Номинация «системы NAS для дома и офиса» появилась два года назад и оказалась на последнем месте в рейтинге популярности товарных линеек — этим оборудованием тогда занимались 43% респондентов. На этот раз их оказалось еще меньше — 34,5%, что соответствует предпоследнему месту в перечне продуктовых линеек.
Этот товар встречается в прайс-листах ИТ-компаний не так часто, как, например, ноутбуки или «антивирусы». И еще четыре года назад вряд ли было целесообразно включать их в список номинаций. Но, как утверждают аналитики, у этих систем большое будущее. В ближайшее время они займут достойное место на полках магазинов и в тендерных предложениях. Ведь одна из наиболее заметных тенденций на рынке ИТ — стремительный рост информации, которую необходимо где-то хранить. В начале 2000-х годов на российском рынке наряду с СХД для корпоративных заказчиков (сетями хранения SAN, которые обеспечивают доступ к сетевым устройствам хранения, осуществлявшим запись/чтение данных блоками) появились недорогие системы NAS (позволяют хранить файлы при использовании сетевой файловой системы), которые могли подключаться к ПК и использовались пользователями для архивирования информации дома и в малых офисах. За последние годы число поставщиков таких систем значительно увеличилось, а предлагаемый ими модельный ряд существенно расширился (https://www.novostiitkanala.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=64970).
Компании (как производители, так и продавцы), заинтересованные в данном продукте, хорошо понимают, что концепции SAN и NAS изначально предполагали различную аудиторию потребителей. NAS — оптимальное решение для клиентов СМБ, в то время как применять SAN эффективнее в крупных корпорациях. По их оценкам, сегодня продажи SAN существенно превышают продажи NAS. Но спрос на последние растет быстрее, что объясняется лавинообразным ростом файлового хранения — документов, мультимедиа, медицинских, геологических данных и др.
Сергей Васильев, cтарший менеджер по продукции отдела серверных систем, СХД и сетевого оборудования компании Treolan, подчеркивает, что хранилища NAS ориентированы на определенные задачи: «Системы из нижнего ценового сегмента помогают заказчикам организовать выделенные ресурсы хранения данных, которые раньше выполнялись на серверах и ПК. Данный тип продуктов позволяет создавать гибкие и функциональные решения с минимальным бюджетом, и в последнее время этот сегмент рынка активно развивается — годовой прирост может достигать 100%».
По данным Антона Лукьянова, директора по закупкам Merlion, продажи NAS-систем в этой компании возросли в четыре раза.
Игорь Матюхин, коммерческий представитель Synology, заявляет, что в 2011 г., несмотря на активность конкурентов и неожиданно возникший дефицит на жесткие диски, компании удалось достичь в России 100%-ного роста продаж.
«Спрос на сетевые хранилища QNAP в 2011 г. превышал показатели 2010 г., и по нашей оценке, продажи систем NAS QNAP в России увеличились за год на 80%, — утверждает Андрей Васильев, глава российского представительства вендора. Достигнутый успех он объясняет ростом потребностей в хранении данных российских покупателей и активной работой с дистрибьюторами по расширению партнерской сети.
В свою очередь, Дмитрий Танюхин, глава представительства Netgear в России, подсчитал, что в 2011 г. его компания зафиксировала повышение спроса на свои системы ReadyNAS на 38%, который наблюдался как в столицах, так и в регионах: «Это связано с непрерывным ростом объемов информации, ведь устойчивый рост продаж отмечался и до кризиса, и во время него».
По словам Сергея Васюка, главы офиса D-Link в России, в 2011 г. объемы продаж выпускаемых компанией систем NAS по сравнению с 2010 г. в штучном выражении увеличились на 29% и достигли почти 14 тыс. устройств за год: «В основном прибавили продажи 2- и 4-дисковых накопителей, предназначенных для использования дома и в небольших офисах».
Продукцию Thecus в России продает дистрибьютор «Тайле», ее менеджер Сергей Тихонов говорит, что продажи NAS Thecus за прошедший год выросли на 20%. Аналогичный, на уровне 25–30%, рост отмечен в дистрибьюторском подразделении компании «ОЛДИ».
Зато, как утверждает Сергей Ефимов, менеджер по продукции «Сетевое оборудование» компании MICS, дистрибьютор смог в 2011 г. нарастить продажи систем NAS по сравнению с 2010 г. на 73% (в штуках) и 38% (в денежном выражении).
Но, пожалуй, самые впечатляющие данные у Александра Будилова, директора по продажам и маркетингу ELKO Moscow: «Что касается систем NAS для домашних пользователей, то за 2010–2011 гг. спрос повысился приблизительно в 10 раз».
У каждой из предложенной концепций хранения данных (у SAN и у NAS) есть свои «изъяны», избежать которых удается в так называемых унифицированных СХД (https://www.novostiitkanala.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=64970).
По утверждению игроков рынка хранения данных, в 2011 г. все ведущие производители СХД предложили заказчикам Unified Storage, фактически стирающие грань между NAS- и SAN-системами. И вполне вероятно, что в обозримом будущем «универсальные системы» заменят собой предшественников. Но пока, по мнению игроков рынка, говорить об этом преждевременно. Андрей Шевелев, руководитель направления IBM компании Landata, уверен, что на рынке СХД сохранится тенденция увеличения спроса как на решения для виртуализации SAN, так и на системы NAS, что обусловлено ростом неструктурированных данных, для которых хранилище с использованием файлового доступа является оптимальным.
Пока нет сомнений в будущем систем NAS и у других игроков этого рынка (https://www.novostiitkanala.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=64970).
«Судя по сформировавшейся в прошлом году тенденции в 2012 г. продолжится взрывной рост сегмента и продажи NAS могут вырасти за год еще в 2–3 раза», — считает Антон Лукьянов.
Планируя активно работать в сегментах конечных пользователей, компаний СМБ и корпоративных заказчиков, Synology, по словам Игоря Матюхина, ставит перед собой цель — в 2012 г. удвоить продажи.
В свою очередь, компании Netgear и QNAP с учетом повышения спроса на NAS-хранилища, усиления конкуренции, снижения цен на модели 2010–2011 гг. и появления новых более производительных решений рассчитывают на рост продаж в текущем году порядка 40–50%.
Хотя Сергей Васюк оценивает повышение спроса на накопители NAS в России примерно в 20%, возглавляемый им офис D-Link возлагает большие надежды на продвижение устройств MyDlink с поддержкой облачных сервисов, которые обеспечивают прозрачный доступ и управление всеми сетевыми устройствами пользователя из любого места, где есть подключение к Интернету.
«В случае, если проблемы с поставками жестких дисков будут решены в первом полугодии 2012 г., то благодаря отложенному спросу мы ожидаем рост продаж NAS, на 40% превышающий показатели 2011 г.», — подчеркивает Сергей Тихонов.
Владимир Войнов, руководитель подразделения сетевого и серверного оборудования компании «ОЛДИ», рассчитывает в 2012 г. на NAS-прибавку 12–15% по сравнению с 2011 г.
В ELKO Moscow, как заявляет Александр Будилов, полагают, что продажи систем NAS для конечных пользователей и малых офисов могут увеличиться в два-три раза: «Прогнозируя дальнейший ускоренный рост рынка хранилищ уровня предприятий, ELKO недавно добавила в свой продуктовый портфель системы хранения таких производителей, как NetApp, QNAP, а также решения LSI».
Претенденты
В 2010 г. составленный редакцией список претендентов на звание «чемпион канала» состоял из девяти компаний. После подведения итогов голосования их количество увеличилось до 16: D-Link, EMC, Etegro, Hitachi Data Systems, HP, IBM, Iomega, LaCie, Netgear, QNAP, RaidSonic, Sun Microsystems/StorageTek, Synology, Thecus Technology, WD, «Аквариус».
Пройти порог канальности удалось только восьми компаниям: D-Link, Iomega, Netgear, QNAP, Synology, Thecus Technology, WD и «Аквариус».
В 2012 г. мы вновь внесли в предварительный список девять компаний, респонденты решили, что этого достаточно. Таким образом, за звание «чемпиона канала» в этом году боролись следующие вендоры: D-Link, Iomega, Netgear, QNAP, RAIDON Technology, RaidSonic, Synology, Thecus Technology, WD. Но только шесть из них преодолели порог канальности: D-Link, Iomega, Netgear, QNAP, Synology, WD.
Отметим также, что из оставшихся «за порогом» трех компаний лучший результат у Thecus Technology.
По мнению респондентов, наименее достойной (из тех, кто перешагнул порог канальности) звания «чемпиона канала» оказалась компания Iomega. Напомним, что и в рейтинге 2010 г. этот производитель также задержался в «приграничной зоне» — через порог канальности перешагнул, но до пьедестала не дошел. Тогда три компании попали в категорию «перешагнувших, но не дошедших»: Iomega, WD и «Аквариус». Два года спустя один из этих вендоров пошел на «повышение», другой — в противоположную сторону. А вот «вынести определение» по поводу Iomega наши респонденты так и не смогли. С одной стороны, продукты данного вендора участники канала продают (он, пусть и с очень небольшим запасом, преодолел порог канальности), с другой — партнерам все еще «чего-то не хватает» в работе этого производителя, для того чтобы поставить его хотя бы на пятую ступеньку.
Представляем победителей
Среди лидеров этого рынка чаще всего называют (https://www.novostiitkanala.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=64970) Netgear, QNAP, Synology (исключая при этом поставщиков «тяжелых» систем — EMC, IBM, HP). Но судя по результатам в других номинациях, большие объемы продаж далеко не всегда становятся залогом победы в рейтинге «Чемпионы канала». Более того, победа лидера продаж в исследовании CRN/RE — это, скорее, исключение, а не правило. Ведь компании, нацеленные на объем продаж, не всегда задумываются о том, как этот «объем» скажется на бизнесе партнеров. Яркий пример такого подхода — ситуация, сложившаяся в этом году на рынке ноутбуков.
Итоговые таблицы (нынешнего и прошлого рейтинга) свидетельствуют о том, что рынок молодой, не устоявшийся, пиетета перед «авторитетами» у его игроков еще нет. В более «старых» номинациях все логично: тот, кто стоит на пятом месте, собирает наименьшие оценки по всем (или почти по всем) критериям работы, а у тех, кто попал на первую и вторую строчку рейтинга, — только самые высокие баллы. Но в номинации «NAS для дома и офиса» лучшие и худшие оценки разбросаны по итоговой таблице вне зависимости от брендов и занимаемых мест.
На пятом месте в проекте 2012 г. обосновалась компания Synology с оценкой 28,101 балла, в рейтинге 2010 г. у вендора была «бронза». Напомним, что два года назад производитель получил одну высшую и одну низшую оценку среди участников призовой пятерки по критериям «качество продукции» и «прибыльность продукции» соответственно. На этот раз участники канала выставили Synology низшие (среди финалистов) оценки по критериям «прибыльность продукции», «техническая поддержка партнеров» и «сервисное обслуживание заказчиков», а это одни из самых важных критериев в данной продуктовой категории.
Заметно лучше обстоят дела у компании, расположившейся на четвертой строчке рейтинга: ей удалось опередить вендора, замыкающего турнирную таблицу, на 1,296 балла, а отставание от «бронзового» финалиста составило всего 0,199 балла. Если учесть, что в рейтинге 2010 г. эта компания, преодолев порог канальности, так и не смогла войти в число призеров данной номинации, то можно признать результаты этих двух лет впечатляющими. Компания WD (именно об этом вендоре идет речь) получила от канала два нарекания — за «соотношение цена/качество» и «обучение и сертификацию партнеров» — и столько же «плюсов» — за активность в продвижении продукции и за ее прибыльность.
«Бронза» принадлежит компании, которую два года назад партнеры поставили в самый конец итоговой таблицы. Впрочем, претензий у канала к этому производителю практически не было: низший балл (среди финалистов) только по критерию «обучение и сертификация партнеров». Но общий уровень оценок вендора в 2010 г. был таким, что QNAP пришлось довольствоваться пятым местом. Два года спустя ситуация улучшилась: пусть и с небольшим отрывом, но вендору удалось перешагнуть две ступени, у партнеров нет серьезных претензий, а в одном из критериев («маркетинговая поддержка партнеров») он признан даже лучшим среди финалистов.
Напомним, что в конце марта этого года российское представительство QNAP объявило о старте программы партнерской авторизации с улучшенными условиями для компаний-партнеров. Теперь вместе с маркетинговой и информационной поддержкой им предоставляются такие услуги, как приоритетные технические консультации по телефону и возможность выезда инженеров QNAP к заказчику, льготное обучение специалистов, а также горячая замена оборудования в проектах партнеров со статусом Integrator. Андрей Васильев, глава российского представительства QNAP, замечает, что такое качественное развитие взаимоотношений с партнерами стало возможным благодаря планомерному развитию структуры российского офиса компании, в том числе в результате стратегического альянса с представительством дружественного бренда ZyXEL, а также за счет проделанной работы по расширению команды дистрибьюторов — к компаниям MERLION, Koodoo Technologies и InPrice Distribution добавились ОЛДИ, Soft-Tronik и «Марвел-Дистрибуция». В итоге была организована сеть сервисных центров в крупнейших городах, открыты центры сертификации в Москве и Санкт-Петербурге с поддержкой проведения выездных обучений и вебинаров, увеличен штат сотрудников в отделах технической поддержки и сопровождения продукции, а также маркетинга — для существенной активизации работы с каналом продаж по развитию партнерской сети. Кроме того, в российском представительстве компании уверены, что прочным фундаментом для эскалации деятельности российского представительства стало расширение продуктовых линеек — теперь QNAP предлагает вместе с устройствами класса SOHO и SMB оборудование и для корпоративных клиентов — уровня High-End SMB. Новинками для этого сегмента рынка стали первые в истории компании 10-, 12- и 16-дисковые сетевые хранилища на базе процессоров Intel Core i3 и Xeon. Кроме того, за указанный период QNAP выпустила две серии сетевых накопителей на процессорах Marvell для домашних пользователей и малых офисов, а для компаний малого и среднего бизнеса — уже три на чипсетах Intel Atom. Причем многие новинки стали технологическими прорывами на рынке систем хранения младшего уровня, предоставив пользователям новые интерфейсы и функциональные возможности. Помимо этого максимальная суммарная емкость хранилищ увеличилась в два раза — сначала после поддержки трехтерабайтных, а затем и четырехтерабайтных жестких дисков. Вопрос взаимодействия с накопителями крайне важен, и список поддерживаемых моделей регулярно обновляется. Наиболее востребованными на российском рынке новинками стали флагманские модели новых линеек: TS-419P II, TS-459 Pro II и TS-1079 Pro, хотя надо подчеркнуть, что высокой популярностью также пользовались такие устройства-ветераны, как TS-210, TS-412 и TS-809U-RP.
На втором месте обосновалась компания D-Link, победитель предыдущего рейтинга. А «серебряный» финалист 2010 г. отправился за порог канальности. Что касается «серебряного» призера 2012, то два года назад D-Link собрал семь из восьми высших оценок. Исключением стал критерий «качество продукции». На этот раз наши респонденты «оставили» вендору только две высшие оценки. По критериям «соотношение цена/качество» и «техническая поддержка партнеров» эта компания признана лучшей. Но у партнеров появились к вендору и «нарекания». Они считают, что производителю надо обратить особое внимание на «качество продукции», «активность в продвижении продукции» и на «маркетинговую поддержку партнеров». В итоге D-Link заработала 30,65 балла — второе место.
Минимальный отрыв (0,176 балла) отделяет «серебряного» финалиста от победителя — компании Netgear. В предыдущем рейтинге он довольствовался четвертой строчкой списка финалистов: партнеры поставили ему четыре низшие (среди финалистов) оценки за «активность в продвижении продукции», «маркетинговую поддержку партнеров», «техническую поддержку партнеров» и «сервисное обслуживание заказчиков». В этом году не было ни одной низшей оценки, «худшая» оценка по критерию «сервисное обслуживание заказчиков» исправлена на лучшую, добавлена пара «высших» баллов за «качество продукции» и «обучение и сертификацию партнеров».
Критерии и оценки
В этом году респонденты поставили критерий качества на первое место в рейтинге значимости, оценив его важность в 0,763 балла. Напомним, что два года назад «качеству продукции» отводилось второе место с оценкой 0,794 балла, а лидерство принадлежало «прибыльности продукции» (0,812 балла). Теперь же этот критерий переместился на вторе место, а его оценка (0,758 балла) оказалась чуть ли не самой низкой во всем рейтинге. Меньше заинтересованы в прибыльности продукции только продавцы мониторов — 0,757 балла.
Кроме того, наши респонденты считают, что наименее значимым критерием работы вендора для данного вида продукции является «маркетинговая поддержка партнеров». В этом году он получил 0,474 балла. Остальные участники канала с большей охотой, чем продавцы NAS, тратят вендорские маркетинговые фонды: именно в этой номинации «маркетинговая помощь партнерам» получила наименьшую оценку во всем рейтинге. Напомним, что в предыдущий раз наименее значимым для данного вида продукции был критерий «обучение и сертификация партнеров» с 0,55 балла.
В заключение хотелось обратить внимание на то, что продавцы СХД, систем NAS и сетевого оборудования больше других респондентов рейтинга ценят «техническую поддержку партнеров». Представители канала поставили этому критерию самую высокую оценку во всем рейтинге — 0,674 балла.