4 июня 2020 г.
Cloud-сегмент крайне активизировался, там происходит множество разноплановых событий. Причины активизации понятны, а среди событий есть трендовые, часть из которых потенциально значимые для канала. О некоторых из них мы и поговорим. Заметим, что многое из сказанного имеет отношение также к другим сегментам и направлениям, например, к ЦОДам и к разным формам аренды, но сейчас мы сосредоточимся именно на «облаках».
Shared economy: рост популярности, смена акцентов
Основные преимущества «облаков» остались прежними, но акценты, важные для клиентов, несколько поменялись. В «допандемическую» эпоху основной акцент в продвижении cloud-решений делали на скорость и простоту их «масштабирования вверх», сейчас же наиболее важным для клиентов стал обратный процесс — «масштабирование вниз», которые в данном случае тоже прост и, что важно, быстро.
Огромные отрасли — авиаперевозки, HoReCa, ритейл и другие — вынужденно простаивают уже которую неделю и, более того, будут недозагружены еще длительное время, а многие бизнесы закрываются. Проблемы «по цепочке» задевают поставщиков попавших под удар компаний, потом поставщиков тех поставщиков и так далее. Что делать с техникой, которая на балансе у пострадавших предприятий? Остаточная стоимость ее значительна, а продавать или утилизировать проблемно — долго и сложно, особенно в современной ситуации. С арендованным оборудованием — а тем более, с оборудованием в «облаке» — все радикально проще, и менеджмент компаний чувствует это. Когда экономический спад сменится подъемом — а это рано или поздно настанет — то будет обратная проблема, и это компании тоже понимают.
Именно от таких рисков — в обоих направлениях — автоматически «страхуется» пользователь cloud-ресурсов (строго говоря, и у HaaS/DaaS-провайдеров во всех формах, но мы сейчас не про них). Более высокая стоимость владения для арендного оборудования в «облаках» и в сервисах — обычно на
Две стороны «облачной» экономики
Сейчас провайдерам «облачных» услуг не позавидуешь — упомянутые риски свалились именно на них, вынужденное падение спроса у значительной части заказчиков предсказуемо приводит к недополученной прибыли у фирм, предоставляющих cloud-сервисы. Более того, под давлением рынка «облачные» провайдеры вынуждены смягчать условия предоставления сервисов, например, предлагая модель «pay as you go», по которой клиенты платят только за потребленные услуги. Получается «аренда внутри аренды» — клиент арендует сервис, а потом платит арендную плату только за потребленные ресурсы в уже арендованном сервисе! Клиентам это, конечно, удобно и экономически выгодно, а для cloud-провайдеров означает усложнение менеджмента (от технического до финансового) и с высокой вероятностью также снижение рентабельности, которое в ряде случаев может быть весьма значительным.
Но это только одна сторона проблемы! Есть и другая, которая также усложняет бизнес «облачных» провайдеров в текущих экономически условиях. В условиях ужесточившейся «внутривидовой» конкуренции в сегменте cloud-провайдеры вынуждены активно работать над совершенствованием инфраструктуры и развитием сервисов. И в этом плане провайдеры проявляют настоящие чудеса смекалки.
Почему second-hand стал возможен
В «облачном» сегменте внезапно выросли продажи second-hand-оборудования. Гиперскейлеры и другие крупные игроки рынка активно апгрейдят свои мощности, для простоты процесса заменяя новым оборудованием работавшее у них «железо» в возрасте двух-пяти лет. Причина: жесткие экономические требования и, как следствие, ужесточение требований к эффективности оборудования. Чтобы увеличить вычислительные ресурсы, проще идти путем интенсификации (заменить серверы, СХД и прочие элементы, для роста плотности на единицу площади базовых параметров: мощностей, емкостей, скоростей и т.д.), чем экстенсификации (расширять площади ЦОДов). Замена технически проще расширения, да еще и быстрее, поэтому их выбор очевиден.
Однако есть много игроков рынка, которых списываемая техника может вполне устраивать по своим параметрам. Это могут быть мелкие cloud-провайдеры, корпоративные заказчики, разворачивающие приватные «облака» (напомним, что «мультиоблако» становится мэйнстримом, значительная часть cloud-ресурсов принадлежит заказчику и находится внутри периметра его инфраструктуры), и т.д., Разумеется, такая ситуация не радует канал, но вряд ли доберется до российского рынка: глобальные гиперскейлеры у нас не представлены своими ЦОДами, а «серый» импорт техники такого уровня по понятным причинам проблематичен.
«Облака» и недвижимость
Изменениями на рынке недвижимости тоже спешат воспользоваться «облачные» провайдеры, а, в более широком смысле, и ЦОД-провайдеры. Из-за кризиса освобождаются площади разного типа, в том числе, в бизнес-центрах, лофтах и в прочих локациях, которые удобно расположены в местах с развитой инфраструктурой и поблизости от потенциальных потребителей «облачных» услуг. Напуганные ситуацией в экономике владельцы коммерческой недвижимости весьма заинтересованы в долгосрочных контрактах с арендаторами, в этом же заинтересованы и cloud-провайдеры, которые должны на новых площадках разворачивать дорогостоящую инфраструктуру, а поэтому им аренда нужна на долгое время.
В российских условиях небольшие ЦОДы чувствуют себя несколько лучше, чем в целом по миру. Такой ситуацией могут воспользоваться разные компании, как в столицах, где популярны «ЦОДы шаговой доступности» (о которых CRN/RE писал), так и в регионах, особенно в отдаленных от столиц (о чем CRN/RE писал также). Также в стационарные помещения может быть перенесено оборудование из некоторого количества «контейнерных ЦОДов» — а иногда и на них могут быть развернуты приватные «облака» и фрагменты гибридных решений. Послужит ли ситуация с недвижимостью неким микродрайвером для ЦОДов в российских регионах — покажет время, на развитие ситуации с «облаками» и ЦОДами влияет большое количество разнонаправленных факторов.
Новые возможности — в новых сервисах
Про «облачный» гейминг мы говорили, сегодня этот сегмент рассматривают как один из весьма динамичных, в развитии которого участвуют как cloud-провайдеры, так и другие компании: вендоры, операторы мобильной связи и т.д. Однако пока это направление является «новым сервисом», а поэтому имеет большие перспективы роста — возможностей GFN.ru, Loudplay и других профильных российских провайдеров недостаточно как для обеспечения потребностей в данных сервисах растущей армии российских геймеров, так и для полного покрытия территории страны. Последнее тоже важно: напомним, что физическое расстояние от геймера до оборудования, на котором работает «облако», должно быть не более
Мощная графика в «облаке» оказывается нужна не только для геймеров, но и для профессионалов, активно работающих с разными направлениями «визуальных искусств» в digital-среде. Такие профессионалы, как недавно отмечал CRN/RE, являются лакомым кусочком для рынка. Вендоры предлагают для них новые модели рабочих станций, в том числе, мобильных. Для мобильных и удаленных пользователей также разрабатывают решения, позволяющие получать remote-доступ к рабочим станциям, физически расположенным в офисах. Например, такая система HP ZCentral Remote Boost, ранее известная как Remote Graphics Software, позволяет художникам и дизайнерам эффективно удаленно работать даже с недорогих ноутбуков и бюджетных десктопов — задачи обработки графики «крутятся» на рабочей станции, а пользовательский компьютер получает готовое изображение.
Но доступны и «облачные» решения — идея ровно та же, что и для гейминга, только системы оптимизированы для профессиональных приложений: AutoCAD, ArchiCAD, SolidWorks, 3d Maya, 3DS Max и др. Даже российские провайдеры — например, «Облакотека» — предлагают как отдельные виртуальные рабочие станции, так и сервисы для рабочих групп дизайнеров, включающие ресурсы для групповой работы, бэкапирования и т.д.
Разумеется, в «облаках» разворачивают большое количество других разноплановых сервисов, но не все их поставляют и продвигают классические «облачные» провайдеры, в большинстве этим занимаются поставщики решений, используя cloud как технологическую платформу. Такая ситуация, например, с «облачным SOC», в начале года созданном Microsoft совместно с Softline и Infosecurity. Сказанное в большинстве случаев также справедливо и для IaaS, SaaS и многих других сервисов на cloud-платформе.
А что с каналом?
Динамика в рассматриваемом нами сегменте требует различного оборудования, желательно, нового: с современными параметрами, отвечающими базовым требованиям в пересчете «на стойку», а также по энергопотреблению, теплопакетам, управляемости и т.д. Это серверы, оптимизированные «для перспективных нагрузок», системы хранения данных, построенные на all-flash, а также оборудование для инфраструктуры — от систем охлаждения до решений для коммуникации. Примером коммуникационных решений могут служить платформы межсоединений, которые создают для высокоскоростного соединения ЦОДов — между собой или с точками обмена трафиком. Внедрение такого оборудование повышает как конкурентоспособность ЦОДа, так и его эффективность — уменьшаются затраты «на бит/c» за счет возросшей скорости, оптимизированного энергопотребления и т.д. В итоге снижаются эксплуатационные расходы cloud-провайдера.
От дистрибьютора для эффективной работы в таких нишевых сегментах могут потребовать эффективных финансово-кредитных инструментов, доступных напрямую или через партнеров, а также разноплановой экспертизы. Заметим, что экспертиза в данном случае может потребоваться комплексная, с привлечением специалистов дистрибьютора, вендора, интегратора и самого оператора. Как видно, внутри данного сегмента — как и во многих других случаях — от игроков канала требуется сотрудничество и взаимодействие радикально более тесные, чем раньше, а от дистрибьюторов еще и сильный отход от традиционного «бокс-мувинга» к многопрофильным и мультисервисным бизнес-моделям.
Источник: Александр Маляревский