До последнего времени многие участники ИТ-рынка воспринимали карманные компьютеры как сегмент рынка, который «вот-вот рванет». Ожидалось, что КПК превратятся из нишевого товара в массовый, объемы продаж которого будут если не сравнимы с объемами продаж ноутбуков или сотовых телефонов, то хотя бы приблизятся к ним. Такой «количественной» стратегии довольно долго придерживались практически все компании — изготовители сверхпортативных устройств, хотя сейчас сомнительность такого позиционирования стала очевидной. Но поставщики потратили довольно много времени и сделали несколько ошибок, прежде чем осознать это. И сегодня, когда уже понятно, что несмотря на впечатляющие темпы роста, в будущем сектор КПК не станет столь же массовым, как, скажем, ноутбуков, реселлерам приходится учиться выживать в новых условиях.
Рост объемов на грани рентабельности
По данным ITResearch, в I квартале 2004 г. на рынке КПК наблюдался весьма значительный рост (в несколько раз) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако во II квартале произошел некоторый спад, возможно, связанный с «сезонными» колебаниями (имеется в виду не столько летний сезон, сколько задержки с выпуском новых моделей).
По сравнению с I кварталом 2003 г. увеличение объемов продаж (в количественном выражении) исчисляется сотнями процентов. Впрочем, это вполне логично, поскольку во втором полугодии прошлого года в этом сегменте рынка заметно активизировались широкопрофильные игроки, которые «потянули за собой» новых партнеров и клиентов. В результате идея «цифрового секретаря» стала доступна широким пользовательским массам.
Взгляд потребителя
Развитие рынка КПК в течение последних полутора лет определяют два обстоятельства: резкое снижение цен и возросшая конкуренция со стороны смежных товарных групп (субноутбуков и смартфонов).
Очевидно, что добиться «массовости» продаж для аксессуара (а КПК — это в первую очередь аксессуар) стоимостью более 500 долл. крайне непросто. Потребитель, вполне естественно, ожидает, что маленький компьютер с меньшими, чем у ноутбука, возможностями, будет стоить дешевле. И изготовителям КПК удалось достаточно успешно решить эту задачу: стоимость КПК среднего уровня сегодня составляет около 350 долл. и почти не зависит от платформы.
Конкуренция с мобильными устройствами других классов, прежде всего ультракомпактными субноутбуками и смартфонами — явление относительно новое. До сих пор КПК занимали нишу аксессуара, в который пользователь может «положить» часть своей персональной информации (календарь, адресную книгу, электронную почту и т. д.) и носить с собой. Ноутбуки (даже компактные) в карман не положишь, а телефоны слишком «слабосильны». В то же время мобильные ПК становятся все компактнее (наглядный пример — знаменитая серия ASUS S200), а смартфоны наконец «доросли» до той функциональности, которая позволяет им почти на равных конкурировать с КПК. На стороне последних пока остаются такие преимущества, как больший размер экрана — по сравнению со смартфоном, а также большая надежность и существенно более низкая цена — по сравнению с ноутбуком. Но тем не менее у КПК появляется все больше прямых конкурентов, и в этих условиях покупателю приходится делать нелегкий выбор.
Словом, несмотря на радужное текущее состояние рынка и благоприятный краткосрочный прогноз, его перспективы все же остаются туманными. И хотя тенденция роста продаж КПК сохранится еще в течение довольно продолжительного времени (не менее полутора-двух лет), будущее, скорее всего, останется за смартфонами.
О тех, кто «двигает» КПК
В последнее время наряду с изменениями в приоритетах покупателей произошли (и все еще происходят) радикальные изменения в структуре рынка карманных компьютеров. Неоднократно отмечавшаяся ранее тенденция к «децентрализации» рынка (ведь некогда 80% продаж приходилось на долю буквально трех-пяти игроков) привела к закономерной перестройке структуры канала. Практически ушло в прошлое «натуральное хозяйство», свойственное некоторым компаниям, когда реселлер был вынужден заниматься разработкой русификаторов, адаптацией прикладного ПО и прочими непрофильными вопросами. КПК теперь продаются точно так же, как и любой другой «коробочный» продукт.
Менее радостная для реселлеров новость — времена, когда одна «коробка» с КПК приносила 70—130% маржи, уже позади. С переходом на классическую двухуровневую модель рентабельность продаж КПК снизилась. При этом и объемы продаж все еще недостаточны для того, чтобы уверенно говорить о стабилизации рынка. Его состояние корректнее будет определить как не очень устойчивое равновесие: объемы не так уж и малы, но и прибыль невелика. Поэтому компаний, которые рассматривают КПК как приоритетный сегмент своего бизнеса, почти не осталось. В основном карманные компьютеры заняли место на полках розничных салонов, где-то между цифровыми диктофонами и цифровыми же фотоаппаратами.
Изменения в структуре рынка стали причиной еще одного явления, не очень приятного для официальных партнеров компаний-изготовителей, — резкого роста количества «серых» продавцов. КПК всегда были для них привлекательным товаром — компактные, удобные в транспортировке и довольно дорогие. Но акценты в работе «серых» несколько изменились. До сих пор они «играли на опережение», доставляя в Россию небольшие партии новейших моделей, официальные поставки которых, как правило, задерживались, что давало им возможность продавать такие модели по весьма выгодным (для реселлера) ценам.
В новых условиях они перешли к классической «серой» модели, продавая партии КПК, перекупленные на разнообразных «стоках». Это утверждение в первую очередь относится к устройствам производства компании HP. Ее марка не только в секторе КПК всегда считалась одной из наиболее привлекательных для «серых», а сейчас, когда HP заняла едва ли не половину рынка КПК на платформе Windows Mobile, заинтересованность в ее товаре только возросла. По разным оценкам, «неофициальные» поставщики обеспечивают в среднем половину всех продаж КПК с маркой HP. Активность «серых» зависит от многих факторов, поэтому диапазон оценок довольно широк — от 40 до 60%, кроме того, известны случаи, когда их доля достигала 80%.
Еще одна «примета времени» — сохранение интереса широкопрофильных игроков к этому сегменту. Хотя первопроходцами тут стали крупные дистрибьюторы, заметных достижений на ниве продаж КПК практически никто из них не добился. Причины тому можно назвать самые разные, важнее результат.
В конце 2003—начале 2004 гг. на рынок КПК стали выходить крупные игроки «другой команды» — компании, ранее специализировавшиеся на продаже мобильных телефонов, имеющие собственные розничные сети и заинтересованные в повышении эффективности их бизнеса. В этой связи можно отметить начало продаж КПК в сети DIXIS. Выводы пока делать рано (хотя согласно предварительным итогам полугодия проект развивается весьма динамично), но отметить эту тенденцию необходимо.
Только цифры
По данным аналитической компании ITResearch, общий объем российского рынка карманных компьютеров во II квартале 2004 г. оценивается примерно в 34,9 тыс. шт., что в денежном выражении соответствует 13,2 млн. долл. По сравнению с I кварталом 2004 г. этот показатель снизился на 17% (в штуках) и на 18% (в денежном выражении).
Технологически структура рынка по-прежнему представлена тремя платформами: Pocket PC, Palm и Symbian, причем Pocket PC занимает 58% рынка.
Аналитики отмечают, что во II квартале 2004 г. сохранилась высокая степень консолидации рынка. На долю первых пяти компаний — ASUS, Hewlett-Packard, Nokia, palmOne, Rover Computers (перечислены в алфавитном порядке) — приходится 84,7% продаж в натуральном выражении.