Этот спецвыпуск открывается «Панорамой ИТ-бизнеса Западной Сибири». К популярным штампам, что богатство России Сибирью прирастать будет, что там «бескрайние просторы» и «бездонная кладовая», мы привыкли, пожалуй, с детства. Но времена меняются.

В XXI веке природные богатства, какими бы огромными они ни казались и какую бы важную роль в экономике страны сейчас ни играли, уже не могут быть основой построения современной конкурентоспособной экономики.

В ходе январского визита президента Владимира Путина в Новосибирск в очередной раз и на самом высоком уровне было заявлено, что необходимо уходить от сырьевой направленности (и зависимости!) экономики страны в целом и Сибири в частности. Объявленное тогда принципиальное решение о создании нескольких технико-внедренческих зон (технопарков), в том числе двух в Западной Сибири — в Новосибирске и Томске*, вызвало у участников ИТ-рынка, особенно в городах-кандидатах, и большие ожидания, и определенный скептицизм. Пока, правда, непонятно, что именно будет создано: ИТ-парки, технопарки более широкого профиля или свободные экономические зоны. Правительственные решения должны быть приняты в августе. Какую реальную сумму инновационных технологий и продуктов дадут эти слагаемые, покажет время.

Одно из важнейших слагаемых успеха бизнеса — люди. В последние годы можно было часто слышать жалобы руководителей ИТ-компаний, особенно столичных, на острую нехватку квалифицированных кадров. Однако, похоже, в регионах ситуация меняется в лучшую сторону. Во всяком случае, многие быстро растущие компании в разных городах страны уже не называют дефицит кадров «всеобщим» и не считают его главным препятствием для роста бизнеса. Хотя отдельных категорий специалистов, прежде всего управленцев, по-прежнему очень не хватает.

В большинстве российских регионов предпринимательский климат — еще один фактор выживания малого бизнеса (а преобладающая часть региональных ИТ-компаний относится именно к этой категории) — лучше, чем в столицах. Таков один из неожиданных выводов исследования, проведенного в этом году ВЦИОМ и общественной организацией «ОПОРА России».

В общем рейтинге регионов по условиям для ведения малого бизнеса Москва и Санкт-Петербург — явные аутсайдеры, причем Москва на третьем месте с конца. Правда, все выводы этого исследования базируются на субъективных мнениях самих предпринимателей (были ли среди них представители ИТ-бизнеса, мы не знаем. — А.П.) и, по сути, демонстрируют стереотипы, сложившиеся в разных регионах. Возможно, что условия, которые москвичи считают плохими, в Тамбове или Чите покажутся очень даже хорошими. Многие бизнесмены, привыкнув работать в неблагоприятной внешней среде, не драматизируют ситуацию и с оптимизмом смотрят в будущее.

Стараясь лучше понять и донести до читателей конкретные проблемы и особенности развития ИТ-бизнеса в тех или иных регионах страны, журналисты CRN/RE задумываются и над более общими проблемами.

Например, что такое общероссийский ИТ-рынок и как он связан со своими слагаемыми — региональными рынками. Ведь ситуация быстро меняется. Многие общероссийские игроки — зарубежные вендоры, ведущие отечественные поставщики продуктов и услуг, а также дистрибьюторы — все активнее выходят в регионы, нередко вступая в конкуренцию с местными компаниями. Последние, в свою очередь, «наращивают мускулы», расширяют зоны своего бизнеса. Постепенно решаются и наши вековые проблемы — появляются удобная доставка и надежная связь. Каким станет общероссийский ИТ-рынок через два-три года?

* О стратегии инновационного развития Томской области см. спецвыпуск CRN/RE № 4/2004 «Тенденции и перспективы 2005», с. 18 «Ставка на высокие технологии».