В 2010 г. аналитики Gartner прогнозировали (https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=45228), что к 2014 г. оборот мирового рынка мобильных устройств и передачи данных превысит 1 трлн. долл. Будут приносить доход и дополнительные услуги: контекстные сервисы, реклама, продажа приложений и услуг и т. д. Каждая из них будет приносить несколько десятков миллиардов долларов ежегодно. На зрелых рынках в обозримом будущем в продажах будут доминировать смартфоны. Но на мировом рынке в целом станут доминировать специализированные телефоны (feature phone) без какой-либо конкретной ОС, поскольку на развивающихся рынках превалирует спрос на этого вида устройства. Вендорам, работающим на развивающихся рынках, следует исходить из того, что смартфоны останутся нишевым сегментом до 2014 г. В период до 2012 г. появится много новых типов устройств, аналогичных планшетам и «электронным книгам», и некоторые из них найдут применение в корпоративной среде. Однако ни один из них не получит доли рынка, сопоставимой со смартфонами и ноутбуками, которые будут оставаться доминирующим типом мобильных устройств в корпоративном мире. В период до 2014 г. специалистам, работающим вне офиса, потребуется и ноутбук, и смартфон. Конкуренция на рынке платформ смартфонов очень острая, и к 2014 г. лидеры сменятся; Symbian потеряет часть доли рынка в пользу Android и iPhone OS (iOS). Android быстро набирает силу и появится в потребительской электронике и в планшетах.
Напомним, что этот прогноз был сделан почти три года назад. А что происходит на рынке сегодня?
Компания IDC сообщает (https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=65446), что объем поставок смартфонов в Россию в 2011 г. составил 8,7 млн. штук, или 21,2% всего рынка мобильных телефонов. На долю четверки лидеров — Nokia, Samsung, Apple и НТС — пришлось более 90% поставок.
На российском рынке смартфонов усиливается консолидация брендов. Основная конкурентная борьба разворачивается между Nokia и Samsung. Устойчиво положение Apple и HTC, в то время как прочие поставщики не оказывают заметного влияния на общую картину.
Цены на смартфоны снижались не так равномерно, чем на обычные мобильные телефоны. Этому способствовали такие факторы, как появление iPhone в России и выпуск Nokia менее дорогих смартфонов в середине 2010 г.
«Для российского рынка смартфонов текущий год (2012 г. — прим. автора) будет весьма интересным, — отмечает автор исследования, аналитик IDC Саймон Бейкер. — Nokia попытается вернуть себе позицию безусловного лидера за счет моделей Lumia на базе Windows Phone, что будет довольно непросто на фоне заметно усилившегося на глобальном уровне влияния Samsung, а также присутствия продукции этой компании во всех ценовых сегментах. В целом же мы ожидаем существенного увеличения объемов продаж смартфонов в России».
Если же говорить о ситуации, сложившейся на мировом рынке, то здесь Samsung и Apple уже несколько лет шли вровень, но отчет, опубликованный аналитической фирмой IHS iSuppli, назвал победителя по итогам 2011 г. (https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=61954). Samsung обошла Apple по продажам приблизительно на 2 млн. шт. и продемонстрировала «взрывной» рост за год, равный 278%. В течение 2011 г. Samsung продала около 95 млн. шт. смартфонов во всем мире, а Apple — 93 млн. шт. IHS iSuppli полагает, что успех корейского вендора обусловлен широким предложением самих устройств и ОС. Если портфель смартфонов Apple состоит исключительно из iPhone на iOS, то в портфеле Samsung широкий ряд устройств, использующих как Android, так и Windows Phone. Проще говоря, Samsung дает покупателям больший выбор. «Samsung вышла вперед в 2011 г. благодаря стратегии предложения полной линейки смартфонов на различных ценовых отметках, с разной функциональностью и разными ОС, — пишет Уэйн Лам, старший аналитик, Wireless Communications, IHS. — Это позволило вендору обойти многолетнего лидера рынка Nokia и чуть превысить общие продажи Apple за год».
Samsung объявила финансовые результаты за IV квартал 2011 г.: операционная прибыль подразделения Telecommunication Group достигла рекордного уровня 17,82 трлн. вон (15,3 млрд. долл.). Рост в этом сегменте обеспечили главным образом сильные продажи Android-смартфонов Galaxy S II и Galaxy Note. Samsung предлагает также линейки Focus и Exec на базе Windows Phone, но объем продаж по каждой не сообщается.
IHS iSuppli отмечает в своем отчете, что благодаря выпуску iPhone 4S Apple обошла Samsung по продажам в IV квартале на 1 млн. шт., но по итогам года корейский вендор все же вышел вперед.
Следом за Apple идет Nokia, третий крупнейший вендор смартфонов по продажам в 2011 г. (77 млн. шт.), на четвертом месте — Sony/Sony Ericsson и на пятом — Motorola Mobility.
У Nokia, оставшейся третьим крупнейшим вендором, произошел самый большой спад продаж за год. В 2010 г. компания удерживала первое место (100 млн. шт.) и опережала Apple и Samsung, но в 2011 г. ее продажи упали на 23%, до 77 млн. шт.
Samsung лидировала по продажам смартфонов и во II квартале 2012 г., поставив вдвое больше устройств, чем Apple. Это данные еще одной исследовательской фирмы — Juniper Research (https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=68199). Вендор, пополнивший свою линейку Android-смартфонов Galaxy новой моделью Galaxy S III в мае, продал 52,1 млн. шт. смартфонов за II квартал против 26 млн. шт. iPhone у Apple. В отчете отмечено, что в одном лишь июне было поставлено почти 10 млн. шт. новых Galaxy S III. Успеху Samsung немало способствуют также предложения для всех ценовых уровней. Новый Galaxy S III стоит 199 долл., но другие модели стоят дешевле, в частности Stratosphere продается всего за 49,99 долл. Более того, Samsung стал ведущим брендом смартфонов на базе Android, и другим вендорам, также использующим мобильную ОС Google, таким как HTC и Motorola, остается лишь догонять.
Sony с ее новым смартфоном Xperia имеет высокую известность бренда и потенциально может соперничать с Samsung, однако пока не смогла добиться такого же признания потребителей, пишет Juniper Research.
«Компании Sony следует работать лучше. Она, как и Samsung, имеет всемирно известное имя, и ее линейка Xperia хорошо принята рынком, однако маркетинг и продукты пока не дотягивают», — пишет в отчете аналитик исследования Дэниел Эшдаун.
Несмотря на впечатляющее лидерство Samsung во II квартале, Apple имеет шанс сократить отрыв с выпуском своего iPhone пятого поколения. Ослабление продаж iPhone в последнем квартале, скорее всего, вызвано тем, что рынок ждет эту новую модель, пишет Juniper Research.
Претенденты
В составленный редакцией CRN/RE предварительный список претендентов на звание «чемпион канала» в данной категории вошло 14 компаний. После подведения итогов голосования их количество не изменилось. Таким образом, за победу в номинации боролись: Acer, Alcatel, Apple, FLY, HTC, Huawei, LG, MEIZU, Motorola, Nokia, Philips, Research in Motion (BlackBerry), Samsung, Sony/Sony Ericcson.
Но перешагнуть порог канальности удалось не всем. Шанс пройти в следующий тур получили десять компаний: Acer, Alcatel, Apple, HTC, Huawei, LG, Nokia, Philips, Samsung, Sony/Sony Ericcson. А ближе всех (из тех, кто не вошел в эту десятку) к порогу канальности оказалась компания FLY.
Итак, 10 компаний претендуют на пять призовых мест. Но прежде чем рассказать о том, кто вышел в лидеры, представим номинацию.
«Смартфоны и коммуникаторы» — самая молодая товарная категория рейтинга «Чемпионы канала». И пока еще самая невостребованная ИТ-каналом. В рейтинге популярности номинаций у наших респондентов она стоит на последнем, 13-м месте: смартфоны продают 30% компаний, принявших участие в исследовании CRN/RE.
Представляем победителей
Практически все, кого упомянули аналитики в своих отчетах, оказались и в нашем финале. Так, на пятом месте находится компания, позволяющая своим партнерам «заработать» на продаже ее устройств. Именно она получила самую высокую (среди финалистов) оценку за критерий «прибыльность продукции». В то же время проблемы, о которых говорят аналитики (напомним: «линейка Xperia хорошо принята рынком, однако маркетинг и продукты пока не дотягивают»), волнуют также и российских партнеров. «Активность в продвижении продукции», «маркетинговая поддержка партнеров», «обучение и сертификация партнеров» — три критерия, по которым компания Sony (Sony Ericsson) получила самые низкие (среди финалистов) оценки в данной товарной категории. Да и за критерий «качество продукции» вендору начислили не очень много баллов: меньше только у Nokia.
Но возможно, в скором времени канал продаж изменит отношение к этому производителю: определенные предпосылки к этому есть. По словам представителей московского офиса, в последнее время смартфоны Sony Xperia получили множество наград за свой дизайн (например, Red Dot Awards) и производительность, что было по достоинству оценено потребителями и благотворно отразилось на результатах продаж.
Ну и стоит напомнить, что, пожалуй, основным событием последних двух лет, повлиявшим на работу компании, в том числе и в России, стало приобретение корпорацией Sony доли Ericsson в совместном предприятии Sony Ericsson. Произошло это в феврале 2012 г. В московском офисе вендора так комментируют это событие: «Связанные с ним изменения сложно переоценить: на сегодняшний день линейка Xperia — это часть единой экосистемы устройств Sony».
Октябрь 2012. Как сообщило агентство Bloomberg (https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=71282), компания HTC, второй по величине изготовитель смартфонов в Азии, столкнулась с самым большим за три месяца падением акций на фондовой бирже Тайбэя после рекордного снижения квартальной прибыли под натиском Samsung и Apple.
Акции HTC упали на 7% (дневной лимит). В этом году компания подешевела на 46%, тогда как тайваньский биржевой индекс Taiex вырос на 7,7%. Как сообщается, чистый доход компании за III квартал 2012 г. составил 133 млн. долл., на 79% меньше прошлого года.
Напомним, что недавно HTC выпустила новые модели смартфонов One, Sensation и Desire, использующие операционные системы Windows и Android. «Компании недостает „чувства времени“, в нее „проник бюрократизм“, — заявил главный управляющий Питер Чоу (Peter Chou) в рассылке сотрудникам в августе. — Новых моделей может оказаться недостаточно, чтобы противостоять натиску линейки Galaxy от Samsung и Apple iPhone».
«Новые смартфоны HTC не смогут переломить ситуацию, — указал Ричард Коу из KGI Securities Co. (Тайбэй), присвоивший акциям компании рейтинг „ниже ожидаемого“ после объявления новости. — Конкуренция на рынке смартфонов остается острой во всех сегментах. Мы полагаем, что Apple и Samsung сохранят лидерство».
Конечно, подобные высказывания не укрепляют положение вендора на рынке. Хотя всякое бывает, и порой такого рода высказывания партнеры просто пропускают «мимо ушей». Как описанная выше ситуация отразится (и отразится ли) на положении HTC на российском рынке, узнаем уже из следующего рейтинга. А пока отметим, что российские партнеры больше всего в работе вендора недовольны организацией сервисного обслуживания заказчиков. За одноименный критерий HTC получила самую низкую оценку среди всех финалистов.
«Между молотом и наковальней» оказалась в рейтинге CRN/RE компания Nokia. У вендора — второе место. Но находиться между двумя гигантами, которые, согласно отчетам аналитиков, бьются за этот рынок не на жизнь, а на смерть, — не самая приятная участь. Особенно когда до первого места еще тянуться и тянуться (разница в оценках составила 2,462 балла), а сосед снизу дышит в затылок (разница — 0,84 балла).
Ни для кого не секрет, что настоящий момент — не самый удачный для Nokia. В III квартале 2012 г. продажи смартфонов вендора продолжали снижаться (https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=71618). Компании пока не удается сделать свои продукты с Windows Phone серьезным соперником Apple iPhone и Samsung Galaxy S III.
Объявляя финансовые результаты III квартала, Nokia сообщила, что чистая сумма продаж составила 9,48 млрд. долл. Это на 19% меньше, чем в том же квартале год назад (около 12 млрд. долл.). Операционный убыток составил 754 млн. долл. против убытка 93 млн. долл. в прошлом году.
Подразделение Nokia Devices & Services, выпускающее телефоны класса «feature phone» и смартфоны, снизило чистые продажи на 34% за год, до 4,7 млрд. долл., а продажи флагманской линейки Lumia, использующей операционную систему Windows Phone, упали до 2,9 млн. шт. против 4 млн. шт. во II квартале.
Главный управляющий Nokia Стивен Илоп указал на новые модели Lumia 820 и Lumia 920 как на возможность улучшить продажи в будущем. Эти модели, намеченные к старту в ноябре, будут использовать новую Windows Phone 8, и первые отзывы о них были положительными.
«Мы подготовили два новых устройства, построенные на операционной системе Windows Phone 8, — Lumia 820 и Lumia 920. Оба аппарата имеют отличительные черты, характерные для Nokia, и исходя из этого мы полагаем, что Lumia 920 — самый новаторский смартфон», — уверен Илоп.
Он отметил, что с начала партнерства (февраль 2011 г.) Nokia и Microsoft вместе сумели увеличить экосистему Windows Phone с 7 тыс. приложений до более чем 100 тыс. И все же новой мобильной ОС Microsoft предстоит трудная борьба против iOS и Android, каждая из которых насчитывает более 500 тыс. приложений. Илоп сообщил также, что Nokia и Microsoft готовят крупную маркетинговую кампанию для моделей Lumia 820 и Lumia 920. Что касается будущего, то наблюдатели уверены, что Nokia предстоит трудный IV квартал, главным образом, ввиду смены продуктового ряда и предстоящего «разгона» Lumia 820 и Lumia 920.
Судя по всему, российские партнеры также ждут появления новых моделей производителя, чтобы решить, в каком ключе продолжать сотрудничество. Дело в том, что Nokia — это вендор, который получил самую низкую (среди финалистов) оценку за критерий «качество продукции». Для того чтобы остаться в российском канале продаж хотя бы на том же месте, что и сейчас, т. е. «номером два», производитель должен приложить немало усилий.
Последнее время компании Samsung и Apple обычно упоминаются вместе: если в каком-то отчете (посвященном рынку смартфонов) появляется одна компания, тут же в соседних строчках возникает и вторая.
Май 2012 г. Hi-Tech@Mail.Ru накануне мирового анонса нового флагманского смартфона Samsung сравнил ожидания россиян (https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=65041). Оказалось, что больше всего от новинки ждут более продолжительного времени автономной работы, а по степени ожидания Galaxy S3 обогнал iPhone 5 (в обоих случаях — предполагаемое название моделей на момент голосования).
Впервые корейской компании удалось создать вокруг своей новинки ажиотаж, сравнимый с тем, который возникает вокруг культовых смартфонов Apple. В ходе опроса пользователи голосовали за наиболее ожидаемую новинку. Вариантов было два: Samsung Galaxy S III и Apple iPhone 5. В голосовании победил корейский смартфон (58%). У американского конкурента соответственно 42% голосов. Всего в голосовании приняли участие около 29 тыс. посетителей Hi-Tech@Mail.Ru. Разрыв небольшой, но даже такая победа для Samsung является достижением. Несколько лет назад было сложно представить, что бренд станет одним из самых ожидаемых на рынке мобильной связи.
Сравнение новинок Samsung и Apple показало, что россияне по-прежнему считают iPhone более престижным (76%) и более дорогим (89%). Также детище Apple в представлении пользователей впереди по дизайну (65%), длительности автономной работы (61%) и удобству (58%). А вот ожидания по скорости работы, экрану и памяти почти равны. Samsung, в свою очередь, как ожидают, будет тоньше (65%), легче (66%) и раньше появится в продаже (82%). Кроме того, у Galaxy S3, как предполагают россияне, будет лучше камера (59%).
«Для Apple заканчиваются спокойные времена на рынке дорогих сенсорных смартфонов. Компания Samsung за пару лет выросла в очень сильного конкурента, — комментирует Дмитрий Рябинин, главный аналитик Hi-Tech@Mail.Ru. — Следующим этапом для корейцев будет повышение брендовой лояльности. При всех плюсах Galaxy S, престижность обладания техникой Apple пока вне конкуренции. Новый смартфон Samsung — это первый шаг в битве не только за кошельки, но и за умы покупателей».
Продавать продукцию, которую ждут клиенты, всегда приятно. Но, и удобство работы с вендором — тоже не «пустой звук». Поэтому нашим респондентам пришлось выбирать из двух производителей. Тем более что у Samsung и Apple не просто «отличающиеся» подходы к работе с каналом, они прямо противоположные. При этом за последние два года Samsung и Apple более чем удвоили свою совокупную долю рынка, что создало еще большую дистанцию между ними и остальными конкурентами. «Samsung и Apple быстро стали тяжеловесами мирового рынка смартфонов, хотя используют для этого несколько разные подходы, — отмечает Кевин Рестиво (https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=68246), старший аналитик исследования, Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker, IDC. — Samsung использует стратегию „набивки рынка“, создавая множество моделей, охватывающих широкий спектр сегментов. Apple, напротив, предлагает небольшое количество моделей высокого класса. Обе компании расширили свое географическое присутствие в погоне за долей рынка, но будут неизбежно вступать во все больший конфликт, стремясь к наращиванию своей доли».
Как показывают результаты нашего опроса, первая стратегия каналу продаж нравится все-таки больше. Настолько больше, что компания Apple со своей политикой «легкого дефицита» получает только «бронзу», тогда как «набивающая рынок» Samsung становится первым «чемпионом канала» в номинации «смартфоны и коммуникаторы».
Apple зарабатывает самые высокие (среди финалистов) оценки по таким критериям, как «качество продукции» и «обучение и сертификация партнеров». Все остальные высшие баллы (за исключением критерия «прибыльность продукции») достаются Samsung.
При этом оба вендора получили по одному «предупреждению»: Apple — за «соотношение цена/качество», а Samsung — за «прибыльность продукции».
Критерии и оценки
Первое, на что обращают внимание ИТ-компании, продающие смартфоны и коммуникаторы, — «прибыльность продукции». Именно этот критерий работы вендора был поставлен нашими респондентами на первое место в рейтинге значимости. Его оценка — 0,762 балла. Правда, следует отметить, что это практически самая низкая абсолютная оценка данного критерия во всех продуктовых номинациях.
На втором месте по значимости стоит критерий «сервисное обслуживание заказчика». Представители компаний, участвовавших в проекте CRN/RE, оценили его в 0,755 балла.
Наименее важным для данного вида продукции респонденты назвали критерий «обучение и сертификация партнеров», который набрал 0,439 балла.
Глядя на результаты голосования, можно сказать, что продавцы смартфонов и коммуникаторов чуть ли не больше всех остальных заинтересованы в сотрудничестве с вендором, прилагающим усилия к завоеванию российского рынка. В данной номинации критерию «активность в продвижении продукции» поставили одну из самых высоких оценок в рейтинге — 0,662 балла (наивысшая — 0,669 балла — была выставлена в номинации «антивирусное ПО»). При этом продавцы смартфонов и коммуникаторов не придают особого значения «качеству продукции» и «технической поддержке партнеров»: эти критерии в данной номинации получили самые низкие оценки во всем рейтинге.