Номинация «системы NAS для дома и офиса» появилась два года назад и оказалась на последнем месте в рейтинге популярности товарных линеек — этим оборудованием тогда занимались 43% респондентов. На этот раз их оказалось еще меньше — 34,5%, что со­ответствует предпоследнему ­месту в перечне продуктовых линеек.

Этот товар встречается в прайс-листах ИТ-компаний не так часто, как, например, ­ноутбуки или «антивирусы». И еще четыре года назад вряд ли было целесообразно вклю­чать их в список номинаций. Но, как утверждают аналитики, у этих систем большое ­будущее. В ближайшее время они займут достойное место на полках ­магазинов и в тен­дерных предложениях. Ведь ­одна из наиболее заметных тенденций на рынке ИТ — стре­мительный рост информации, которую необходимо где-то ­хранить. В начале 2000-х годов на российском рынке наряду с СХД для корпоративных заказчиков (сетями хранения SAN, которые обеспечивают ­доступ к сетевым устройствам хранения, осуществлявшим запись/чтение данных блоками) появились недорогие системы NAS (позволяют хранить файлы при использовании сетевой файловой системы), которые могли подключаться к ПК и использовались пользователями для архивирования информации дома и в малых офисах. За последние годы число по­ставщиков таких систем значительно увеличилось, а предла­гаемый ими модельный ряд существенно расширился (https://www.novostiitkanala.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=64970).

Компании (как производители, так и продавцы), заинтере­сованные в данном продукте, ­хорошо понимают, что концепции SAN и NAS изначально предполагали различную ауди­торию потребителей. NAS — ­оптимальное решение для кли­ентов СМБ, в то время как ­применять SAN эффективнее в крупных корпорациях. По их оценкам, сегодня продажи SAN существенно превышают продажи NAS. Но спрос на последние растет быстрее, что объясняется лавинообразным ­ростом файлового хранения — документов, мультимедиа, ме­дицинских, геологических данных и др.

Сергей Васильев, cтарший менеджер по продукции отдела серверных систем, СХД и сетевого оборудования компании Treolan, подчеркивает, что хранилища NAS ориентированы на определенные задачи: «Системы из нижнего ценового сегмента помогают заказчикам ­организовать выделенные ресурсы хранения данных, которые раньше выполнялись на серверах и ПК. Данный тип продуктов позволяет создавать гибкие и функциональные решения с минимальным бюджетом, и в последнее время этот сегмент рынка активно развива­ется — годовой прирост может достигать 100%».

По данным Антона Лукья­нова, директора по закупкам Merlion, продажи NAS-систем в этой компании возросли в четыре раза.

Игорь Матюхин, коммерческий представитель Synology, заявляет, что в 2011 г., не­смотря на активность конку­рентов и неожиданно возник­ший де­фицит на жесткие диски, компании удалось достичь в России 100%-ного роста ­продаж.

«Спрос на сетевые хранили­ща QNAP в 2011 г. превышал показатели 2010 г., и по нашей оценке, продажи систем NAS QNAP в России увеличились за год на 80%, — утверждает Андрей Васильев, глава российского представительства вендора. Достигнутый успех он объясняет ростом потребностей в хранении данных российских покупателей и активной работой с дистрибьюторами по расширению партнерской сети.

В свою очередь, Дмитрий Танюхин, глава представительства Netgear в России, подсчитал, что в 2011 г. его компания зафиксировала повышение спроса на свои системы ReadyNAS на 38%, который наблюдался как в столицах, так и в регионах: «Это связано с непрерывным ростом объемов информации, ведь устойчивый рост продаж отмечался и до кризиса, и во время него».

По словам Сергея Васюка, главы офиса D-Link в России, в 2011 г. объемы продаж вы­пускаемых компа­нией систем NAS по сравнению с 2010 г. в штучном выражении увели­чились на 29% и достигли почти 14 тыс. устройств за год: «В основном прибавили прода­жи 2- и 4-дисковых накопителей, предназначенных для использования дома и в неболь­ших офисах».

Продукцию Thecus в Рос­сии продает дистрибьютор ­«Тайле», ее менеджер Сергей Тихонов говорит, что продажи NAS Thecus за прошедший год выросли на 20%. Аналогичный, на уровне 25–30%, рост ­отмечен в дистрибьюторском подразделении компании ­«ОЛДИ».

Зато, как утверждает Сергей Ефимов, менеджер по продукции «Сетевое оборудование» компании MICS, дистрибьютор смог в 2011 г. нарастить продажи систем NAS по сравнению с 2010 г. на 73% (в штуках) и 38% (в денежном выражении).

Но, пожалуй, самые впечатляющие данные у Александра Будилова, директора по продажам и маркетингу ELKO Moscow: «Что касается систем NAS для домашних пользова­телей, то за 2010–2011 гг. спрос повысился приблизи­тельно в 10 раз».

У каждой из предложенной концепций хранения данных (у SAN и у NAS) есть свои «изъяны», избежать которых удается в так называемых ­унифицированных СХД (https://www.novostiitkanala.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=64970).

По утверждению игроков рынка хранения данных, в 2011 г. все ведущие произ­водители СХД предложили ­заказчикам Unified Storage, фактически стирающие грань между NAS- и SAN-системами. И вполне вероятно, что в обозримом будущем «уни­версальные системы» заме­нят собой предшественников. Но пока, по мнению игроков рынка, говорить об этом преж­девременно. Андрей Шевелев, руководитель направления IBM компании Landata, уверен, что на рынке СХД со­хранится тенденция увеличения спроса как на ре­шения для виртуализации SAN, так и на системы NAS, что обу­словлено ростом неструктури­рованных данных, для которых хранилище с использо­ванием файлового доступа является оптимальным.

Пока нет сомнений в буду­щем систем NAS и у других ­игроков этого рынка (https://www.novostiitkanala.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=64970).

«Судя по сформировавшейся в прошлом году тенденции в 2012 г. продолжится взрывной рост сегмента и продажи NAS могут вырасти за год еще в 2–3 раза», — считает Антон Лукьянов.

Планируя активно рабо­тать в сегментах конечных ­пользователей, компаний СМБ и корпоративных заказчиков, Synology, по словам Игоря ­Матюхина, ставит перед со­бой цель — в 2012 г. удвоить продажи.

В свою очередь, компании Netgear и QNAP с учетом по­вышения спроса на NAS-хра­нилища, усиления конкуренции, снижения цен на модели 2010–2011 гг. и появления новых более производительных ­решений рассчитывают на рост продаж в текущем году порядка 40–50%.

Хотя Сергей Васюк оцени­вает повышение спроса на на­копители NAS в России при­мерно в 20%, возглавляемый им офис D-Link возлагает ­большие надежды на продви­жение устройств MyDlink с поддерж­кой облачных сер­висов, которые обеспечивают прозрачный доступ и управ­ление всеми ­сетевыми устройствами поль­зователя из любого места, где есть подключение к Интернету.

«В случае, если проблемы с поставками жестких дисков будут решены в первом полу­годии 2012 г., то благодаря ­отложенному спросу мы ожида­ем рост продаж NAS, на 40% превышающий показатели 2011 г.», — подчеркивает Сергей Тихонов.

Владимир Войнов, руководитель подразделения сетевого и серверного оборудования компании «ОЛДИ», рассчитывает в 2012 г. на NAS-прибавку 12–15% по сравнению с 2011 г.

В ELKO Moscow, как заяв­ляет Александр Будилов, полагают, что продажи систем NAS для конечных пользова­телей и малых офисов могут увеличиться в два-три раза: «Прог­нозируя дальнейший ускоренный рост рынка хранилищ ­уровня предприятий, ELKO ­недавно добавила в свой про­дуктовый портфель системы хранения таких производите­лей, как NetApp, QNAP, а так­же решения LSI».

Претенденты

В 2010 г. составленный редак­цией список претендентов на звание «чемпион канала» состоял из девяти компаний. После подведения итогов голо­сования их количество увели­чилось до 16: D-Link, EMC, Etegro, Hitachi ­Data Systems, HP, IBM, Iomega, LaCie, Net­gear, QNAP, RaidSonic, Sun Microsystems/StorageTek, Syno­logy, Thecus Techno­logy, WD, «Аквариус».

Пройти порог канальности удалось только восьми компаниям: D-Link, Iomega, Netgear, QNAP, Synology, Thecus Tech­nology, WD и «Аквариус».

В 2012 г. мы вновь внесли в предварительный список девять компаний, респонденты ­решили, что этого достаточно. Таким образом, за звание «чемпиона канала» в этом году бо­ролись следующие вендоры: D-Link, Iomega, Netgear, QNAP, RAIDON Technology, RaidSonic, Synology, Thecus Technology, WD. Но только шесть из них преодолели порог канальности: D-Link, Iomega, Netgear, QNAP, Synology, WD.

Отметим также, что из ос­тавшихся «за порогом» трех компаний лучший результат у Thecus Technology.

По мнению респондентов, наименее достойной (из тех, кто перешагнул порог каналь­ности) звания «чемпиона ка­нала» оказалась компания ­Iomega. Напомним, что и в рейтин­ге 2010 г. этот про­изводи­тель также задержался в «приграничной зоне» — через порог канальности пере­шагнул, но до пьедестала не дошел­. Тогда три компании попали в категорию «пе­решагнувших, но не дошедших»: ­Iomega, WD и «Ак­вариус». Два года ­спустя один из этих вендоров пошел на «повышение», другой — в проти­воположную сторо­ну. А вот «вынести определение» по поводу Iome­ga наши респонденты так и не смогли. С одной стороны, продукты ­данного вендора участники ­канала продают (он, пусть и с очень небольшим запасом, преодолел порог канальности), с другой — парт­нерам все еще «чего-то не хва­тает» в работе этого произ­водителя, для того чтобы по­ставить его хотя бы на пятую ступеньку.

Представляем победителей

Среди лидеров этого рынка ­чаще всего называют (https://www.novostiitkanala.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=64970) Net­gear, QNAP, Synology (исключая при этом поставщиков «тяжелых» систем — EMC, IBM, HP). Но судя по результатам в других номинациях, боль­шие объемы продаж далеко не всегда становятся залогом ­победы в рейтинге «Чемпионы канала». Более того, победа ­лидера продаж в исследовании CRN/RE — это, скорее, исключение, а не правило. Ведь ком­пании, нацеленные на объем продаж, не всегда задумыва­ются о том, как этот «объем» скажется на бизнесе партнеров. Яркий пример такого ­подхода — ситуация, сложившаяся в этом году на рынке ­ноутбуков.

Итоговые таблицы (нынеш­него и прошлого рейтинга) сви­детельствуют о том, что рынок молодой, не устоявшийся, пие­тета перед «авторитетами» у его игроков еще нет. В более «старых» номинациях все ло­гично: тот, кто стоит на пятом месте, собирает наимень­шие оценки по всем (или почти по всем) критериям работы, а у тех, кто попал на первую и вторую строчку рейтинга, — только самые высокие баллы. Но в номинации «NAS для дома и офиса» лучшие и худ­шие оценки разбросаны по ито­говой таблице вне зависимости от брендов и занимаемых мест.

На пятом месте в проекте 2012 г. обосновалась компания Synology с оценкой 28,101 бал­ла, в рейтинге 2010 г. у вендора была «бронза». Напомним, что два года назад производитель получил одну высшую и одну низшую оценку среди участников призовой пятерки по критериям «качество про­дукции» и «прибыльность ­продукции» соответственно. На этот раз участники канала выставили Synology низшие (среди финалистов) оценки по критериям «прибыльность продукции», «техническая поддержка партнеров» и «сервис­ное обслуживание заказчиков», а это одни из самых важных критериев в данной продукто­вой категории.

Заметно лучше обстоят дела у компании, расположившей­ся на четвертой строчке рей­тинга: ей удалось опередить вендора, замыкающего турнирную таблицу, на 1,296 балла, а отставание от «бронзового» финалиста составило всего 0,199 балла. Если учесть, что в рейтинге 2010 г. эта компания, преодолев порог каналь­ности, так и не смогла войти в число призеров данной номи­нации, то можно признать результаты этих двух лет впе­чатляющими. Компания WD (именно об этом вендоре идет речь) получила от канала два нарекания — за «соотношение цена/качество» и «обучение и сертификацию партнеров» — и столько же «плюсов» — за актив­ность в продвиже­нии продукции и за ее при­быльность.

«Бронза» принадлежит ­компании, которую два года ­назад партнеры поставили в самы­й конец итоговой таб­лицы. Впрочем, претензий у кана­ла к этому производи­телю практически не было: низший балл (среди финалистов) только по критерию «обучение и сертификация партнеров». Но общий уровень оценок вен­дора в 2010 г. был ­таким, что QNAP пришлось довольствоваться пятым местом. Два года спустя ситуация улучшилась: пусть и с небольшим отрывом, но вендору удалось перешаг­нуть две ступени, у партнеров нет серьезных претензий, а в одном из критериев («маркетинговая поддержка партнеров») он признан даже лучшим среди финалистов.

Напомним, что в конце марта этого года российское представительство QNAP объявило о старте программы партнер­ской авторизации с улучшен­ными условиями для компаний-партнеров. Теперь вместе с маркетинговой и информационной поддержкой им предоставляются такие услуги, как приоритетные технические консультации по телефону и возможность выезда инженеров QNAP к заказчику, льготное обучение специалистов, а также горячая замена оборудования в проектах партнеров со ста­тусом Integrator. Андрей Ва­сильев, глава российского ­представительства QNAP, за­мечает, что такое качественное развитие взаимоотноше­ний с партнерами стало воз­можным благодаря плано­мерному развитию структуры российского офиса компании, в том числе в результате стра­тегического альянса с предста­вительством дружественного бренда ZyXEL, а также за счет проделанной работы по расши­рению команды дистрибьюторов — к компаниям MERLION, Koodoo Technologies и InPrice ­Distribution добавились ОЛДИ, Soft-Tronik и «Марвел-Дистри­буция». В итоге была организо­вана сеть сервисных центров в крупнейших городах, открыты центры сертификации в Москве и Санкт-Петербурге с поддержкой проведения выездных обучений и вебинаров, увеличен штат сотрудников в отделах технической под­держки и сопровождения продукции, а также маркетинга — для существенной активизации работы с каналом продаж по развитию партнерской сети. Кроме того, в российском представительстве компании увере­ны, что прочным фундаментом для эскалации деятельности российского представительства стало расширение продуктовых линеек — теперь QNAP пред­лагает вместе с устройствами класса SOHO и SMB оборудо­вание и для корпоративных ­клиентов — уровня High-End SMB. Новинками для этого ­сегмента рынка стали первые в истории компании 10-, 12- и 16-дисковые сетевые хра­нилища на базе процессоров ­Intel Core i3 и Xeon. Кроме того, за указанный период QNAP выпустила две серии сетевых накопителей на процессорах Marvell для домашних поль­зователей и малых офисов, а для компаний малого и сред­него бизне­са — уже три на чипсе­тах Intel Atom. Причем многие новинки стали тех­нологическими прорывами на рынке систем хранения ­младшего уровня, предоста­вив пользователям новые ин­терфейсы и функциональные возможности. Помимо этого ­максимальная суммарная емкость хранилищ увеличилась в два раза — сначала после поддержки трехтерабайтных, а затем и четырехтерабайтных жестких дисков. Вопрос взаимодействия с накопителями крайне важен, и список ­поддерживаемых моделей регулярно обновляется. Наиболее востребованными на российском рынке новинками стали флагманские модели новых ­линеек: TS-419P II, TS-459 Pro II и TS-1079 Pro, хотя надо подчеркнуть, что высокой ­популярностью также поль­зовались такие устройства-ве­тераны, как TS-210, TS-412 и TS-809U-RP.

На втором месте обоснова­лась компания D-Link, победитель предыдущего рейтинга. А «серебряный» финалист 2010 г. отправился за порог канальности. Что касается «серебряного» призера 2012, то два ­года назад D-Link собрал семь из восьми высших оценок. Исключением стал критерий «качество продукции». На этот раз наши респонденты «оста­вили» вендору только две высшие оценки. По критериям ­«соотношение цена/качество» и «техническая поддержка ­партнеров» эта компания при­знана лучшей. Но у партнеров появились к вендору и «наре­кания». Они считают, что производителю надо обратить ­особое внимание на «качест­во продукции», «активность в продвижении продукции» и на «маркетинговую поддерж­ку партнеров». В итоге D-Link заработала 30,65 балла — вто­рое место.

Минимальный отрыв (0,176 балла) отделяет «сереб­ряного» финалиста от победи­теля — компании Netgear. В предыдущем рейтинге он ­довольствовался четвертой строчкой списка финалистов: партнеры поставили ему четыре низшие (среди финалистов) оценки за «активность в про­движении продукции», «маркетинговую поддержку партне­ров», «техническую поддержку партнеров» и «сервисное обслуживание заказчиков». В этом ­году не было ни одной низшей оценки, «худшая» оценка по критерию «сервисное обслуживание заказчиков» исправле­на на лучшую, добавлена пара «высших» баллов за «качество продукции» и «обучение и сер­тификацию партнеров».

Критерии и оценки

В этом году респонденты по­ставили критерий качества на первое место в рейтинге значимости, оценив его важность в 0,763 балла. Напомним, что два года назад «качеству продукции» отводилось второе место с оценкой 0,794 балла, а лидер­ство принадлежало «прибыль­ности продукции» (0,812 балла). Теперь же этот критерий переместился на вторе место, а его оценка (0,758 балла) оказалась чуть ли не самой низкой во всем рейтинге. Меньше заинтересованы в прибыльности продукции только продавцы мониторов — 0,757 балла.

Кроме того, наши респонден­ты считают, что наименее зна­чимым критерием работы вен­дора для данного вида продукции является «маркетинговая поддержка партнеров». В этом году он получил 0,474 балла. Остальные участники канала с большей охотой, чем продав­цы NAS, тратят вендорские маркетинговые фонды: именно в этой номинации «маркетинговая помощь партнерам» полу­чила наименьшую оценку во всем рейтинге. Напомним, что в предыдущий раз наименее значимым для данного ви­да продукции был критерий ­«обучение и сертификация парт­неров» с 0,55 балла.

В заключение хотелось об­ратить внимание на то, что ­продавцы СХД, систем NAS и сетевого оборудования больше других респондентов рей­тинга ценят «техническую поддержку партнеров». Предста­вители канала поставили этому критерию самую высокую оценку во всем рейтинге — 0,674 балла.