Не только бизнес
Увлечения, возникшие в юности, часто самые глубокие. Председатель совета директоров группы компаний «АйТи» Тагир Яппаров пристрастился к джазовой музыке лет с четырнадцати. Слушал дома, в Уфе, вместе со старшими братьями и их друзьями записи джаза и альтернативной музыки. Приехав в Москву, Тагир стал посещать джазовые концерты. Это были 80-е годы, всюду чувствовалась жажда обновления. Музыканты наверное, ощущали это лучше других, во всяком случае тогда так казалось. В них было больше смелости, непосредственности и души.
Тагир Яппаров вспоминает: «Советский официоз в те времена воспринимался молодыми отрицательно. Мы не хотели слушать ту музыку, которая исполнялась по радио и телевидению, читать литературу, которая рекомендовалась и пропагандировалась. На самом деле, и в советское время люди создавали свою, настоящую музыку, существовали серьезная поэзия и проза, но мы не могли тогда разделить идеологическую часть и качество».
На физфаке МГУ он слыл «знатоком» американской музыки и литературы. Студенты с жаром спорили о любимых джазовых исполнителях, читали американскую литературу, иной раз и в оригинале, обменивались пластинками, в общем, культурная жизнь бурлила.
Тагир жалеет о том, что в те молодые, свободные годы жизни сам не освоил какой-либо музыкальный инструмент. До сих пор надеется: «Вот уйду в отставку — займусь. Игра на музыкальном инструменте, конечно, требует много времени, но это должно стать одним из очень важных этапов моего развития».
Тагир Яппаров «погружается» в джаз часто, возможно, считает он, уже появилась некая зависимость, которая часто возникает у людей от объема прослушанного или изученного. И музыка, по его мнению, одна из самых лучших в жизни зависимостей.
«Каждый день я прихожу домой и слушаю любимые вещи. Причем делать это параллельно с каким-либо другим занятием не получается. Например, Фрэнк Заппа — он не может быть просто фоном. Нужно найти время, поставить пластинку и ... сойти с ума вместе с Заппой. Человек, конечно, был «сумасшедший», но многие вроде бы простые вещи исполнял так, что дух захватывает».
Еще в 1987 г., уже будучи аспирантом МГУ, Тагир познакомился с известным российским джазменом Алексеем Козловым, которого консультировал по вопросам применения компьютеров для обработки музыки.
А десять лет спустя у Тагира Яппарова возникла «музыкальная ассоциация», навеянная необходимостью продвижения вновь созданной компании «Арсеналъ» (дочерняя компания «АйТи»). Он вспомнил про Алексея Козлова и его известный ансамбль «Арсенал», решив, что эти два «Арсенала» стоит объединить хотя бы на «маркетинговом уровне». Позвонил ему, договорились — Алексей присутствовал на проводимых компанией «Арсеналъ» пресс-конференциях и других встречах, участники которых с удовольствием слушали музыку Козлова и его ансамбля.
Примерно тогда же Тагиру пришла мысль об издании диска с записями Алексея Козлова. На это предложение джазмен ответил, что сейчас их никто не издаст, поскольку все имущественные права находятся у фирмы «Мелодия». Как оказалось, по советскому законодательству, музыкант, выйдя из студии после записи, терял всякое отношение к своему произведению.
Тагир встретился с гендиректором «Мелодии» Валерием Сухорадо, личностью в российском музыкальном мире достаточно известной. Объяснил ему, что компания «АйТи» хотела бы заняться изданием всего, что записывала на «Мелодии» группа «Арсенал». Сухорадо был весьма удивлен и не скрывал, что Тагир Яппаров — первый, кто обсуждает с ним подобное некоммерческое издание (дело в том, что в «Мелодии» отечественный джаз не считали коммерческим направлением), но с его предложением согласился. Обсудили условия, и Тагир получил права на издание всех (!) записей советского джаза, имевшихся в архивах «Мелодии».
Для начала должно было быть 4 диска — полный архив «Арсенала». Вскоре поняв, что для этого нужен профессионал, Тагир пригласил издателя — Андрея Феофанова, который был уже хорошо известен в музыкальном бизнесе.
Выпустив эти диски, Тагир Яппаров и Андрей Феофанов вместе учредили компанию «Богема Мьюзик»(BMR), которая специализируется на издании джаза, классической, духовной и фольклорной музыки. Андрей стал генеральным продюсером компании. Сейчас в ее каталоге уже 150 изданий.
Ежегодно в конце мая компания проводит джазовый фестиваль «Богема-Джазз», в этом году ожидается уже 5-ый. Приезжают 2—3 мировые звезды, идут концерты, записываются диски. На этот раз выступят пианист Хэрби Хэнкок, Кассандра Уиллсон (вокал) и другие известные исполнители.
Тагир Яппаров подчеркивает: «Фокус «Богема Мьюзик» сохраняется — джаз, классика, музыка для интеллигентных людей». В прошлом году «Богема Мьюзик» вышла на прибыльность, что было непросто, поскольку создавалась она перед кризисом 1998 г .
Обычно Тагир посещает все концерты фестивалей «Богема-Джазз». Но при этом не забывает: увлечение увлечением, но есть еще и основной бизнес — на концерты приглашают партнеров и клиентов «АйТи», вручают диски. Это тоже маркетинг.
Иногда «Богема Мьюзик» работает и на других участников компьютерного рынка, например в прошлом году были выпущены подарочные диски с джазовыми композициями для московских представительств Microsoft и Oracle.
Компания имела прямое отношение к созданию известного джазового Интернет-ресурса jazz.ru (сейчас это независимый ресурс), который два года назад на конкурсе Интернет-проектов получил звание лучшего Интернет-ресурса России в области культуры.
Конечно, «Богема Мьюзик» — не одна на рынке, у нее немало конкурентов, но она активно борется за лидерство. Главная задача, с точки зрения Тагира Яппарова, стоящая перед «Богема Мьюзик» и jazz.ru — повышение интереса к джазу и вообще к серьезной музыке, к творческому поиску.
«Я считаю, — говорит он, — что на каждом музыкальном рынке есть место для компании, продвигающей национальную музыку. К примеру, германская ECM издает европейский авангард: и джазовый, и не джазовый. Аналогичные компании, которые специализируются на национальной музыке, в которой присутствуют джазовые, фольклорные, классические составляющие, есть и в других странах Европы. Подобные исполнители интересны в рамках своей страны, но могут получить и международное признание».
К примеру, одним из звездных музыкантов для «Богемы» стал Аркадий Шилклопер (валторна), который создает, в частности, и джазовые композиции, основанные на русском фольклоре. «Богема» выпустила девять его дисков. Сейчас Шилклопера активно записывает фирма ECM, и он стал, по сути, музыкантом европейского масштаба.
Как считает Тагир Яппаров, в России есть ряд музыкантов, которые интересны с точки зрения их «раскрутки» на европейском уровне. И «Богема» вполне может это делать, но процесс — не быстрый.
В декабре прошлого года «Богема» организовала концерт Дмитрия Хворостовского, один из редких в России, и подписала с певцом контракт на издание DVD и CD. Контракт не эксклюзивный, но тем не менее пока, похоже, никто в России не издает записи этого выдающегося певца.
«Мне нравится то, чем занимается «Богема», — говорит Тагир Яппаров. — Может быть, у меня когда-нибудь появится возможность более полно реализовать себя в этом направлении. Пока я только слушатель. Но есть кое-какие идеи, которые мне хотелось бы развивать. Например, фольклорная музыка. Здесь возможен даже коммерческий успех, но этим пока никто серьезно не занимается».
Однажды, вспоминает Тагир, он купил очень удачный диск с аутентичной башкирской музыкой, изданный... в Голландии. А у нас в России подобного диска просто нет. Смешно? Отнюдь. Высококачественные записи, серьезный творческий коллектив студии, умение правильно спродюссировать найденные таланты — вещи непростые, они требуют немалых денег и большого опыта. Хочется надеяться, что «Богема Мьюзик» на правильном пути. А уж энтузиазма и любви к музыке у одного из ее учредителей — не занимать!