В годовщину выпуска ОС Windows XP корпорация Microsoft отпраздновала успешный квартал своего флагманского продукта. Однако у партнеров из канала было не много поводов для праздника.
Продажи XP через OEM-партнеров и маневры с программой лицензирования Licensing 6.0 обеспечили корпорации резкий рост продаж ПО для настольных ПК в 2002-м финансовом году и 33%-ный рост дохода в этом сегменте в I квартале 2003-го ф. г. (завершился 30 сентября). За первый год присутствия новой ОС на рынке Microsoft продала 67 млн. лицензий на нее — намного больше, чем в первый год после выпуска Windows 2000. На долю XP приходится теперь больше половины всех проданных лицензий на ОС Windows.
Однако впечатляющие масштабы продаж лицензий не превращаются в доходы партнеров из канала, чей бизнес связан с внедрением ОС у корпоративных заказчиков.
По данным Microsoft, к концу 2002 г. внедрять XP начали менее 10% из 250 млн. пользователей Windows. Лицензионные соглашения по XP, подписанные под угрозой назначенного для Licensing 6.0 крайнего срока 31 июля, помогли Microsoft удвоить прибыль по сравнению с прошлым годом, доведя ее в I квартале 2003-го ф. г. до 2,7 млрд. долл. Но после этого реселлеры стали готовиться к долгой и «холодной» зиме, ожидая, что спрос на услуги по внедрению XP останется низким до 2003 г.
Как заявил Майк Лейб, директор по маркетингу компании Total Tec Systems, выпуск первой версии XP — это промах. Многие фирмы не хотят переходить на первую версию новой ОС, особенно в экономически тяжелые времена.
По мнению Боба Лэмба, президента компании ESI Technologies, заказчики не видят смысла в переходе на XP. «Для работы приложений, которые используют малые и средние фирмы, не требуется установка Windows XP».
Нежелание корпоративных клиентов переходить на новую ОС канал предсказывал уже вскоре после дебюта Windows XP в октябре 2001 г. По данным ежемесячного опроса, проведенного CRN в ноябре 2001 г., 48% реселлеров ожидали, что их клиенты начнут переход на XP во второй половине 2002 г., а 13% вообще не ожидали такого перехода.
«У нас практически не было продаж Windows XP. Почти все клиенты используют Windows 2000 Pro», — сказал Митч Барнетт, президент компании 5 By 5 Software Ventures.
Пока Microsoft прикладывает немалые усилия для продвижения Windows XP, многие из ее партнеров выживают благодаря Windows 2000. Некоторые реселлеры пытаются наладить бизнес по XP, сосредоточившись на внедрении .Net Server и Active Directory из Windows 2000, рассматриваемых как фундамент для технологий XP и .Net. Другие рекламируют беспроводные и Web-службы XP, ее мультимедийные функции, а также меньшую стоимость владения и новые технологии, которые могут открыть возможности продаж дополнительных сервисов XP, например Smart Displays, Tablet PC, Windows Media Center, XDocs for Office 11 и MS-CRM.
Как утверждают реселлеры, главные аргументы при продаже XP — совместимость с беспроводными сетями 802.11b и наличие функций защиты. Более того, в первой половине 2003 г. в XP должна быть включена поддержка Bluetooth, а такие средства, как Internet Firewall Connection и IPSec, повышают безопасность Windows.
Ларри Суза, президент реселлерской компании Maximum Micro, говорит, что объем продаж Windows XP невелик, но он ожидает, что доля систем, продаваемых с предустановленной XP Pro, увеличится с 30% в 2002 г. до 85% в 2003 г. в основном за счет мультимедийных приложений и Web-услуг.
Чтобы ускорить внедрение Windows XP, Microsoft предприняла определенные шаги. Через свой новый отдел Capital Unit корпорация предлагает мелким и средним клиентам финансирование под низкий процент и пообещала выделить 1 млн. долл. на анализ доходности инвестиций в XP. Microsoft утверждает, что те, кто перейдет с различных версий Windows 9x на XP, получат за три года отдачу в 200% — такова оценка доходности перевода настольных систем по новому показателю — «полная цена возможностей» (Total Value of Opportunity), разработанному компанией Gartner.
Директор Microsoft по маркетингу клиентской части Windows Роджерс Уид признал, что спустя год после начала продаж доля внедрения XP была мала, «намного меньше 10%».
В условиях неспокойной экономики и сокращения расходов на ИТ лишь немногие руководители отрасли винят Microsoft за застой на рынке услуг. Инвестиционная компания Goldman Sachs недавно понизила свой прогноз роста расходов на ИТ в 2003 г. с 6–7% до 2–3%. Windows 2000 Pro и XP входят в число семи главных категорий ПО, по которым прогнозируется наибольший рост расходов в следующем году, на их долю приходится 63% всех проданных лицензий на ОС. Однако в числе наиболее пострадавших сегментов ИТ-бизнеса в 2003 г. окажутся, по данным опроса ИТ-менеджеров, проведенного Goldman Sachs в сентябре, системная интеграция и профессиональные услуги.
«Продажи XP идут медленно, но такова картина со всем ПО, — говорит Дэвид Кастеллани, главный управляющий ASP-компании Mi8. — В неопределенной экономической ситуации трудно обосновать переход на новую ОС».
Майк Лейб из компании Total Tec Systems отмечает, что некоторые фирмы, использующие унаследованные ERP- и MRP-системы, не хотят перемен, которые позволят им работать с XP, поскольку это потребует затрат. Другие реселлеры называют еще ряд факторов, тормозящих принятие XP, в частности отсутствие привлекательных новых приложений, несовместимость с продуктами третьих компаний и споры вокруг ключей активации XP.
Как рассказал Тодд Баррет, менеджер реселлерской компании CPU Sales & Service, его фирма не осуществила еще ни одного перевода на XP Pro, но недавно перевела довольно крупную систему на Windows 2000. Заказчик выбрал Windows 2000, поскольку не хотел рисковать, переходя на новый VPN-клиент Check Point Software, который мог вызвать проблемы с ноутбуками торговых представителей на местах. Заказчики чувствуют себя спокойнее, используя мощные приложения типа Oracle или IBM WebSphere, работающие под управлением Windows 2000, а не под XP.
У реселлеров почти не остается иного выбора, как проталкивать XP, поскольку Microsoft сделала получение прежних версий Windows через канал «почти невозможным» для компаний, говорит аналитик IDC Дэн Кузнецки.
Одним из пострадавших игроков канала стала компания Software To Go, которая специализируется на консалтинге и услугах. «Более 80% наших клиентов — мелкие компании. Очень немногим из них нужно что-то более совершенное, чем Windows 98, а XP привносит с собой массу ненужных сложностей, да и просто не сможет работать на большинстве машин моих клиентов без крупной модернизации, за которую те не хотят платить, — говорит президент Software To Go Джо Балсаротти. — Но сейчас уже невозможно достать Windows 98 в рознице».
XP в России
Как отмечают российские дистрибьюторы, «Windows XP продается понемногу, но регулярно». Сегодня объем продаж новой ОС сопоставим с объемом продаж Windows 2000, который был достигнут через год после ее выпуска.
Дистрибьюторы подчеркивают, что многие клиенты не спешат переходить на новую ОС — функциональные возможности Windows ХР избыточны для большинства российских компаний, кроме того, для установки ХР требуются мощные ПК, а они есть далеко не у всех. Пользователей вполне устраивает ОС Windows 2000 — это надежная и мощная платформа и для нее разработано много приложений, в том числе бесплатных.
На рынке SOHO продолжает доминировать Windows 98, не последнюю роль сыграло и то обстоятельство, что в эту ОС не встроен механизм активации. Правда, в последнее время доля Windows 98 уменьшилась, ей на смену идет Windows XP Home Edition, а версия Windows Me, по мнению дистрибьюторов, быстро сошла со сцены, не оправдав надежд, которые на нее возлагала Microsoft.
Обычно новая ОС вытесняет предыдущую версию в течение года. Так было, например, при выпуске Windows 2000, которая сменила Windows NT. Но между версиями 2000 и ХР прошло слишком мало времени, ХР появилась на пике продаж Windows 2000. Поэтому реселлеры уверены в том, что Windows 2000 не скоро сойдет со сцены. К тому же корпоративные заказчики довольно консервативны.