Падение Palm OS
Те, кто следит за состоянием рынка и знаком с оценками аналитических компаний, наверняка обратили внимание на интересную тенденцию: платформа Palm OS медленно, но неуклонно уступает позицию «гегемона» платформе Windows Mobile, а в последнее время и Symbian OS. Снижение рыночной доли устройств на платформе Palm OS связано как с некоторыми принципиальными недостатками ее ОС, так и с весьма своеобразной политикой в отношении реселлеров.
Технологически платформа Palm OS отстала от своих конкурентов уже даже не на годы, а, пожалуй, на десятилетия.
К наиболее слабым местам этой ОС можно отнести невозможность полноценной работы в многозадачном режиме, сложность использования экранов с высоким разрешением и ряда дополнительных возможностей устройств, а также существенная фрагментированность программных интерфейсов платформы. Отсутствие многозадачности создало существенные проблемы для разработчиков смартфонов и коммуникаторов на базе Palm OS. Жесткая привязка к нескольким конкретным значениям разрешения экрана ограничила гибкость платформы, проблемы с совместимостью программных интерфейсов в разных семействах КПК на этой платформе создали значительные сложности для разработчиков прикладного ПО.
Несколько лет назад все это в общем-то не имело особого значения: у устройств с Palm OS были преимущества, которые позволяли привлекать покупателя: более длительное время автономной работы, большое количество прикладного ПО, простой и удобный интерфейс. Пока карманные компьютеры для 90% пользователей оставались не более чем «продвинутыми» записными книжками, этого было достаточно.
Но сегодня, когда стало нормой использование КПК в качестве медиа-плеера (причем не только аудио, но и других форматов), мощной игровой консоли (среди игр появились даже трехмерные «стрелялки», да и классика вроде Doom, Quake и др. перенесена на КПК), средства подключения к Интернету, модели на базе Palm OS по сравнению с соперниками смотрятся весьма бледно. Какое-то время компании, создававшие КПК на базе Palm OS, продержались, совершенствуя конструктивные решения («слайдеры» серии Tungsten, модели со встроенной цифровой камерой, разнообразные «раскладушки», которыми занималась в основном Sony, смартфоны) и дополняя их мультимедиа-функциями, но превосходство машин на базе Windows Mobile становилось все более очевидным.
Компания palmOne пережила несколько реорганизаций, перестроек и слияний (кстати, после приобретения компании Handspring в palmOne вернулись ее основатели), но, похоже, это были лишь попытки оттянуть неизбежное. Недавней большой потерей стал отказ компании Sony от производства КПК на платформе Palm OS для американского и европейского рынков (правда, оно сохранено для Японии и ряда азиатских стран). В качестве основной причины такого шага называется не бесперспективность рынка КПК в целом и платформы Palm OS в частности, а неудачи на американском рынке (из-за особенностей менталитета американского потребителя, который не сумела правильно учесть Sony). Тем не менее удар был весьма ощутим. Тем более, что Sony — это крупнейший лицензиат Palm OS, а в последние годы она еще и пользовалась репутацией законодателя мод в этом сегменте рынка.
В канале у palmOne тоже не все ладно. На фоне технологических изменений уже не очень заметны проколы palmOne в организации работы с реселлерами. Но и они имели место (о Sony говорить не приходится, ибо ее КПК в Россию, как известно, никогда и не поставлялись). Проблемы, с которыми пришлось столкнуться производителю, знакомы всем, кто работает на этом рынке: периодический дефицит моделей, пользующихся спросом; срыв поставок (в том числе даже партий, изготовленных в рамках совместных проектов с российскими партнерами и запланированных к продаже в предновогодний период); акции со «специальными и эксклюзивными» скидками при условии закупки определенной партии — и внезапным последующим снижением цены до «специального» уровня во всем канале (все это, естественно, без price protection)...
Если раньше (пока Palm доминировал на рынке) прибыльность и объемы продаж позволяли рассматривать все это как «невинные шалости», то с падением его популярности либеральный подход к «играм» вендора перестал окупаться. В начале 2004 г. один из трех официальных партнеров palmOne приостановил поставки, а другой крупный партнер первого уровня, по некоторым данным, почти полностью перешел на закупки у своих коллег.
Итог, в общем, закономерен — сегодня доля palmOne на рынке около 35%, а ведь еще год-полтора назад она достигала 55—60%!
Windows Mobile: подразумеваем HP
В сегменте устройств на платформе Windows Mobile ситуация в целом более благоприятная: ее доля растет, причем как и в прошлом году, преимущественно благодаря КПК, производимым HP. Остальные марки весьма заметно отстают от нее. Связано это, на наш взгляд, прежде всего с тем, что в прошлом году НР выпустила ряд весьма удачных моделей. Они оказались «в нужное время в нужном месте»: как раз когда началась очередная «волна модернизации» (для КПК подобные всплески происходят в среднем каждые полтора-два года), перед многими пользователями возник вопрос, на что менять свой КПК. Им на выбор фактически предлагались устройства серии Palm Tungsten, «монстры» вроде Sony NX-70, компактные HP iPAQ h2210/1930 и пр. Косвенно это мнение подтверждается весьма незначительными объемами сбыта high-end моделей КПК HP, таких, как iPAQ h5550. Безусловно, были еще и модели Rover Computers, но у HP на тот момент имелось важное преимущество — ее «машинки», даже среднего класса, оснащались беспроводной связью.
Второе место в данном секторе занимает продукция Rover Computers, что вполне понятно: российский изготовитель, с разветвленной региональной дилерской сетью и демократичной ценовой политикой. Как следствие, в регионах доля RoverPC иной раз достигает доли HP. В последнее время (а точнее, во II квартале 2004 г.), правда, наметился некоторый спад продаж (впрочем, как и на рынке КПК в целом), но это можно объяснить обычными сезонными колебаниями, которые в регионах проявляются заметно рельефнее, чем «в центре».
Несмотря на то, что продажи карманных компьютеров растут, некоторые ведущие изготовители временами подумывают о прекращении этого бизнеса. О Sony выше уже говорилось, если же искать пример из мира Windows Mobile, то нельзя не упомянуть Toshiba. Официальные поставки (они, правда, никогда и не были особенно велики) были прекращены еще зимой, несмотря на наличие двух, весьма интересных с технической точки зрения моделей. А летом начались разговоры о намерении компании вообще свернуть производство КПК. При отсутствии официальной информации делать сколько-нибудь обоснованные предположения о причинах такого решения в крупной транснациональной корпорации — занятие неблагодарное: они могут быть самыми разнообразными и совсем не обязательно это экономическая неэффективность бизнеса.
Еще одна тенденция, которая в середине прошлого года начала играть «за» Windows Mobile — активная поддержка этой платформы компаниями-изготовителями из Юго-Восточной Азии. Благодаря их усилиям номенклатура товаров на рынке существенно расширилась: среди них и «марочные» проекты (компания ASUS), и классические OEM-проекты (преимущественно компания MiTAC, чьи продукты позднее расходятся под всевозможными марками).
В начале года в эту, казалось бы, отработанную систему было внесено нечто новое. «Возмутителем спокойствия» стала компания «Вобис компьютер», которая провозгласила курс на представление в России продукции своих тайваньских партнеров под их собственными торговыми марками. В частности, появилась весьма интересная модель Palmax z710 с вполне достойными техническими характеристиками и минимальной ценой на рынке. Фактически это был первый КПК, преодолевший значимую психологическую планку 250 долл., — в рознице его можно найти за 230—235 долл., до него самым дешевым КПК на платформе Windows Mobile был RoverPC P1 с рекомендованной ценой 249 долл.
Поддержка «азиатских тигров» — очень весомый довод в пользу успеха платформы Windows Mobile, но в ней есть и некоторый риск. Microsoft предоставляет довольно жесткие условия лицензирования Windows Mobile, что заметно сказывается на рентабельности многих проектов по производству КПК и порождает разнообразные коллизии при выпуске новых версий ОС. Производители оказываются между двух огней: Microsoft требует за новые версии этой ОС соответствующие деньги, в то время как пользователи ждут бесплатных обновлений, будучи приученными к бесплатности обновлений для настольных ОС. Крупные мировые брэнды обычно идут на выпуск бесплатных обновлений, благо в стоимости их КПК заложена более существенная норма прибыли, нежели у «азиатских» устройств, но для тайваньских компаний и их российских партнеров это становится большой проблемой.
В итоге, ко II кварталу 2004 г. многие изготовители «платформ» начали сворачивать производство, переориентируясь на другие сегменты рынка или же на различные гибридные устройства (например, MiTAC Mio 168 со встроенным GPS-адаптером) или смартфоны. Это закономерно повлекло проблемы для тех изготовителей КПК, которые использовали их «платформы». Не будет существенной натяжкой сказать, что именно это обстоятельство в немалой мере стимулировало их активность в области смартфонов и коммуникаторов.
Symbian OS: смартфоны на старте
Платформа Symbian OS долгое время оставалась на третьей позиции в мире КПК, но после того, как в массовой продаже появились смартфоны и коммуникаторы, с этой ОС ситуация начала ощутимо меняться. Пока рано говорить, что Symbian OS опережает своих соперников, но существует много предпосылок для подобного развития событий. Хотя бы потому, что создателям этой платформы удалось то, к чему издавна стремились разработчики карманных компьютеров, — она стала ОС для сотовых телефонов. А учитывая объем рынка телефонов, легко посчитать, что даже 0,1% на этом рынке — намного больше, чем все 100% рынка КПК. Собственно, это очевидное обстоятельство последние несколько лет и определяет развитие рынка.
Исторически к созданию «цифрового секретаря» индустрия двигалась с двух направлений: компьютерные компании создавали карманные компьютеры, а изготовители сотовых телефонов — все более «умные» телефоны. Тенденция к слиянию КПК и телефона в единое целое просматривалась давно. Однако успешному завершению эволюции постоянно что-то мешало. (Что именно и почему — это отдельная история, весьма показательная и местами почти детективная, но к российскому рынку отношения почти не имеющая.) Сегодня главный вопрос, на который ищут ответ игроки рынка КПК, как вендоры, так и реселлеры, это перспективы. Ведь реселлерам необходимо принять решение, на какую платформу и тип устройств сделать ставку. КПК или смартфоны, смартфоны или коммуникаторы — именно так формулируется суть проблемы. Безусловно, всегда остается возможность «выложить на прилавок» и то, и другое (многие компании так и поступят), однако тем, кто не хочет быть одним из множества реселлеров, а намерен занять более серьезные позиции, приходится инвестировать в развитие бизнеса, и вопрос о выборе приоритетного направления приобретает первостепенную важность.
Правда, имеются и интересные решения, которые позволяют несколько упростить реселлеру жизнь и которые можно разделить на две категории — технологические и маркетинговые.
Первые основаны на попытках примирить противоречия «двух миров» в одном устройстве — коммуникаторе. Если смартфон — это устройство, ориентированное прежде всего на голосовую связь, и все остальные функции (от доступа к Интернету до игр) в нем вторичны, то коммуникатор, напротив, ориентирован прежде всего на работу с данными, но предоставляет также стандартные возможности мобильного телефона. Именно такой политики в последнее время придерживается Rover Computers (RoverPC S1 и RoverPC S2), аналогичную позицию занимает и серия SonyEricsson P800/900/910. На практике, правда, коммуникатор обладает не только достоинствами КПК и смартфона, но и некоторыми существенными недостатками: относительно высокой ценой, крупными габаритами и недостаточным временем работы от аккумуляторов. Существует еще одна разновидность такого решения — использование КПК и сотового телефона, связанных по Bluetooth, но недостатки у такого комплекта примерно те же.
Маркетинговый способ минимизации рисков в существующей ситуации предполагает ставку на рост и развитие «вторичных» сегментов, возникающих вокруг «первичного» рынка самих устройств. Очевидно, что если продаются сами устройства, то покупателям потребуются и программы, и услуги технического сопровождения (собственно, такие схемы уже используются, в частности, в салонах сети DIXIS). Тем более, что уже появилось и «коробочное» ПО для мобильных устройств. В частности, о выпуске «коробок» с коллекциями словарей, игр и прикладного ПО для КПК и смартфонов на базе Windows Mobile, Palm OS и Symbian OS в начале года объявила компания Paragon Software (SHDD), выпущена также версия словаря Lingvo для Windows Mobile. Не отстают и разработчики антивирусов: не так давно «Лаборатория Касперского» обновила версию «Антивируса Касперского» для PDA до версии 5.0. Преимущество такого подхода состоит в том, что все сложности и тонкости «многоплатформного» рынка с точки зрения реселлера полностью скрываются «в коробке», независимо от того, продается ли ПО для КПК или смартфона, на какой он платформе и сколько в нем памяти. Реселлер продает ее покупателю, а если возникнут какие-то проблемы с программным продуктом — то этим будет заниматься служба технической поддержки разработчика ПО. С продажей услуг по техническому сопровождению дело обстоит сложнее — требуется обучение персонала, зато это инвестиции «в себя».
Возвращаясь же к платформе Symbian OS, необходимо отметить, что в данном сегменте — смартфоны и коммуникаторы — она имеет явные преимущества. Сегодня имеется ряд привлекательных продуктов, широко доступных в канале и на рынке, множество реселлеров, готовых донести их до конечного потребителя и т. д. Единственная проблема для реселлера — относительно небольшая маржа, характерная для рынка сотовой телефонии.