В нынешнем году исполняется 55 лет с того дня, когда один из исследователей компании IBM Ханс Лун (Hans Peter Luhn) впервые использовал термин «бизнес-аналитика» (Business intelligence, BI), определив его как «возможность понимания связей между представленными фактами». Совершив по сути своего рода прорыв в науке, американский исследователь вместе с тем оставил потомкам тугой гордиев узел. Активно применяя термин в повседневной жизни, многие до сих пор так и не могут внятно определить понятие «бизнес-аналитика» применительно к конкретной сфере. А тем временем только российский рынок бизнес-аналитики, по оценкам компании IDC, ежегодно удваивается. Параллельно идущая автоматизация всех внутренних процессов в компаниях привела к появлению отдельного подвида бизнес-аналитиков — ИT-бизнес-аналитик.
Условия жизни и поведение
По оценкам экспертов кадрового центра «ЮНИТИ», рост рынка BI спровоцировал в прошлом году практически удвоение числа вакансий в этой области. Подобная популярность имеет, впрочем, и свою обратную сторону: сами бизнес-аналитики считают, что уровень их зарплат незаслуженно отстает от темпов роста их востребованности. «Соискатели с годовым опытом работы рассчитывают на
Однако работодатели не разделяют мнения соискателей о размере вознаграждения, считая, что в кризис зарплаты бизнес-аналитиков пострадали менее других ИT-специалистов, и поэтому причин для дальнейшего роста нет. Кроме того, компаниям всегда непросто найти претендента, точно отвечающего условиям вакансии (зачастую кандидату не хватает знаний предметной области, специфики работы компании-нанимателя), поэтому разговор о повышении зарплаты откладывается как минимум до первых полноценных результатов работы сотрудника.
Во многом соглашаясь с работодателями, рекрутеры все же вынуждены констатировать, что профессионал BI никогда не согласится на предложение меньше той суммы, которую он для себя определил. «Рынок диктует жесткие условия. ИT-бизнес-аналитики, в подавляющем большинстве — это молодые специалисты, которые, почувствовав востребованность, к сожалению, становятся крайне нелояльными. Средний стаж большинства кандидатов не превышает одного года», — говорит Вера Анисцына. По ее словам, каждый переход сопровождается очередным повышением зарплаты на
Независимый ИT-консультант Игорь Бобовский считает, что у профильных ИT-компаний или крупных фирм с сильным, давно сформировавшимся ИT-департаментом проблем в поиске кадров не существует. «Они четко понимают, какого специалиста хотят подобрать и что от него хотят. Средним, мелким и непрофильным сложнее», — утверждает эксперт. По его словам, нередко работодатель со своей стороны не может внятно объяснить потенциальному бизнес-аналитику его круг обязанностей, правильно поставить задачу. Несовпадение компетенций и задач порой выясняется только в процессе работы, и эта ситуация может в конечном счете привести к взаимным обидам, убыткам и потере времени.
«Именно поэтому я бы не советовал пользоваться случайными протекциями. Постарайтесь найти узкоспециализированного специалиста по кадрам, с опытом, который сможет понять ваши потребности, трезво оценить потенциал кандидатов, который знает предметную область, владеет терминологией, располагает наработанной базой кандидатов», — акцентирует внимание Игорь Бобовский.
Ареал обитания: компания — заказчик решений
Наиболее актуальна проблема удержания бизнес-аналитика для компаний — потребителей ИT-продуктов. Ведь для успешного выполнения своей миссии бизнес-аналитику лучше иметь «постоянную прописку», знать компанию изнутри, быть в курсе всех происходящих процессов, контролировать конкурентные области. Все это накапливается с опытом, а увольнение аналитика приводит к потере мощного информационного пласта компании. Хорошо еще, если он уходит не к конкурентам.
Как замечает Олег Панин, руководитель отдела аналитики «ЛАНИТ — Би Пи Эм», миссия аналитика заключается в организации процесса непрерывного мониторинга и анализа, внедрении мер по повышению эффективности бизнес-процессов для достижения стратегических целей компании. «Даже построив идеальный бизнес-процесс, нельзя рассчитывать, что на протяжении всего жизненного цикла организации он останется неизменным. Современная бизнес-среда очень динамична, она требует умения оперативно и гибко менять бизнес-процессы, закладывая в их основу новые бизнес-цели», — замечает эксперт.
Говоря о компетенциях, эксперты выделяют важное для специалиста — владеть инструментами и методиками анализа, чтобы корректно выявлять проблемы бизнеса и четко формулировать потребности в изменениях. Портрет достойного кандидата на позицию бизнес-аналитика, как правило, таков: мужчина или женщина (50/50) в возрасте 30 лет, с высшим экономическим или финансовым образованием, хорошим английским, отлично подготовленный в области исследования, анализа и моделирования бизнес-процессов. Также работодатели часто требуют знания ARIS, BPwin и MS Project. Обычно требуется профильный для конкретной вакансии опыт работы. Для внутреннего ИT-бизнес-аналитика техническое образование — лишь желательное требование.
Большое внимание уделяют работодатели личностным качествам, поскольку понимают, что человек должен работать в постоянном взаимодействии как со специалистами внешних провайдеров, так и сотрудниками различных служб и подразделений внутри компании. Поэтому, формулируя требования к вакансии, они называют такие критерии: аналитический склад мышления, коммуникабельный, структурированный, гибкий, но настойчивый и убедительный.
По словам Веры Анисцыной, отраслевая принадлежность компаний, физически «дозревших» до необходимости использования ИT-бизнес-анализа (а следовательно, готовых оплачивать и удерживать в штате специалистов), не широка. Среди заказчиков, обращавшихся с подобными запросами в «ЮНИТИ», подавляющее большинство — банки, ретейлеры и представители сферы логистических услуг. Причем готов вкладываться в данных специалистов только крупный бизнес.
Ареал обитания: компания — поставщик решений
Портрет внутреннего сотрудника во многом повторяет и описание вакансии ИT-бизнес-аналитика в компании — провайдере информационных решений. «Бизнес-аналитик компании — поставщика решений должен четко понимать, а зачастую и помогать правильно формулировать и выявлять информационные потребности заказчика, чтобы применяемые технологии решали конкретные, необходимые бизнесу задачи. При этом он должен уметь доступно объяснить клиенту, почему необходимо применять конкретное решение, какой качественный и экономический эффект будет достигнут, чем предлагаемый способ отличается от других программных продуктов, имеющихся на рынке», — поясняет различие управляющий директор компании «Май-Tech» (CIO компании «Май») Александр Балабанов.
По словам Олега Панина, специалисту важнее всего уметь убеждать. «Стороннему бизнес-аналитику (даже работающему под известным брендом) доверяют меньше, чем „своему“, — считает эксперт. — Заказчик почти всегда опасается, что „умный дядя насоветует и уйдет, а нам с этим жить“. При приеме на работу в „ЛАНИТ — Би Пи Эм“ мы отдаем предпочтение творческим людям, сообразительным и со смекалкой, которые способны оперативно понять специфику бизнеса конкретного клиента и сделать предложения, которые дадут максимальный эффект и приблизят процессы компании к идеальным. Законодательство, опыт и методики изучить можно, а вот побороть себя и из интроверта стать экстравертом — уже вряд ли».
Внутривидовые различия
Говоря о подборе кандидатов, работодатели в первую очередь акцентируют внимание на опыте и результатах работы. «Основной показатель эффективности, на который влияет бизнес-аналитик, это проведение качественного обследования существующих баз данных и других систем, являющихся источниками данных, в дальнейшем формирование требований к системам, процессам и т. д., — поясняет Дмитрий Новиков, руководитель отдела комплексных систем автоматизации компании Softline. — Другими словами, успех проекта с точки зрения работы специалиста по бизнес-аналитике зависит от качественно проведенного обследования, уровня компетенции и опыта прошлых проектов. Все эти составляющие увеличивают эффективность проекта в разы».
Критерии большинства работодателей в целом схожи, но существуют и поправки на специфику. Так, в компании «ЛАНИТ — Би Пи Эм», где работа бизнес-аналитика так или иначе переходит в разработку ИT-решений, эффективность напрямую зависит от временных затрат на этапе подготовки системным аналитиком технического задания для разработчиков и количества последующих итераций по его согласованию. «Если с макропозиций, то все стремятся к улучшению KPI, которые были обозначены клиентом на старте проекта, — подытоживает Олег Панин. — Это могут быть: сокращение персонала, сокращение временных показателей, повышение лояльности клиентов и т. п.».
Александр Балабанов главным показателем эффективности любого проекта называет достижение всех его целей при соблюдении баланса трех основных показателей — качество (quality), стоимость реализации (cost), сроки выполнения (delivery). «При этом все обозначенные показатели напрямую зависят от работы бизнес-аналитика и степени его вовлеченности в проект. Отвечая за правильный маршрут к достижению цели, специалист формирует план верхнего уровня поэтапной реализации проекта, устанавливает все требования, задает вектор направления для наиболее рационального развития, четко обозначая начальную и конечную точку воплощения проекта, а также промежуточные контрольные точки», — поясняет эксперт.
Соответственно критерии эффективности проекта ложатся в основу индивидуальных показателей для специалиста. В качестве примера Александр Балабанов представляет три основных направления, по которым оценивается результативность бизнес-аналитиков «Май-Tech»:
- KPI предпроектного обследования: формируется на основании показателей объема продаж, а также оценки участия в разработке технической части коммерческих предложений и формирования набора вариантов решений;
- KPI проекта: формируется на основании оценки степени удовлетворенности клиента, основным показателем которой является достижение целей проекта, а также соблюдение запланированных сроков и затрат в соотношении с фактическими результатами;
- ROI проекта: формируется по результатам проекта на основании анализа эффективности внедрения предложенного решения.
Миграция и эволюция
Востребованность бизнес-аналитиков на рынке труда, по словам эксперта «ЮНИТИ», приводит к тому, что профессиональный рост нередко становится ключевой точкой соприкосновения интересов работодателя и специалистов. «Отработав буквально год на одной позиции, специалист ждет повышения. Если он не получает подтверждения о готовности работодателя поддержать его рост, то тут же обращается на рынок труда, причем претендуя на более высокий уровень вакансии или ориентируясь на более крупные и известные компании, — говорит Вера Анисцына. — Таким образом, для работодателя важно изначально (уже при подборе) держать в фокусе внимания данную мотивацию кандидатов. Также следует учитывать ее в процессе сотрудничества, предоставляя сотруднику возможность развиваться и расти внутри компании».
Безусловно, путь продвижения in-house бизнес-аналитика отличается от вектора движения специалиста, например, в компании-интеграторе. В первом случае нередко рост невозможен в принципе, и тогда необходимо, чтобы сотрудник понимал, что его развитие в большей степени связано с усложнением проектов. Важно также, чтобы в мотивационной системе работодателя была предусмотрена оценка развития компетенций специалиста, которая находит справедливое отражение в оплате труда.
Более понятные принципы развития карьеры ИT-бизнес-аналитика в компаниях-интеграторах. Так, Александр Балабанов рассказывает о четырех ключевых этапах продвижения специалиста своей команды в области бизнес-аналитики.
Первый уровень: системный аналитик — бизнес-консультант, который отвечает за разработку бизнес-процессов в рамках одной конкретной системы (например, «1С:Предприятие 8.х»). Он отвечает за создание функциональных требований и вариантов использования системы, поддерживает процесс разработки и тестирования предложенных решений.
Второй уровень: ведущий бизнес-аналитик — бизнес-архитектор проекта, специалист, который целиком отвечает за реализацию проекта (архитектуру решений, пути внедрения, интеграцию всех систем, реализацию целей проекта).
Третий уровень: лидер бизнес-направления — куратор групп бизнес-проектов, отвечающий за весь «портфель» активностей.
Четвертый уровень: директор по развитию бизнеса — определяет стратегию развития компании в долгосрочной перспективе, обладает глубокими знаниями отрасли, отвечает за качественное течение процессов развития и роста бизнеса, управляет потенциалом компании.
Оценивая «завтрашний день» бизнес-аналитиков, многие эксперты пророчат им благополучное будущее. Интеграция бизнес-процессов и углубление автоматизации будет долго поддерживать спрос на людей, способных провести качественный анализ ситуации. «Позиция останется актуальной всегда. Спрос на аналитиков будет расти, — не сомневается Елена Решетова, директор по управлению персоналом компании PingWin Software. — BI чрезвычайно важна для интеграторов, так как правильно проведенная диагностика, четкое описание бизнес-процессов, грамотное и концептуальное техническое задание с описанными требованиями к решению становятся отправной точкой для удовлетворения потребностей заказчика любого уровня и решения сложных комплексных задач».
«Заработная плата будет увеличиваться, — замечает Вера Анисцына. — Последний прирост составил примерно
Автор — специалист по подбору персонала кадрового агентства «ЮНИТИ».