Китай вошел во Всемирную торговую организацию (ВТО) в прошлом году. До этого иностранные компании не имели права торговать в стране напрямую. Но обязательства, принятые Китаем при вступлении в ВТО, открыли для иностранных дистрибьюторов возможность создавать совместные предприятия с участием китайских фирм. В 2003 г. иностранцы смогут получить над такими СП полный контроль. А начиная с 2004 г. ограничения в этой сфере будут отменены вовсе.
На сегодня Китай демонстрирует самый большой рост в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и уже к концу года, по прогнозам IDC, станет здесь крупнейшим ИТ-рынком. К 2005 г. на эту страну будет приходиться 40% ИТ-рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Если американские дистрибьюторы уже сейчас примут решение о выходе на рынок Китая, они могут стать первыми среди иностранцев и получить немалую долю этого рынка, который, по оценкам IDC, составляет 22,1 млрд. долл.
От 15 до 20% оборота китайского ИТ-рынка, по утверждению руководителей компании Ingram Micro, проходит через каналы дистрибуции. И рассчитывая получить часть этих оборотов, Ingram Micro заключила партнерское соглашение с китайской компанией, получившей статус субдистрибьютора.
«Китай — единственная страна в мире, где в течение ближайших нескольких лет рост продаж на ИТ-рынке будет стабильно исчисляться двузначными цифрами, — комментирует эти действия президент Ingram Micro Asia-Pacific Ганс Коппен. — Сотрудничество с китайской компанией дает нам определенное преимущество. Здесь, как и в США, и Европе, необходимо потратить немало времени, чтобы создать надежную и рентабельную систему дистрибуции».
По данным IDC, cегодня крупнейший дистрибьютор в Китае — Digital China. Эта компания с оборотом 8,6 млрд. долл. была отделена от производителя ПК Legend Holdings. В Ingram Micro уверены, что вскоре достигнут уровня Digital China, но не смогут существенно увеличить вклад региона в общую прибыль компании.
По данным Джефри Цанга, директора Ingram Micro по маркетингу в Китае, продажи в этой стране составляют почти половину оборота компании в Азиатско-Тихоокеанском регионе (без Японии), но не превышают 3% общемирового объема продаж Ingram Micro.
Дистрибьюторская компания Westcon Group, специализирующаяся на продаже сетевых устройств, работала в Гонконге и Китае, но два года назад ушла с этого рынка. «Здесь основной упор делается на движение товаров, что полностью противоречит нашей модели продаж, ориентированной на предоставление дополнительных услуг», — объясняет действия компании главный управляющий Алан Марк Смит. В то же время Смит не отрицает, что в Китае существует определенный риск ведения бизнеса, вызванный не всегда лояльным отношением местных властей к американским компаниям, но изменения, ставшие следствием вступления Китая в ВТО, по его мнению, положительно скажутся на работе иностранных фирм.
Реселлеры, которые работают за пределами США, отмечают, что бизнес на новых мировых рынках позволяет им использовать имеющиеся системы дистрибуции для удовлетворения потребностей заказчиков в других странах. Однако в отношении Китая они занимают выжидательную позицию.
Компания Tech Data не представлена в Азиатско-Тихоокеанском регионе и до сих пор не рассматривает перспективы глобального наступления на этот рынок. «В первую очередь мы концентрируем усилия на тех регионах и странах, где работаем сегодня», — говорит президент Tech Data по операциям во всем мире Нестор Кано.
Президент Synnex Information Technologies Боб Хуанг еще в декабре выступил с заявлением о планах компании начать работу на рынке Китая. Но теперь в Synnex просто отказываются комментировать это заявление.