В середине августа в курортном городке Ла Пинеда, что возле Барселоны, компания RRC провела конференцию General Manager Meeting. Уже по названию мероприятия можно понять, что в Испании собрались руководители компании и менеджеры, отвечающие за ключевые направления бизнеса, главы офисов RRC, открытых в европейских странах. Гостями конференции стали топ-менеджеры региональных представительств вендоров — 3Com, APC, IBM, palmOne, U.S.Robotics и ViewSonic.
General Manager Meeting — это сугубо внутреннее мероприятие RRC. Его проводят регулярно, дважды в год. Как правило, на зимних форумах обсуждают результаты минувшего года, а во время летних основное внимание уделяют стратегическим вопросам развития бизнеса. Обращает на себя внимание высокий уровень встреч. Ведь далеко не к каждому дистрибьютору на внутрикорпоративный форум приезжают главы европейских офисов ведущих мировых производителей.
На форуме в Ла Пинеда речь по традиции шла о перспективах развития бизнеса. Как отметил президент RRC Константин Сидоров, по степени важности обсуждаемых проблем эта конференция заметно отличалась от предыдущих. Дело в том, что в мае нынешнего года страны Восточной Европы, на территории которых работает RRC, вошли в Евросоюз. С одной стороны, это открыло перед дистрибьютором широкие возможности для развития бизнеса, а с другой — поставило дополнительные задачи, требующие решения.
Расширение Евросоюза пока не оказало заметного влияния на деятельность восточноевропейских компаний, но специалисты уверены, что вскоре начнется серьезная борьба за передел рынков. Например, этим летом только в небольшой Словакии были открыты представительства двух крупнейших дистрибьюторов — Ingram Micro и Tech Data. Местные игроки в свою очередь также не собираются сдавать позиции. Понятно, что конкуренция в Европе станет более острой.
Следует отметить, что аналитики дают благоприятные прогнозы в отношении развития европейского ИТ-рынка. Так, по данным опроса, проведенного компанией Canalys во II квартале нынешнего года в регионе ЕМЕА, 83% респондентов отметили, что наблюдают подъем ИТ-рынка, а 17% заявили, что изменений нет. Год назад рост рынка отметили лишь 48% опрошенных, 25% не увидели изменений, остальные заявили, что объем ИТ-бизнеса сокращается. В Западной Европе темпы роста ИТ-рынка не столь высокие, как в Центральной и Восточной. Как сообщает Canalys, там положительную оценку дали 75% респондентов, нейтральную — 16%, отрицательную — 9%.
Вступление восточноевропейских стран в Евросоюз дает возможность RRC выходить на рынки других государств. По словам Константина Сидорова, уже сейчас в контрактах с Cisco Systems и IBM записано, что компания может продавать продукцию этих вендоров на всей территории Евросоюза. Но дистрибьютор пока не планирует экспансию в страны Западной Европы. «Рынки Германии или Франции очень большие и перспективные, однако выход в эти страны потребует больших инвестиций, — отметил Сидоров. — Основное внимание мы по-прежнему будем уделять Восточной Европе. Работы здесь хватит на много лет». Следуя этой стратегии, 1 сентября компания RRC открыла свой второй офис в Чехии в г. Злин, с октября начнет работать офис в Братиславе (Словакия), и еще до конца года планируется создать локальные торговые представительства в Хорватии и Словении.
Cегодня перед RRC стоят более насущные задачи: модернизировать инфраструктуру в соответствии с изменившейся ситуацией в Европе, добиться запланированного роста оборота и прибыли и подготовить выход на европейский фондовый рынок.
Одним из первых шагов, предпринятых в рамках перестройки инфраструктуры RRC, стала реорганизация европейских складов. До последнего времени дистрибьютор имел довольно большие склады в каждой стране, где были открыты его представительства. Теперь, когда восточноевропейские государства вошли в Евросоюз и границы стали «прозрачными», необходимость содержать несколько крупных складов отпала. В RRC приступили к созданию единого «глобального» склада под Дюссельдорфом. Локальные склады останутся, но объем продукции на них будет существенно сокращен. Цель данных преобразований — оптимизировать логистику и сократить сроки доставки товаров клиентам. Эти шаги осуществляются в комплексе с модернизацией корпоративной ERP-системы, без которой весьма сложно координировать работу офисов в разных странах.
Как подчеркивает Константин Сидоров, для дальнейшего развития дистрибьюторского бизнеса в Европе потребуются значительные средства, привлечь которые сможет только публичная компания. При этом президент RRC ссылается на опыт конкурентов. По его словам, даже относительно небольшие европейские дистрибьюторские фирмы из таких стран, как, например, Норвегия, Польша и Италия, являются публичными. Готовясь к выходу на биржу, RRC стремится увеличить долю европейского бизнеса в обороте до 50%.
Руководство RRC считает, что максимальную пользу можно извлечь из размещения акций на лондонской бирже. Рассматриваются также альтернативные варианты — Вена и Франкфурт. Но это вопрос скорее технический, по формальным критериям компания практически готова к выходу на биржу. Уже на протяжении четырех лет RRC приглашает для аудиторских проверок компанию KPMG, а фирма Ernst & Young является консультантом дистрибьютора по финансовым вопросам. Планируется, что выход на биржу состоится не ранее середины 2006 г.
На конференции в Испании глава RRC подчеркнул: компания будет придерживаться выбранной стратегии — развивать value added дистрибуцию и специализироваться на поставках высокотехнологичного оборудования, поскольку в этом сегменте маржа держится на приличном уровне. При этом она будет делать акцент на гибкости в работе и индивидуальном подходе к заказчикам. Только так, по мнению Сидорова, можно конкурировать с крупнейшими широкопрофильными дистрибьюторами, такими, как Tech Data и Ingram Micro. К слову, как показал последний опрос компании Canalys, большинство экспертов считает, что value added дистрибьюторы еще долго будут играть одну из ключевых ролей на ИТ-рынке. Лишь 9% опрошенных убеждены, что дистрибуция как бизнес в скором времени исчезнет, а 10% полагает, что value added дистрибьюторы будут поглощены широкопрофильными компаниями.
Константин Сидоров также прокомментировал итоги первого полугодия и рассказал о некоторых тенденциях ИТ-рынка. По его словам, на рынках России и стран СНГ не произошло существенных изменений, спрос на ИТ-продукцию остается высоким. Темпы роста RRC опережают темпы роста рынка. Оборот компании за первое полугодие вырос на 55% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., в России оборот увеличился на 48%. Эти цифры превышают самые оптимистические запланированные показатели. Локомотивы продаж — продукция Cisco Systems и IBM. В настоящее время доля оборудования Cisco в обороте RRC составляет 25%, IBM — 14%. Ожидается, что в ближайшее время продукция этих вендоров останется основной в бизнесе RRC, при этом доля IBM возрастет. Другую значительную часть оборота обеспечивают продажи товаров 3Com, U.S.Robotics, ZyXEL, APC и Palm.
Как свидетельствуют результаты одного из недавних исследований компании Canalys, в Европе выше ожиданий реселлеров продаются ноутбуки, системы информационной безопасности, системы хранения данных, ЖК-мониторы и телевизоры, проекторы, карманные ПК, беспроводные решения и системы IP-телефонии. Оживился и рынок настольных ПК — подошел срок замены устаревших компьютеров на новые. Прочное место в канале сбыта европейских игроков заняла телефония. Учитывая потребности заказчиков и тенденции в развитии новых технологий, в RRC рассматривают возможность расширения своего продуктового портфеля: компания присматривается к традиционной телефонии, системам безопасности и хранения данных.