продавцы и в «Импульс Телеком», но руководство вовремя мотивировало их на дальнейшее развитие, одни перешли на новый уровень, а другие ушли.
Однако есть и альтернативные мнения.
Так, Наталье Соболевой, директору по персоналу компании OCS Distribution, тема этой статьи вообще кажется «довольно странной». «Редко бывает, что активный человек в 30 лет останавливается в развитии. Скорее всего, он просто удовлетворил какие-то первые потребности и набирает воздуха, чтобы двинуться дальше в достижении новых целей. Думаю, ловушка, в которую здесь попадают работодатели, скрыта в устойчивом мифе, что людей, а особенно коммерсантов мотивируют в основном деньги», — говорит она.
«Гипотезой редакции» называет рассматриваемую ситуацию Владимир Гайкович, генеральный директор компании «Андэк», который не встречал таких продавцов, но, может быть, потому, что долгое время руководил одной компанией. «Я не видел уставших продавцов, я видел продавцов, которые не хотят тратить силы на контракты ниже определенного уровня. Если они не могут добиться таких крупных контрактов в компании, они уходят. Если могут — работают дальше», — считает он.
Очевидно, что снижение эффективности, застой в работе даже одного из ведущих продавцов может сказаться на всем бизнесе компании. Как именно и в какой степени — зависит от ее структуры, организации бизнеса, от «глубины» застоя. Причем это влияние может быть не только отрицательным (это очевидно!), но и конструктивным — стимулировать расширение бизнеса, совершенствование организационной структуры и т. д. Разумеется, если руководство компании будет своевременно и должным образом реагировать.
По мнению Натальи Булычевой, в краткосрочной перспективе «кризис продавца среднего возраста» не сильно влияет на состояние бизнеса, поскольку у хорошего менеджера текущие дела, как правило, отлажены и идут своим чередом. Но если нет новых идей, драйва, желания развиваться, то в конечном счете это может привести к стагнации и негативно сказаться на развитии бизнеса в целом.
По словам Андрея Смирнова, в USN много направлений, над развитием которых трудятся целые коллективы, поэтому нельзя сказать, что такие люди влияют на весь бизнес компании. «Но, безусловно, у нас есть ключевые персоны, от которых зависит если не все, то очень многое по некоторым сегментам», — признает он.
В компании «ЛайтНэтКомплекс» ведущих менеджеров несколько, и одновременный спад в их работе маловероятен, говорит Павел Ефремов, поэтому к катастрофическим последствиям подобные спады не приводят, по крайней мере последние 15 лет. А вот в компаниях, где доля продаж одного или двух менеджеров превышает 50%, любая слабина в работе одного из них и тем более уход из компании влечет за собой довольно сильный внутренний кризис.
Безусловно, такие ситуации сильно отражаются на любом бизнесе, но не всегда с отрицательной стороны, полагает Вячеслав Бархатов, директор по продажам компании «Аксофт». Например, в «Аксофт» подобные этапы в жизни «звездных» продавцов рассматриваются и с точки зрения возможностей для расширения и укрупнения бизнеса компании, а также усиления отдельных направлений, требующих внимания опытных коллег.
Опасный возраст
Продажами в ИТ-компаниях занимаются люди разного возраста, они добиваются успеха, становятся «звездами» продаж или достигают некоего «потолка» в разное время. В их работе бывают как взлеты, так и спады. И тоже в разном возрасте. Вся эта хронология достаточно индивидуальна.
Утверждать, что «кризис продавца среднего возраста» касается какой-то определенной возрастной категории, вряд ли правильно, так как здесь играет роль не число прожитых лет, а определенный потолок, выше которого сотрудник не видит перспектив дальнейшего развития, считает Наталья Булычева.
Тем не менее многие наши собеседники полагают, что именно в возрасте примерно «30+» этот «кризис» случается чаще всего.
Возраст около 30–35 лет действительно можно считать опасным, считает тренер и бизнес-консультант Михаил Гринфельд.
«В наше время все происходит быстро», — говорит бизнес-консультант Радмило Лукич и поясняет: «До 30 лет в ИТ идет разгон и есть цель; после этого, без новых целей, хочется „уменьшить обороты“ и получать дивиденды. Совладельцем или акционером подавляющее большинство продавцов не станет; понять, куда двигаться дальше, они не могут — поэтому тихо зарабатывают, с возможным смещением приоритетов на спорт, семью, обучение, с мыслями о своем бизнесе».
На пороге четвертого десятка человек обычно уже заканчивает основное обучение: он прошел разного рода тренинги, получил различные сертификаты, 4–5 лет поработал продавцом и может решить, что инвестиции в себя и в работу на этом закончились, остается пожинать плоды, отмечает Андрей Щукин. Если к этому моменту человека перестали мотивировать старые стимулы, а новых не появилось, то можно считать это время опасным.
В USN, по словам Андрея Смирнова, возраст продавцов, переживающих «кризис», «примерно 30 лет».
Актуальна эта проблема и для компании SafenSoft, правда, здесь такие продавцы несколько старше — в среднем 35–40 лет, причем они не имеют долгов по ипотеке, сообщает генеральный директор Михаил Калиниченко.
В дистрибьюторской компании для наработки необходимых хорошему продавцу навыков требуется значительное время, поэтому период пресыщения работой и снижения мотивации наступает гораздо позже, чем в других сферах деятельности, считает Вячеслав Бархатов. Чтобы добиться успеха в этом бизнесе, продавцу недостаточно иметь пул надежных клиентов или уметь налаживать связь с ними — нужно быть и аналитиком, который ориентируется в тенденциях рынка, и маркетологом, который вместе с партнером развивает его бизнес и увеличивает за счет этого собственный объем продаж.
Но есть и другие мнения.
Например, в компании «ЛайтНэтКомплекс», как сообщает Павел Ефремов, возраст ведущих продавцов не менее 30 лет, причем самому успешному из них далеко за 40. По его мнению, такой возрастной порог существует в большинстве компаний, так как в последнее десятилетие уровень образования и просто культуры общения и поведения значительно снизился, и далеко не каждый сравнительно молодой менеджер умеет и способен общаться с заказчиком на достойном уровне.
Успешные, ведущие, «звездные»...
Специалистов, которым посвящена эта статья, наши собеседники из разных компаний называют по-разному — успешные продавцы, ведущие продавцы, «звездные», топ-продавцы, и все эти названия встречаются в тексте, так сказать, на равных. Но, возможно, последний термин не самый удачный, во всяком случае, некоторые против него возражают.
«Приставка „топ“, на мой взгляд, более подходит шоу-бизнесу, а не сфере ИТ», — отмечает Павел Ефремов.
«„Топ-продавец“ — редкий вид, — считает Владимир Гайкович. — Как правило, это человек, бескорыстно любящий деньги и придающий большое значение своему влиянию на людей. Ему нравится общаться с людьми, создавать иллюзии, а после за эти иллюзии получать деньги. „Топ-продавец“ продает клиенту его выраженные или не выраженные мечты, в которые и сам со временем начинает верить. На мой взгляд, именно такой характер профессии позволяет продавцам не останавливаться в развитии и расти профессионально. До „топового“ уровня дорастает хорошо если один из ста обычных сотрудников. Остальные так и остаются коммивояжерами, которые расхваливают полку с товаром».
Почему это случается?
Причин «кризиса» много, причем иногда действует не какая-то одна из них, а несколько. Их можно разделить на две категории: связанные с профессиональной деятельностью и личные. Личной жизни касаться не будем.
Причины, связанные с условиями работы в той или иной компании, многообразны.
Пожалуй, самая распространенная и банальная причина застоя — усталость от монотонности и рутины, настроение «все надоело», за которым следует потеря интереса к своей работе.
Понятно, что любая каждодневно выполняемая работа со временем может превратиться в рутину. Тем не менее многое зависит и от принятой в компании бизнес-модели, и от набора функций, возложенных на продавцов.
В частности, в дистрибьюторском бизнесе, считает Вячеслав Бархатов, для активного продавца, который нацелен на развитие и рост, вряд ли будет интересна лишь работа, связанная с входящими запросами, обработкой спецификаций и выставлением счетов. Для сохранения высокого уровня мотивации на результат и лояльности к работодателю этих функций мало.
Постоянную работу с одними и теми же заказчиками как основную причину застоя отмечает и Павел Ефремов. «Ведя годами от пяти до десяти больших, серьезных заказчиков, менеджер автоматически концентрируется на общении только с ними. Это занимает почти все его время и, как любая рутина, притупляет здоровый рабочий энтузиазм», — говорит он.
Топ-продавцам потеря мотивации не свойственна, чаще всего это случается с продавцами среднего уровня, у которых есть несколько «топовых клиентов», обычно полученных «в наследство» или от менеджеров по развитию бизнеса: у них возникает иллюзорное впечатление, что их недооценивают, что нет возможностей для развития, так как они не хотят вести самостоятельную работу, считает Алексей Тарасов.
Но иногда причины возникновения «кризиса продавца среднего возраста» гораздо глубже, нежели неудачная схема распределения задач, функций или клиентов между менеджерами.
«Главная и основная причина — застой в самой компании», — утверждает Николай Орлов, директор по продажам дивизиона широкопрофильной дистрибуции компании Merlion (кстати, он считает, что в российских ИТ-компаниях подобные ситуации встречаются часто).
«Большинство ИТ-компаний, занимаясь рутинными проектами, сами по себе походят на болото, которое успокаивает и тормозит. Были бы действительно новые, бросающие вызов проекты, и продавцы бы остались бодрыми», — полагает и Радмило Лукич.
Очень часто корни «кризиса» следует искать в неудачно выстроенной в целом системе мотивации сотрудников или в конкретных кадровых решениях руководства.
Традиционно и обоснованно считается, что деньги — основной стимулирующий фактор для любого человека, занимающегося коммерческой деятельностью, тем более непосредственно продажами. Но не менее важны (а порой даже более) нематериальные стимулы, поддерживающие у сотрудников стремление к самореализации и достижению более высоких результатов.
Пример неудачной мотивации, не столь уж редкий на практике, приводит Михаил Гринфельд: руководство компании хочет сделать опытного продавца руководителем отдела продаж, рассматривая этот шаг как поощрение, но оказывается, что этот лучший продавец является «одиноким рейнджером» по классификации известного бизнес-консультанта Ицхака Адизеса, т. е. человеком, хорошо добивающимся результата только в одиночку, но не предрасположенным к управлению другими людьми и освоению необходимых для этого навыков «интегратора» и «администратора».
Причиной застоя лучшего продавца может стать и ситуация абсолютного лидерства, отмечает Андрей Смирнов, когда в коллективе у него нет примерно равноценных соперников.
Что рекомендуют бизнес-консультанты?
Михаил Гринфельд:
«Рецепт» — это профилактическая работа в рамках индивидуального коучинга или коучинга, «зашитого» в рамки лидерской программы для сотрудников компании. Заказ для коуча в таких случаях — помочь такому продавцу в осознании его поведенческой роли (например, по уже упоминавшейся классификации Адизеса: «одинокий рейнджер», «администратор», «интегратор», «предприниматель»), в выработке новых жизненных и бизнес-целей и их согласовании с целями компании, а также в создании карьерного плана, составлении списка новых компетенций и программ обучения.
В более крупных компаниях этому обучают директоров по персоналу и руководителей подразделений, приглашают специалиста со стороны или заказывают лидерские программы для ключевых менеджеров.
Для небольших компаний наилучший вариант, когда сам руководитель осваивает методы коучинговой работы и лично становится наставником ключевых сотрудников, способствует повышению их лояльности компании.
Радмило Лукич:
- Тщательно выбирайте того, кто возглавит команду продавцов.
- Намекните службе HR, что она должна вносить весомый вклад в решение данной проблемы.
- Самым талантливым продавцам назначьте персональных спонсоров из рядов топ-менеджмента.
- Подготовьте программу «реанимации» и обучения данной категории продавцов. Рецепты излечения индивидуальные. Любая цена реализации такой программы будет намного меньше выгоды, упущенной в результате их дальнейшей немотивированной работы либо их ухода из компании.
Андрей Щукин:
Болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому начинать нужно с профилактики. Первое — это выработать стратегию и принципы мотивации: за что и как будут поощряться сотрудники, какое поведение считать нежелательным; как выглядят успешные люди в компании и что они делают, чтобы быть успешными, и т. д. С примерами, но без цифр и формул.
Если данная ситуация возникла и развивается, нужно уметь вовремя распознать начальные симптомы болезни, начать лечение на ранних стадиях. Ни в коем случае не наблюдать молча в надежде на то, что сотрудник «отболеет» и опять «рванет», а если нет, то, мол, сам виноват и ему нужно искать замену как «сбитому летчику».
При первых же симптомах лучше сразу поговорить с сотрудником — узнать, что на самом деле происходит, как он оценивает положение дел и почему. В этой ситуации нужно действовать совместно руководству компании и службе HR — взгляд с разных сторон может дать объективную картину. Нужно вместе нащупать те стимулы, от которых у сотрудника могут «загореться глаза».
После этого перейти к выработке плана действий по выходу из возникшей ситуации и наконец к его реализации.
Важно не допустить распространения болезни на других сотрудников.
И последнее: нужно понимать, что и когда делать с теми, у кого болезнь зашла слишком далеко.
«Заболевание» лечится!
По мнению почти всех наших собеседников, «кризис продавца среднего возраста» вполне преодолим. И если менеджеров должным образом мотивировать, то можно вывести их из кризисного состояния, вернуть интерес к работе, стремление к достижению более высоких результатов. Какие же меры стимулирования могут оказаться наиболее эффективными, а какие менее? Есть ли надежные «рецепты»?
Заведомо неэффективно пытаться стимулировать только деньгами — таково единодушное мнение всех опрошенных. Хотя бы потому, что эти люди, как правило, уже имеют неплохие доходы, решили основные материальные проблемы и их заботят вопросы совсем другого характера. Без увязки с другими стимулами дополнительные деньги — это недолго действующее, иногда даже вредное лекарство.
Повышение заработной платы — это мера временная. Эффекта от увеличения вознаграждения хватает максимум на полгода, затем ситуация снова возвращается к исходной точке — потере интереса, уверена Наталья Булычева.
В компании «Аплана», рассказывает Алла Прохорова, было предложение ввести понижающий коэффициент премии для менеджеров, которые давно работают с одним заказчиком, но его сочли неэффективным, потому что тогда у продавца пропадает стимул выращивать из клиента «дойную корову». Тем более что есть менеджеры, которые на протяжении нескольких лет работают с одним и тем же заказчиком и приносят компании хорошую прибыль за счет расширения проектов и направлений работ.
Заведомо неэффективна, уверен Алексей Тарасов, также негативная мотивация — штрафы, выговоры и пр.
Очевидно, что если компания пренебрегает другими, нематериальными средствами, то она заведомо теряет возможности для повышения эффективности бизнеса и отдачи от сотрудников.
Выбор правильных мер профессиональной мотивации — дело тонкое. В каждой конкретной ситуации для того или иного менеджера необходимы индивидуальные, понятные и приемлемые предложения.
«Каждый человек — это индивидуальность, а успешный — тем более. Здесь нет единого рецепта, универсального для всех. Одного может мотивировать только денежное вознаграждение, другого и денежное вознаграждение, и признание руководства и коллектива, а третий строит карьеру, и стимулом для него могут стать новые полномочия», — говорит Николай Орлов.
К этому перечню можно добавить и множество других возможных запросов и соответственно способов мотивации: ощущение важности своей роли в компании, возможность реализовать какую-то давнюю мечту, свободный график работы, опцион на приобретение акций, хорошее (например, на уровне МВА) обучение и т. д.
«Если руководитель правильно выстроил отношения со своим сотрудником и в курсе его личной жизни, его надежд и мечтаний, — он обладает гораздо большим арсеналом мотивационных инструментов, нежели тот, кто стрижет всех под одну гребенку и твердо уверен, что главное — платить рыночную зарплату и больше ничего делать не надо. Если хороший коммерсант заскучал и перестал развиваться, надо узнать, о чем он мечтает, каковы его мысли о будущем. Если компания попробует ему помочь, она сможет, скорее всего, получить и ответную реакцию. Цели, планы и формулы будут „падать на благодатную почву“, и никакого застоя не случится», — говорит Наталья Соболева.
Но в ходе поиска работающих мер мотивации (как уже отмечалось, в основном нематериальных) нельзя забывать о главном — ради чего предпринимаются все эти усилия.
«Основное мерило успешности продавца — это доход, который он приносит компании, и выполнение личного плана продаж. Система мотивации, существующая в компании, должна на 80% решать эту проблему, остальное — работа в ручном режиме его непосредственного руководителя. Компания прежде всего сама должна развиваться. Тогда и сотрудники поймут: чтобы соответствовать компании, быть ей полезной, необходимо расти и самим», — считает Николай Орлов.
Некоторые наши респонденты делятся собственным опытом борьбы с «застойными явлениями», рассказывая о конкретных мерах стимулирования, которыми они пользуются и которые показали свою эффективность.
Наталья Булычева: «Надо предоставить возможность учиться новому. Как правило, у менеджеров по продажам слабо развит навык управления человеческими ресурсами — логично предоставить им возможность научиться этому. Особенно если компания интенсивно развивается (как, например, Eaton на российском рынке) и у успешного продавца есть шанс возглавить отдел.
Таким сотрудникам надо поручать новые проекты, с которыми они ранее не сталкивались, причем в различных вариациях: создание проекта, управление им от начала и до конца или же реализация определенного этапа.
Еще один способ — совместительство, которое используется для выявления интересов работника, его сильных и слабых сторон. Это позволяет оправдать ожидания специалиста относительно развития в компании и грамотно спланировать его обучение».
Алексей Тарасов: «Очень эффективный метод — смена клиентской базы. К примеру, если менеджер общался с клиентами среднего звена, то стоит поручить ему небольшие компании или, наоборот, очень крупные; если он имел дело с конечными пользователями, стоит перевести его на работу с дилерами. Подобная „смена обстановки“ здорово оживляет людей».
Вячеслав Бархатов: «„Аксофт“ — территориально распределенная компания с представительствами в регионах, поэтому один из вариантов стимулирования ведущих продавцов — смена сферы приложения их сил: развитие новых сегментов партнерской базы или работа в другом регионе».
Михаил Калиниченко: «Приглашение другого продавца для создания конкуренции с последующим увольнением проигравшего, если ему не хватает мотивации для активного развития».
Андрей Смирнов: «Один из лучших методов — направить на новый и интересный проект, который существенно повысит квалификацию сотрудника, его компетенции и значимость в компании. Или же устроить „неформальные“ соревнования по выявлению лучших среди равных».
Павел Ефремов: «Создание вокруг такого менеджера рабочей группы из нескольких ассистентов, избавляющих его от рутинных дел, с одновременной мотивацией всей группы на суммарный результат. Эффект „стоячей воды“ пропадает, так как результативность группы и возможность зарабатывать больше теперь зависят не только от результатов одного менеджера, а от общих успехов. В подавляющем большинстве случаев такая мотивация себя полностью оправдывает».
Алла Прохорова: «Дать менеджеру помощника. С одной стороны, он берет на себя часть рутинной работы, дополнительно развивает отношения с клиентом, освобождая тому время для поиска и привлечения новых клиентов. С другой, снижается риск потерять контакт с заказчиком (если эккаунт-менеджер уйдет из компании) — есть еще один человек, работающий по этому направлению. Кроме того, такой помощник со временем может вырасти в полноценного менеджера, так что появляется и конкуренция, которая дополнительно мотивирует к активной работе».
Есть соображения и рекомендации общего характера, опирающиеся на признанные научные теории в сфере менеджмента и многолетний мировой опыт, есть успешные способы вывода из «кризиса», опробованные на практике в российских ИТ-компаниях, — такую «ложку дегтя» добавляет Михаил Калиниченко в позитивный тон раздела о правильной мотивации.
Вот как он отвечает на вопрос, можно ли и как именно мотивировать топ-продавцов выйти из застоя? «По крайней мере, точно не материально. Чего я только не пробовал. Ничего не работает. Специфика работы продавца заключается в том, что он должен всегда хотеть больше денег. Когда ему уже больше не надо — наступает застой. Если продавец потерял интерес к деньгам, то его надо убирать из продаж».
* См. https://www.novostiitkanala.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=63826.