Ностальгия — странная штука. Порой всплывают в памяти времена, когда компьютеры были «красными» (т. е. собранными на территории бывшего СССР) и «желтыми» (привезенными с заводов Юго-Восточной Азии), серверы — только «белыми», мониторы — не ЖК, а VGA, CGA и SVGA, дискеты — пятидюймовыми, а самым распространенным средством для передачи документа из одного офиса в другой был факс. В те далекие времена компьютерные магазины не торговали мобильными телефонами и планшетами, но в каждом из них обязательно был комплектушный «развал». Где-то выбор был побогаче, где-то поскромнее, но если «магазин» считал себя «компьютерным», в нем всегда можно было найти пару-тройку моделей жестких дисков, видеокарт, процессоры, «плашки» памяти и конечно же «мамки» — системные платы.

Номинация «системные платы» появилась в рейтинге в 2010 г. Тогда, комментируя ­состояние дел на российском ИТ-рынке, большинство представителей дистрибьюторских компаний отметили: сегмент комплектующих в кризис пострадал меньше других. По их словам, товарные линейки, объединенные единым названием «компоненты», стали своеобразным «островком стабильности» для тех, кто продолжал заниматься бизнесом в это непростое время.

Кризис прошел, и на российском рынке компьютеров ощущается потребность в стабильных поставках этой техники. И как следствие этого, можно предположить, что динамика рынка различных комплектующих (в том числе и системных плат) также не будет отрицательной. Ведь чтобы удовлетворить спрос на готовые компьютеры, надо эти ­самые компьютеры из чего-то собирать.

Интересный факт: два года назад почти половина наших респондентов оценила работу не только производителей готовой продукции, но и выпускающих системные платы. В этом году доля продавцов этой продукции среди наших респондентов составила 39%. А в рейтинге популярности эта товарная группа стоит на 11 месте. В принципе, такое внима­ние канала к комплектующим вовсе не означает, что эти респонденты наряду с готовыми ­изделиями торгуют компьюте­рами «вроссыпь». Скорее всего, это ­говорит о доле в общем числе участников нашего опроса тех, для кого сборка компьютеров под собственной торговой маркой все еще остается частью бизнеса. Ну и конечно же среди наших респондентов есть розничные компании, в ассортимен­те которых системные платы все еще занимают определенное место.

Претенденты

В 2010 г. в исходный список производителей системных плат, составленный редакцией CRN/RE, вошло 17 компаний. После подведения итогов голосования он не изменился. Таким образом, на звание «чемпиона канала» в номинации «системные платы» в предыдущем рейтинге претендовали следующие игроки: Abit, AOpen, ASRock, ASUS, Biostar, DFI, ECS (EliteGroup), Foxconn, Gigabyte, Intel, MSI, PCChips, Pegatron, Point of ­View, SuperMicro, Tyan, Zotac. Но пе­решагнуть порог ­канальности смогли только 10 вендоров: ­ASRock, ASUS, Biostar, ECS (Elite­Group), Foxconn, Gigabyte, Intel, MSI, SuperMicro, Zotac.

В этом году в список претендентов мы включили 14 произво­дителей, и респонденты вновь согласились с нашим предложением. В результате за победу в этой номинации боролись компании ASRock, ASUS, Biostar, ECS (EliteGroup), EVGA, Foxconn, Gigabyte, Intel, MSI, Pegatron, Supermicro, Tyan, VIA, Zotac. Но реальные шансы на победу были только у тех вендоров, которые смогли преодолеть порог канальности. Таких в этом году оказалось пять: ASRock, ASUS, Gigabyte, Intel, MSI. Они и поделили между собой места в пятерке лидеров.

Отметим также, что из тех, кто остался за «чертой», наибольшее количество голосов реселлеров собрали компании Biostar и Foxconn, правда, для преодоления порога канальности этого все равно не хватило.

Представляем победителей

Как уже было сказано выше, порог канальности покорился пяти компаниям, таким образом, все они стали финалистами нашего рейтинга. Основная интрига данной номинации заключается только в том, как они поделят между собой пять призовых мест. Имена тех, кто вошел в число лидеров в данной номинации, хорошо известны на ИТ-рынке. Не все они «чистые комплектушники», но нам кажется, что победители категории «системные платы» в особом представлении не нуждаются. Тем более что четыре компании уже входили в фи­нальную пятерку 2010 г. Поэтому начнем с рассказа о «новом лице» рейтинга. Компания ASRock расположилась на пятом месте с оценкой 26,896 балла. Отметим, что этот вендор собрал низшие оценки (среди финалистов) по шести из восьми кри­териям работы вендора (кроме «соотношение цена/качество» и «прибыльность продукции»). Но это не помешало ему «выставить» за пределы пятерки победителей (да и за порог канальности) конкурента, который в 2010 г. замыкал список победителей, — компанию Foxconn.

Как оценивали этого вендора его партнеры? Вот мнение Александра Башлыкова, президента компании 3Logic (https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=46899): «3Logic традиционно продает компоненты для сборки ПК, и в сегменте системных плат у нас есть две „звезды“ — самая быстрорастущая на нашем рынке компания ASRock и заслужившая признание в России компания Gigabyte. Оба производителя предлагают весьма конкурентоспособные решения, но в их политике есть определенное различие, обусловленное позициями их брендов. Так, менее известная ASRock в большей части предлагает продукты для сборщиков ПК, и лишь в 2010 г. этот вендор начал поставлять продукты для конечных покупателей и даже „геймеров“. За счет известности своего бренда Gigabyte почти полно­стью нацелена на розничный канал и в значительно меньшей степени на сборщиков компьютеров. Однако должен отметить, что в 2010 г. наш совместный бизнес с Gigabyte значительно расширился».

А вот мнение партнеров второго уровня относительно взаимодействия с Gigabyte практически не изменилось. По итогам голосования она осталась на третьей строчке нашего рейтинга: ее итоговая оценка равна 36,08 балла. Кроме того, наши респонденты поставили этой компании высшие оценки по двум критериям: «соотношение цена/качество» и «активность в продвижении продукции».

Теперь о вендоре, которому досталась строчка № 4. На ней, как и два года назад, находится компания MSI. На этот раз у партнеров к производителю только одна претензия — «прибыльность продукции». Все остальные выставленные ему оценки ровные и «спокойные». И как итог, финальная оценка производителя равняется 31,236 балла.

Напомним, что MSI продает в России две группы продуктов — компоненты для сборки настольных ПК и го­товые системы (ноутбуки, моноблоки). К настоящему времени объемы продаж их на российском рынке примерно одинаковы и соотносятся как 50/50. При этом, как отмечает Генри Лу, вице-президент MSI по продажам и маркетингу (https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=56803), хотя компания и выпускает компоненты более 25 лет, а первые ноутбуки в номенклатуре продуктов MSI появились всего шесть лет назад, но в продажах этих двух групп вендор использует разные подходы и разные каналы сбыта. При этом производитель поставляет на наш рынок не все выпускаемые им компоненты, а только те, которые пользуются повышенным спросом. Так, формируя свой портфель предложений для российских сборщиков, MSI продвигает компоненты для сборки ПК начального уровня и высококлассные решения в сегментах системных плат и видеоадаптеров.

А вот что говорят о рабо­те с вендором его партнеры (https://www.novostiitkanala.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=55764).

Александр Якимович, директор компании Digital Life (Краснодар): «Наши специалисты, которые отбирают на рынке продукты для использования при сборке ПК, отмечают не только высокие показатели цена/качество и надежность устройств MSI, но также обращают внимание на удобство взаимодействия с российским офисом, на понимание менеджерами вендора наших задач и запросов, на выгодную для нас программу сотрудничества».

Павел Долгодушев, руководитель отдела производства ВТ группы компаний «Офисный мир КМ» (Ростов-на-Дону): «В начале 2000-х годов я познакомился с компонентами MSI и убедился в их высоком качестве и надежности. Поэтому, когда в 2008 г. перешел в группу компаний „Офисный мир КМ“, смог убедить руководство в необходимости использовать системные платы и видеокарты этого производителя. Сейчас в более чем 80% выпускаемых нами системных блоков ПК мы используем компоненты MSI. Как партнер, мы видим значительное внимание к нам со стороны российского офиса MSI. Вендор оказывает существенную маркетинговую поддержку, обеспечивает с минимальной задержкой выполнение наших запросов на продукты через дистрибьюторов».

Сергей Чабин, руководитель производства компании USN Computers: «Мы используем системные платы MSI и изредка графические ускорители MSI. Ассортимент системных плат вендора весьма широк — от дешевых до дорогих, функциональных, что обеспечивает необходимую гибкость при сборке ПК. Наиболее часто мы используем системные платы начального (около 40 долл.) и среднего уровня (до 70 долл.). В этих сегментах на нашем рынке MSI лидирует по соотношению цена/функциональность. В последние полтора года увеличилось число партий, которые приходят непосредственно с завода, что повышает качество продукции. MSI также ускорила поставку новых изделий на наш рынок — системные платы MSI либо сразу появля­ются на рынке, либо мы можем их заказать через дистрибьюторов. Года два назад такой возможности вендор не предоставлял. Кроме того, хотелось бы отметить конструктивные особенности, которые вендор закладывает при проектировании своих системных плат. Даже в новых моделях MSI предусматривает наличие устаревших на сегодняшний день портов, например портов LPT для подключения принтеров, которые востребованы на рабочих местах многих российских заказчиков. Кроме того, MSI не следует общей тенденции отказа от компонентов, рассчитанных на использование устаревших процессоров, например Intel Celeron, и продолжает выпуск системных плат для них, что также востребова­но нашими заказчиками. Посещение завода MSI лишний раз ­убедило меня в том, что это вендор, об­ладающий реальными производственными мощностями, а не маркетинговая компания, поставляющая продукты, выпущенные для нее на сторонних заводах. В последние полгода был приятно удивлен изменениями, произошедшими в московском офисе MSI, который теперь оказывает нам, как партнеру, активную всестороннюю поддержку. Это постоянный (раз в неделю, в две недели) контакт менеджеров с нами, регулярное информирование о новых продуктах, выяснение наших проблем, если они возникают, и оказание помощи в их решении».

Тони Янг, генеральный менеджер российского представительства MSI, отметил (https://www.novostiitkanala.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=55764), что несмотря на замедление темпов поставок настольных ПК, он видит большой потенциал роста продаж комплектующих MSI для местной сборки ПК и для увеличения доли компании на российском рынке компонентов: «Поэтому мы продолжаем инвестировать в развитие этого направления бизнеса в России, расширяем штат сотрудников офиса и наращиваем маркетинговые фонды поддержки партнеров». В настоящее время в России действует партнерская программа AMIGO, которая разделена на две части (по продуктам). В части продаж комплектующих установлены три статуса — «бриллиантовый», «платиновый» и «золотой», которые партнеры получают после авторизации в зависимости от объемов закупок и реализации компонентов. Для каждой из этих категорий определены уровни маркетинговой поддержки (для партнеров с более высокими статусами даже создаются совместные МДФ), реализуются рибейтные программы, все партнеры получают информационную и техническую поддержку.

При этом MSI в России не ставит задачу выйти в лидеры на рынке комплектующих. «Здесь наши компоненты уже получили признание у сборщиков ПК как функциональные и надежные, хотя и не самые дешевые».

Компания, стоящая на втором месте рейтинга CRN/RE, в представлении не нуждается: Intel смогла заработать в этом году 36,617 балла. Напомним, что в рейтинге 2010 г. отрыв Intel (компании, занявшей первое место) от ближайшего преследователя составил более двух баллов, при том что разница в резуль­татах «серебряного» и «бронзового» финалистов не достигла и 0,3 балла. И еще: в 2010 г. наши респонденты отдали этому вендору пять из восьми высших оценок в данной номинации (в критериях «качество продукции», «активность в продвижении продукции», «техническая поддержка партнеров», «сервисное обслуживание заказчиков» и «обучение и сертификация партнеров»). Спустя два года в арсенале Intel остались толь­ко три: «техническая поддержка партнеров», «сервисное обслуживание заказчиков» и «обу­чение и сертификация партнеров». А отставание от компании, ­стоящей на верхней ступеньке пьедестала почета, составило 0,305 балла.

В 2010 г. наши респонденты особо отмечали маркетинговые усилия, которые прилагает компания ASUS для продвижения своей продукции на российском рынке. Именно эта компания ­получила наивысшую оценку по критерию «маркетинговая поддержка партнеров» в номинации «системные платы». Она стала также лучшей в критерии «прибыльность продукции». Но два года назад этого оказалось недостаточно для «чемпи­онского» звания. В этом году вендор смог сохранить лидерство в указанных выше критериях, добавил в свой арсенал высшую оценку партнеров по критерию «качество продукции» и, как результат, стал победителем данной номинации (итоговая оценка 36,922 балла).

Напомним (https://www.novostiitkanala.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=52879), что в середине 2011 г. российское представительство компании ASUS Technology ­объявило о расширении сети представителей в регионах России. Вендор начал создавать систему региональных представителей еще в августе 2010 г., считая, что в такой обширной стране, как Россия, залогом успеха на рынке ИТ является внимательное отношение к регионам, которое можно обеспечить только непосредственным присутствием на местах. Поэтому два департамента ASUS — отвечающий за продажи компонентов (комплектующие, сетевое оборудование, мониторы, серверы) и обеспечивающий продвижение мобильных ПК и компьютеров EeePC — начали формировать сети региональных представителей. К моменту данного объявления сеть предста­вителей департамента компонентов охватывала Дальний Восток, Сибирь, Урал, Южный регион, Верхнее и Нижнее Поволжье, Северо-Западный и Центральный регионы. Создавая две сети, ASUS намеревалась оказывать максимальную поддержку всем партнерам второго уровня и одновременно привлекать и авторизовывать новых, тем самым расширяя присутствие продуктов с маркой ASUS на региональных рынках. Планировалось, что каждая из региональных сетей будет обслуживать свой круг участников канала: для подразделения компонентов — это все партнеры второго уровня, включая реселлеров, сборщиков ПК и серверов, системных интеграторов, а также розничных продавцов вне зависимости от объема их закупок и профиля бизнеса. Приоритетными задачами региональных представителей станут программы авторизации и информационная поддержка партнерских компаний, обучение их сотрудников. При этом для департамента компонентов важнее не наращивать партнерскую сеть, а расширять поддержку, которую ASUS сможет оказывать партнерам, уже продающим продукты вендора, и увеличивать ассортимент продукции, поставляемой на региональные рынки.

Критерии и оценки

Реселлера, решающего, у кого из производителей приобрести системные платы, больше всего волнует качество продукции. Именно этот критерий получил в 2010 г. самую высокую оценку в рейтинге значимости. Наши респонденты тогда оценили его важность в 0,881 балла. И это была самая высокая оценка во всех 12 номинациях рейтинга. Второе место было отдано критерию «соотношение цена/качество» (0,865 балла), а самым малозначащим для этих участников ИТ-рынка два года назад стал критерий «активность вендора в продвижении продук­ции» — только 0,581 балла.

В этом году «качество продукции» также оказалось наиболее важным для компаний, закупающих системные платы: ему начислили 0,821 балла. Наименее значимым стал тот же критерий, что и два года назад, — «активность в продвижении продукции». Его оценка — 0,549 балла. Кроме того, в этой номинации стоит сказать еще об одном критерии — «обучение и сертификация партнеров». Его покупатели комплектующих хотя и не назвали самым незначительным, но поставили ему низшую оценку.