Весной этого года ВЦИОМ и общественная организация «ОПОРА России», объединяющая представителей малого и среднего бизнеса, провели исследование «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации». Во всех субъектах РФ было опрошено 4350 предпринимателей, которые в личном интервью ответили на 75 вопросов формализованной анкеты.
Предпринимательский климат в том или ином регионе оценивался по нескольким основным направлениям: финансовые ресурсы, обеспеченность производственными площадями, издержки на взаимодействие с чиновниками, поддержка малых предприятий властями, состояние конкурентной среды, уровень безопасности и общая мотивация бизнеса. На основе анализа этих факторов был составлен интегральный рейтинг регионов с точки зрения условий для развития малого бизнеса.
Как признает генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, полученные в ходе опроса статистические данные основаны на оценках предпринимателей, то есть на их субъективном мнении. При этом за аксиому был принят следующий тезис: «Ситуация с малым бизнесом в конкретном регионе хороша настолько, насколько она хороша с точки зрения самих предпринимателей». Вместе с тем социологи отмечают, что оценка ситуации может зависеть от сложившихся в данном регионе стереотипов в отношении условий для предпринимательства. Поэтому, например, объективно тяжелые (с точки зрения внешнего наблюдателя) условия могут трактоваться местными бизнесменами как приемлемые, и наоборот. «То, что плохо для московского предпринимателя, для воронежского будет очень хорошо», — отмечает Федоров.
«А олени — лучше!»
Пятерка лидеров рейтинга регионов с наилучшими условиями для развития малого бизнеса выглядит так: Ямало-Ненецкий АО, Башкирия, Ставропольский край, Тульская и Смоленская области. Довольно неожиданно!
Многие регионы, по объективным экономическим показателям (в том числе и по числу малых предприятий «на душу населения») считающиеся лидерами по уровню развития предпринимательства, заняли места в последних строчках рейтинга. В аутсайдеры попали, казалось бы, весьма «благополучные» Ленинградская, Московская и Калининградская области, Татарстан, Краснодарский и Красноярский края, Санкт-Петербург и Москва. Столь парадоксальные результаты нельзя объяснить лишь субъективными оценками респондентов. По мнению аналитиков, эти регионы можно отнести к «остывающим»: в них весьма высока степень конкуренции и на рынке мало свободного пространства. Доля малого бизнеса в общем объеме производства здесь относительно велика, но прирост инвестиций невысок. Как считают авторы исследования, в нынешнем виде эти рынки практически исчерпали потенциал роста малого бизнеса, и его дальнейшее развитие почти невозможно без решения некоторых серьезных проблем. Вместе с тем, в регионах, не относящихся к лидерам экономического развития, зачастую гораздо больше предпосылок для роста малого бизнеса — необходимые ресурсы здесь доступнее и дешевле, а конкурентная среда не столь агрессивна.
Кроме того, как отмечает Сергей Борисов, президент организации «ОПОРА России», в тех «благополучных» регионах, где сегодня лучше всего развит малый бизнес, предприниматели испытывают наибольшее давление со стороны властей. Эта тенденция особенно заметно проявляется в крупных мегаполисах.
Москва в рейтинге оказалась на третьем месте с конца, опередив лишь Красноярский край и Воронежскую область. «Предпринимателям в Москве приходится действовать в очень неблагоприятной среде: свободная конкуренция практически невозможна, риски предпринимательской деятельности велики. Запредельны транзакционные издержки ведения бизнеса (финансовые, временные и иные)», — отмечается в докладе. Следует подчеркнуть, что речь идет именно о малом бизнесе, потребности которого значительно отличаются от запросов крупных корпораций.
«Средняя температура по больнице»
Среди наиболее актуальных рисков для малого бизнеса 64,4%* респондентов назвали возможность резкого ухудшения общей экономической ситуации в стране, 45,2% опасаются роста арендных платежей, 28,9% — изменений в региональном законодательстве, 26,3% — появления крупного монополиста, 22,1% — необоснованных штрафов и нарушений при проверках. Среди других негативных факторов назывались незаконные попытки отнять или ликвидировать бизнес (7,4%) и вымогательство со стороны криминальных группировок (4,8%).
Как положительное явление авторы исследования отмечают тот факт, что главные риски, называемые предпринимателями, лежат в экономической сфере. Это может означать, что в целом Россия уже преодолела некоторую часть пути к «цивилизованному рынку», на котором предприниматель больше озабочен экономической конъюнктурой, конкуренцией, спросом и т. п., а не налаживанием отношений с чиновниками и криминальными авторитетами. Вместе с тем «неэкономические» факторы продолжают оказывать негативное влияние на малый бизнес. При этом представителей власти предприниматели опасаются гораздо сильнее, чем бандитов: периодически с криминальными угрозами в свой адрес сталкиваются 48,7% опрошенных, с противоправными действиями милиции — 58,2%, местных чиновников — 67,7%.
При взаимодействии с контролирующими инстанциями больше всего малый бизнес страдает от контактов с налоговыми органами. Интересно, что два года назад 52% предпринимателей сообщали, что чаще всего им приходится «решать проблемы» с милицией, а налоговики были тогда на девятом месте (5%). Теперь налоговые органы являются главным источником проблем для 40,2% предпринимателей, санитарно-эпидемиологический надзор — для 21,7%, милиция — только для 17,5%.
Немалую озабоченность предпринимателей вызывает состояние конкурентной среды. Речь идет о преференциях со стороны региональных властей определенным компаниям и о давлении со стороны крупного бизнеса. Две трети опрошенных считают, что местные чиновники создают благоприятные условия «своим» фирмам, более половины уверены, что в их регионе существуют отрасли, доступ в которые искусственно затруднен, и только 23% полагают, что таких отраслей нет.
Проблемы малого бизнеса в разрезе регионов
Одна из главных проблем, с которой приходится сталкиваться практически всем предпринимателям, — трудности доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Лишь в трех регионах ситуация оценивается как относительно благополучная — в Тульской и Омской областях, а также в Ханты-Мансийском АО, где около половины респондентов считают, что получить производственные площади легко или скорее легко. Не слишком сложно — в Свердловской, Орловской, Рязанской, Курганской, Пензенской областях и в Приморском крае. В других регионах положительных ответов было не более 30%. Хуже всего ситуация в Северной Осетии и Нижегородской области, где лишь 4% респондентов считают, что получить производственные площади достаточно легко.
Только у 38% опрошенных доля арендных платежей в общих расходах предприятия не превышает 30% (причем примерно половина из них не тратит на аренду ничего, так как недвижимость у них находится в собственности). В среднем по России этот показатель составляет 37%. До половины расходов тратят на аренду 31% предпринимателей, еще у 12% на аренду уходит до 70% расходной части бюджета. А для 4% эта доля вообще запредельна — свыше 70%, им в основном приходится работать на аренду. Особенно плохо дела обстоят в Амурской и Белгородской областях (в последней ситуация просто катастрофическая — почти 40% малых предприятий тратят на аренду более 50% своих расходов, причем половина из них — более 70%).
Взаимодействие предпринимателей с местными администрациями и проверяющими органами влечет за собой существенные временные и финансовые (в том числе коррупционные) затраты. В Москве чаще говорят о практике решения возникающих проблем с помощью взяток: две трети московских респондентов заявили, что незаконные выплаты широко распространены. Это заметно больше, чем в целом по России (43%), и в два с лишним раза больше, чем в наиболее благополучном с этой точки зрения Дальневосточном федеральном округе (ФО).
Долю среднемесячной выручки, направляемой на разные незаконные выплаты, оценивают в Москве в 11,5%. В целом по России эта цифра составляет 8,9%, меньше всего тратят на взятки в Сибирском — 7,3%, а также в Приволжском ФО — 7,9%.
Уровень коррупции характеризуется также распространенностью практики «откатов» представителям власти за получение того или иного заказа. О том, что это явление широко распространено, сообщают 31% предпринимателей, а 17,5% считают, что оно практически отсутствует. Вместе с тем 31% респондентов затруднились обозначить свою позицию по этому вопросу. Среди регионов, где большинство опрошенных считают «откаты» широко распространенным явлением, можно выделить Адыгею (58%), Татарстан (52%), Красноярский край (57%), Астраханскую (52%), Московскую (58%) и Читинскую (54%) области, а также Москву (66%).
Где берут деньги и на что их тратят?
Наиболее распространенный источник финансирования развития малого бизнеса — вложения из собственной прибыли (его назвали 60,1% опрошенных). Чаще всего к этому источнику прибегают предприниматели в Уральском (65,0%), Приволжском (63,6%) и Северо-Западном ФО (63,1%), реже всего — в Москве (50,7%).
Практически вдвое реже для этой цели используются личные сбережения учредителей или средства, зарабатываемые в других фирмах, — данный источник финансирования назвали 31,1% опрошенных. Особенно распространена подобная практика в Москве (42%) и Уральском ФО (39,1%), наименее в Дальневосточном ФО (21,6%).
Банковскими кредитами для развития бизнеса пользуются 15,9% опрошенных. Более активно используют этот источник предприниматели в Уральском ФО (27,9%) и в Москве (27%). Средства, полученные взаймы у знакомых и родственников, используют 12,9% предпринимателей (эта доля практически одинакова во всех федеральных округах). Остальные источники занимают еще менее значительную долю в структуре финансовых средств.
Заемные средства в большинстве случаев (57,9%) используются предпринимателями для пополнения оборотных средств. Исключение составляет Москва, где абсолютное большинство опрошенных (83,9%) тратят эти деньги в первую очередь на приобретение материальных активов (земли, помещений, оборудования, транспортных средств и т. п.). Материальные активы на заемные средства приобретают от 23,4% респондентов в Южном ФО до 40% в Приволжском ФО. Нематериальные активы (лицензии, сертификаты, патенты, товарные знаки, результаты НИОКР, ПО и другие объекты интеллектуальной собственности) приобретают на заемные средства 8,7% опрошенных. Лидируют здесь предприниматели Уральского (16,1%) и Южного ФО (11,2%). Покупка нематериальных активов для нужд малого бизнеса наименее распространена в Москве (1,8%).
Оптимисты и пессимисты
В целом состояние своего бизнеса позитивно оценивают 68% респондентов. Во всех федеральных округах доля позитивных оценок состояния бизнеса практически в два раза выше доли негативных. Несмотря на недовольство столичных предпринимателей существующими условиями, наиболее благоприятная ситуация в этом плане наблюдается в Москве: 76% респондентов считают состояние своего бизнеса хорошим или скорее хорошим и всего 21,3% — плохим или скорее плохим. Хуже всего воспринимают положение дел в своем бизнесе предприниматели Южного ФО: позитивно оценивают его 61,8%, негативно —33,6%.
Оценка бизнеса сильно зависит от устойчивости его финансового положения. Половина опрошенных считают финансовое состояние своего бизнеса в настоящее время относительно устойчивым: средств хватает для поддержания бизнеса, но не хватает для его развития. Еще практически четверть предпринимателей отметили, что финансовых ресурсов им хватает не только для поддержания бизнеса, но и для развития.
Чуть меньше половины предпринимателей (40%) считают, что за последний год финансовое состояние их бизнеса не изменилось. Улучшение отмечают 30,7% респондентов, ухудшение — 26,2%. Тех, кто заявляет, что финансовое состояние их бизнеса улучшилось, больше всего в Уральском (36%), Приволжском (35%) и Северо-Западном (34,4%) ФО. Меньше всего доля таких ответов в Москве (20,7%) и Дальневосточном ФО (23,1%). В этих же двух регионах выше всего доля предпринимателей, считающих, что финансовые показатели их предприятий за последний год ухудшились: соответственно 34% и 28,6%.
Прогнозы на ближайшее будущее в целом более оптимистичны, чем оценки изменений, произошедших за прошлый год: 39,6% опрошенных считают, что через год финансовое состояние их бизнеса будет лучше, чем сейчас, 13,6% — хуже, чем сейчас. В том, что ситуация не изменится, уверены 29,7%.
Практически во всех федеральных округах относительное большинство предпринимателей надеются на улучшение финансового состояния бизнеса в течение ближайшего года. Лишь в Москве и Дальневосточном ФО преобладает доля респондентов, считающих, что ситуация останется прежней.
Больше всего оптимистов в Уральском и Сибирском ФО — соответственно 44,7 и 44,6%. Меньше всего — в Дальневосточном ФО (32%), Москве (32,7%) и Центральном ФО (33,6%).
***
Хотя условия для развития малого предпринимательства во многих регионах нельзя назвать благоприятными, в целом респонденты оценивают свой бизнес как достаточно успешный и с неожиданным оптимизмом смотрят в будущее. По мнению авторов исследования, позитивная самооценка состояния бизнеса во многом определяется самим фактом его существования. Многие предприниматели привыкли работать в неблагоприятной обстановке и в целом не драматизируют ситуацию. Специфика малого бизнеса в том, что он либо остается рентабельным в течение определенного периода времени, либо прекращает свое существование. Поэтому очевидно, что предприниматели склонны оценивать финансовую ситуацию скорее положительно. Неуспешный малый бизнес погибает, а те, кто остался «на плаву», смотрят в будущее с надеждой.
* Респонденты могли назвать несколько вариантов ответов.
Подготовил Сергей Зарубин
Малый бизнес в цифрах
В России зарегистрировано 952 тыс. предприятий, относящихся к малому бизнесу, а также 4,7 млн. предпринимателей без образования юридического лица. В сфере малого бизнеса занято от 17 до 19% всего трудоспособного населения, а его доля в ВВП составляет от 10 до 12%.
Источник: «ОПОРА России».
Рейтинг регионов РФ
По условиям ведения малого бизнеса
Первые | Последние |
1 Ямало-Ненецкий АО | 67 Московская область |
2 Республика Башкортостан | 68 г. Санкт-Петербург |
3 Ставропольский край | 69 Республика Татарстан |
4 Тульская область | 70 Оренбургская область |
5 Смоленская область | 71 Республика Кабардино-Балкария |
6 Усть-Ордынский Бурятский АО | 72 Республика Адыгея |
7 Омская область | 73 Калининградская область |
8 Республика Марий-Эл | 74 Саратовская область |
9 Ханты-Мансийский АО | 75 Курская область |
10 Коми-Пермяцкий АО | 76 Липецкая область |
11 Тюменская область | 77 г. Москва |
12 Камчатская область | 78 Красноярский край |
13 Рязанская область | 79 Воронежская область |
Оценка текущего финансового состояния бизнеса (%)
Текущее финансовое состояние | Устойчивое* | Относительно устойчивое** | Неустойчивое*** | Ухудшается с каждым днем | Кризисное | Фактическое банкротство | Затрудняюсь ответить |
В целом по России | 24,1 | 50,1 | 16,6 | 5,3 | 1,7 | 0,6 | 1,5 |
Москва | 21,0 | 57,0**** | 15,0 | 4,3 | 1,3 | — | 1,3 |
Центральный ФО | 24,3 | 50,2 | 16,6 | 6,6 | 0,6 | 0,4 | 1,4 |
Северо-Западный ФО | 23,9 | 51,9 | 14,5 | 6,5 | 1,3 | 0,2 | 1,8 |
Южный ФО | 21,5 | 48,3 | 20,3**** | 5,5 | 1,8 | 0,8 | 1,8 |
Приволжский ФО | 23,2 | 49,8 | 17,9 | 4,9 | 2,5 | 0,4 | 1,3 |
Уральский ФО | 37,5**** | 37,5***** | 13,0***** | 5,0 | 3,0 | 2,5 | 1,5 |
Сибирский ФО | 25,4 | 50,5 | 16,0 | 4,1 | 2,2 | 0,9 | 0,9 |
Дальневосточный ФО | 24,0 | 53,0 | 14,5 | 3,5 | 2,5 | 0,5 | 2,0 |
*Хватает для поддержания бизнеса, есть источники для его развития. **Для поддержания бизнеса хватает, для развития — нет. ***Не хватает для поддержания текущего состояния бизнеса. ****Статистически значимые отличия выше среднего показателя по России. *****Статистически значимые отличия ниже среднего показателя по России.
Чиновник и бизнес
Как часто предприниматели сталкиваются с противоправными действиями чиновников (%)
Часто Иногда Никогда Сумма оценок «часто» и «иногда» В целом по России 16,6 51,1 19,7 67,7 Дальневосточный ФО 21,5 36,0 27,0 57,5 Сибирский ФО 13,5 51,8 23,4 65,3 Южный ФО 21,0 45,5 21,7 66,6 Центральный ФО 11,2 55,6 19,1 66,8 Приволжский ФО 15,3 51,7 20,6 66,9 Северо-Западный ФО 17,5 50,1 17,4 67,6 Уральский ФО 10,5 59,5 17,5 70,0 Москва 30,8 54,2 9,7 84,9
Какая главная задача стоит перед вашим бизнесом сегодня (%)
Выжить, сохранить то, что есть сейчас | Создать устойчивый бизнес | Создать привлекательный для покупателей бизнес | Улучшить экономические показатели, выйти в средний бизнес | В близком будущем ликвидировать бизнес | Организовать еще одно предприятие | |
В целом по России | 29,9 | 32,4 | 3,7 | 23,4 | 1,4 | 7,7 |
Москва | 31,2 | 24,8 | 10,1 | 20,1 | 4,7 | 7,4 |
Центральный ФО | 31,8 | 30,8 | 3,2 | 24,6 | 0,9 | 7,9 |
Северо-Западный ФО | 32,7 | 33,3 | 2,5 | 22,4 | 0,7 | 7,3 |
Южный ФО | 31,6 | 36,1 | 4,1 | 21,7 | 0,5 | 4,1 |
Приволжский ФО | 25,3 | 36,4 | 3,2 | 23,6 | 0,7 | 8,8 |
Уральский ФО | 28,5 | 25,0 | 3,0 | 23,5 | 5,5 | 13,0 |
Сибирский ФО | 29,7 | 31,9 | 2,9 | 25,4 | 1,3 | 7,6 |
Дальневосточный ФО | 27,0 | 30,5 | 2,0 | 25,5 | 2,5 | 10,5 |