12 августа 2015 г.

Тяжелые времена для рынка мониторов продолжаются. Однако, некоторые технологические инновации оставляют шанс на общее оживление рынка в этом сегменте.

Что происходит с рынком

Напомним ситуацию на российском рынке компьютеров. По данным IDC за второй квартал текущего года продажи компьютеров падают (-33% по сравнению с 2Q14), причем в сегменте десктопов падение идет опережающими темпами (-42,4%). Всего настольных систем реализовано за квартал 386 тыс. Но есть несколько проблем.

Во-первых, наблюдается рост доли моноблоков, которые занимают уже 14,2% от сегмента настольных систем в натуральном выражении. Это означает, что в мониторах нуждались только 331 тыс. компьютеров, реализованных за второй квартал. Для производителей панелей это не важно — им все равно, куда будет встроена созданная ими деталь — в отдельный монитор или в моноблок — но мы же говорим не о поставщиках комплектующих, а о вендорах и о реселлерах готовых решений, которых популяризация all-in-one-компьютеров не радует.

Во-вторых, с переходом от трубок к ЖК-панелям у мониторов резко повысилась надежность, поэтому некоторая часть из новых десктопов подключили к «унаследованным» мониторам.

Какой именно процент новых настольных систем получил новые мониторы, а пользователи какого количества новых десктопов продолжили работать со старыми дисплеями, неизвестно. Неизвестно также, какое количество новых мониторов было приобретено взамен вышедших из строя или устаревших. Поэтому мы можем лишь грубо оценить квартальные продажи мониторов на российском рынке в треть миллиона, что, заметим, является неплохим показателем.

Тенденции, снижающие объемы продаж — падение популярности десктопов, рост доли моноблоков, увеличение количества «унаследованных» мониторов для новых компьютеров — сохранятся. Но в ближайшем будущем продажи мониторов могут катализировать несколько технологических трендов, которые будут способствовать увеличению продаж дисплеев.

Что будет способствовать росту продаж

Десктопы, несмотря на снижение популярности, полностью с рынка не исчезнут никогда. Далеко не всем компьютерам нужна мобильность: значительное количество офисных работников имеют и будут иметь фиксированные рабочие места, многим специалистам для работы необходимы мониторы большой диагонали, которые мобильными быть не могут, и т. д. Что же сейчас может катализировать рынок мониторов.

Появление оригинальных десктопов. Прежде всего, вы подумаете о геймерских компьютерах (пример, Acer Predator) и систем, которые можно позиционировать как «ПК-для-гостиной» (пример, Acer Revo), которые получают дизайнерские корпуса. Действительно, такие системы требуют внешних мониторов, причем оптимизированных для воспроизведения медийного и игрового контента, но оригинальных систем много больше. Например, для офисов и для SOHO хороши стационарные системы в корпусах форм-фактора book-size (пример, системы Zbox), которые при вполне приличной производительности занимают минимум места на рабочих столах, а могут и вообще оказываться «невидимками» — многие из них можно крепить на тыльной стороне монитора. Наконец, до российского рынка все же добрались Stick-PC (пионером стала модель Lenovo ideacentre Stick 300). Все эти системы более интересны покупателям, чем безликие «серые коробки» традиционных десктопов, а поэтому и актуальны для ритейла, но для нас важно, что покупка таких компьютеров с высокой степенью вероятности потребует приобретения новых дисплеев, причем зачастую с большой диагональю, которые становятся все более доступными по цене.

Снижение цен на дисплеи большой диагонали — естественный результат развития технологий производства.

Популярность HD, во-первых, актуализирует дисплеи большой диагонали, во-вторых, делает неактуальными «унаследованные» мониторы. Сегодня стандартом для современного монитора является FullHD, но растет популярность и UltraHD, в перспективах которого мы некогда сомневались. Но, как неоднократно отмечали впоследствии, стандарт UltraHD, придуманный для телевизоров, для их рынка оказался малоактуальным (прежде всего, из-за малого количества 4К-контента и проблем с его распространением), но зато стал весьма популярен для рынка компьютеров (повышенная детализация хороша для работы с графикой, а развлекательный контент проще доставлять по IP-каналам). Кроме того, на рынке появляется все больше пользовательских устройств для получения UltraHD-контента, что влечет за собой увеличение востребованности мониторов с поддержкой этого стандарта.

Востребованность мульти-дисплейных решений, которые для стационарных решений, разумеется, массовыми не станут, но все же востребованы среди профессионалов (от видеомонтажеров до программистов) и геймеров. Такое решение актуально и для пользователей ноутбуков: модели, к которым можно подключить два внешних монитора, встречаются редко, но весьма распространены видеокарты, позволяющие на встроенный дисплей и на внешний выводить разные изображения.

Распространение Windows 10, которая работает не только на ноутбуках и десктопах, но и на планшетах со смартфонами. Microsoft неоднократно отмечала, что новая операционная система может «на лету» подстраивать размеры экрана в зависимости от доступного дисплея. Это позволяет при необходимости подключать гаджеты к внешним мониторам и работать, пользуясь всеми преимуществами большого дисплея. Так как windows-гаджеты без проблем могут взаимодействовать с клавиатурами, мышами, принтерами, сканерами и другой периферией, получается, что каждый смартфон или планшет к своим привычным возможностям сможет быть использован еще и как Stick-PC. Правда, таких девайсов в продаже пока еще нет, но осенью уже должны появится первые модели. Разумеется, «первые ласточки» будут дорогими и доступными далеко не каждому пользователю, но к следующему лету, возможно, цена на такие устройства снизится настолько, что они станут доступны широким массам.

Новинки летнего сезона

Если внимательно посмотреть на новые модели мониторов, выпущенные этим летом, то видно, как вендоры уже готовятся соответствовать рассмотренным выше трендам, например, внедряя новейшие интерфейсы, экспериментируя с дизайном, увеличивая диагонали и разрешения.

Philips BDM3275UP с диагональю 32 дюйма получил разрешение UltraHD (3840×2160 пикселей). Дисплей может работать в режиме MultiView и показывать видео с двух источников в разных частях экрана, причем в во всех окнах транслируемая картинка будет четкой благодаря высокой плотности пикселов. Важно, что новинка расширяет линейку 4K-дисплеев под маркой Philips, в которой уже есть устройства с диагональю 28 и 40 дюймов.

ViewSonic показал XG3401, интересный тем, что наряду с интерфейсами HDMI и DisplayPort поддерживает USB-C, которую будут активно использовать новые мобильные девайсы — такой разъем уже установлен на новых ноутбуках Apple и на «убийце флагманов» смартфоне OnePlus Two и, по некоторым данным, будет присутствовать на многих новых мобильных устройствах, работающих на Windows 10. Новинка имеет и еще некоторые «фишки», например, ее тридцатичетырехдюймовая IPS-матрица изогнута (практическая полезность этого сомнительна, но как дизайнерская особенность «гнутость» быть любопытна), а разрешение у нее «промежуточное» — 3440×1440 пикселей, то есть больше FullHD (1920×1080), но меньше UltraHD (3840×2160). Монитор поддерживает технологию AMD FreeSync, которая синхронизирует частоту обновления экрана с частотой графической карты, что позволяет избавиться от разрывов и рывков изображения при отображении динамичных сцен.

AOC показала мониторы U3277PQU и Q3277PQU, которые имеют одинаковую диагональ — 32 дюйма — но разное разрешение: UltraHD (3840×2160 пикселей) и QHD (2560×1440 пикселей), соответственно. Мониторы интересны стопроцентным охватом цветового пространства RGB, поддержкой технологий Picture-in-Picture и Picture-by-Picture, позволяющих просматривать контент из двух источников одновременно, и широким набором интерфейсов: DisplayPort, HDMI, DVI и VGA (также присутствует хаб с поддержкой портов USB 3.0).

Но компании выпускают и традиционные мониторы, добавляя в них некоторые забавные «фишки» (ровно по той же причине, по которой так поступают производители смартфонов).

Например, Samsung выпустил модель SE370 — мониторы диагоналями 23,6 и 27 дюймов, в зависимости от модификации, с разрешением FullHD, тремя интерфейсами (HDMI, DisplayPort и D-Sub) и поддержкой технологии AMD FreeSync интересны, прежде всего, встроенной в «ногу» Qi-зарядкой для гаджетов. По заявлению вендора, это первые в мире мониторы со встроенной беспроводной зарядкой.

С «ногой» монитора экспериментируют и другие марки. Например, Philips на выставке IFA обещает показать модели, подставка для которых будет поддерживать технологию Ambiglow Plus — встроенную подсветку для стены за экраном. Яркость и цвет проецируемого на стенку изображения приведены в соответствии с картинкой, отображаемой на экране, благодаря чему изображение визуально расширяется, как считает вендор. Интересно, что подсветка может работать и при выключенном дисплее, что позволяет использовать ее как ночник или, если выставить таймер, то и как будильник.

Lenovo представил ThinkVision X24, FullHD-монитор с диагональю 23,8 дюйма, делая акцент на малой толщине — 7,5 мм. Кому актуальна малая толщина дисплея, остается загадкой, равно как и металлическая задняя панель, а вот узкие рамки вокруг дисплея вполне в тренде современного дизайна. Samsung выпустил FullHD-модели S24E510C и S27E510C с диагональю дисплея 23,5 и 27 дюймов, соответственно, «фишка» которых в изогнутости экрана (радиус кривизны четыре метра). Насколько актуальна такая изогнутость, сказать сложно, но если уж вендоры в качестве значимого отличия позиционируют малую толщину монитора, то «гнутость» вполне сойдет за интересную особенность.

Замечу, что все эти интересные модели появлялись летом, в «мертвый сезон», поэтому есть все основания предполагать, что к осени мониторов с продвинутыми техническими параметрами и с интересными дополнительными «фишками» будет много больше.

Что это значит для ритейла

Как видно, мониторы теряют «безликость», что позволяет при минимальной фантазии продвигать их не только вместе с десктопами, но и в качестве «опций» для ноутбуков и для гаджетов. Количество товарных групп для ритейла невелико, как мы неоднократно отмечали, поэтому мониторами пренебрегать не следует. Особенно, если учесть, что стоят они гораздо дороже, чем чехольчики, карты памяти или внешние батареи, хотя и места на полках занимают побольше. Однако, если подойти креативно, то выставленные в торговом зале мониторы можно использовать в качестве «цифровых витрин», выводя на них рекламные видеоролики. Благодаря большей диагонали, а в ряде случаев и большему разрешению, ролики на дисплеях будут выглядеть заметно эффектней, чем на экранах ноутбуков, наглядно демонстрируя преимущества внешних мониторов

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE