Участники рынка ритейла «умные» часы пока не жалуют — они продаются далеко не в каждом салоне, а если и представлены там, то зачастую не как класс устройств, а в разделе «прочее»; хорошо, если попадут на «монобрендовую» полку, которая обычно размещена на видном месте.
Один из основных итогов прошлого года, который лишь подтвердили первые глобальные выставки года наступившего, прежде всего Consumer Electronic Show и Mobile World Congress, состоит в следующем: «умные» часы массовым товаром пока не стали и вряд ли это произойдет в ближайшее время. Это обстоятельство важно для ритейла, прежде всего российского, который кроме общих проблем, характерных для мировой розницы, столкнулся с локальным экономическим кризисом.
По итогам продаж мобильных гаджетов за прошлый год в натуральном выражении бесспорными лидерами рынка стали смартфоны — по данным Gartner Group, их было поставлено 1 244 890 000 шт. На втором месте — традиционные компьютеры (308 млн.), на третьем — планшеты, которых за год удалось реализовать 216 млн. Сколько же за прошлый год было продано «умных» часов? Всего лишь 4,6 млн., по данным Strategy Analytics. Приговором этим устройствам стали рождественские и новогодние распродажи, в ходе которых, по данным Gartner, «умные» часы даже не попали в список наиболее желанных электронных подарков.
Заметим, что никто из производителей традиционных часов не предложил свои модели smart watch, хотя у многих имеются интересные наработки в этом направлении. Например, Casio давно предлагает модели G-Shock, поддерживающие связь с гаджетом по Bluetooth и сигнализирующие о поступлении SMS, сообщений в Twitter и Facebook, а также о входящих вызовах. Tissot T-Touch имеет не только компас, термометр и альтиметр, но и тач-скрин, и т. д. Но выпускать современные «умные» часы вендоры не спешили, что прекрасно иллюстрирует их отношение к данному сегменту рынка. Как видно, радужным прогнозам Gartner, согласно которым уже в 2016 г. 40% носимых на запястье девайсов будет «умными», эти компании не верят.
При этом прошлый год можно считать успешным для «умных» часов! Как отмечает Gartner Group, если в позапрошлом году из десяти ведущих мировых компаний, выпускающих смартфоны, только две предлагали smart watch, то в прошлом году таковых стало уже семь. Соответственно росли и продажи, по сравнению с 1 млн. «умных» часов, реализованных в 2013-м, по данным Juniper Research, показатель 4,6 млн. очень высок. Приметой зрелости рынка стало появление Android Wear. Но теперь эта платформа уже не одинока: Samsung делает «часы» на Tizen, а LG — на WebOS.
Аналитики сходятся в том, что взрывной рост продаж smart watch продолжится, впрочем, в натуральном выражении он не впечатляет. Strategy Analytics прогнозирует рост продаж на 511%, но это составит всего лишь 28,1 млн. штук, о росте рынка на 500 процентов в натуральном выражении говорит и IDC. Правда, аналитики Strategy Analytics считают, что в будущем году 15 млн. из проданных часов выпустит Apple. Следовательно, часов на платформах Google, Samsung и LG будет реализовано всего лишь чуть более 13 млн. штук. Почти троекратный рост продаж за пределами экосистемы Apple — напомним, что iWatch совместимы только с iPhone, — менее выразителен, чем общий пятисотпроцентный, но все равно это немало, однако по сравнению с сотнями миллионов гаджетов других типов объемы реализации «умных часов» можно считать каплей в море. При этом аналитики ожидают выхода на рынок разнообразных моделей многочисленных азиатских производителей, благодаря активности которых средняя цена smart watch упадет ниже 150 долл., что, с одной стороны, послужит развитию рынка, с другой, снизит маржинальность продаж «умных» часов.
Что ситуация со smart watch означает для российских ритейлеров? Чудес ждать не приходится, бума «умных» часов не будет, и катализаторами розничных продаж на российском рынке они не станут. Конечно, первые iWatch тут будут продавать по невероятным ценам, о чем в очередной раз напишет вся пресса, но согласитесь, спекулятивные акции, несмотря на весь шум, на обороты всего ИТ-ритейла заметного влияния не окажут.
Предпочтения потребителей в плане использования традиционных гаджетов не изменятся. По данным Gartner, лишь около процента опрошенных планируют заменить традиционный смартфон на тандем «smart watch + планшет», что крайне мало, на уровне погрешности измерения. В данном случае российская ситуация вряд ли будет сильно отличаться от мировой.
В современных российских условиях снижение платежеспособного спроса приведет к обострению косвенной конкуренции. Попросту говоря, у купившего один гаджет на приобретение другого может попросту не остаться денег. В этом плане «умные» часы могут способствовать снижению объема продаж смартфонов и планшетов, но из-за малой популярности «часов» это влияние будет крайне незначительным.
Однако отсутствие перспектив у таких «умных» гаджетов как массового или высокомаржинального товара вовсе не означает, что российский ритейл не должен уделять им повышенное внимание. «Умные» часы — любопытная опция, актуальная для гаджет-аддиктов, гиков и просто активных пользователей, а также для тех, которые хотят казаться таковыми. Обеспечьте на прилавке широкий выбор таких часов, оповестите об этом потенциальных клиентов — хотя бы через большой красивый баннер: реальный, если у вас магазин традиционный, или виртуальный, если интернет-магазин, — и к вам потянутся как просто любопытствующие, так и представители описанной выше целевой аудитории smart watch. Пусть они зайдут хотя бы посмотреть на новинки или примерить «умные» часы! А это по понятным причинам увеличит вероятность совершения ими покупки (совсем не обязательно «умных» часов), как сейчас, так и в будущем. Кроме того, такие люди часто являются opinion leaders, поэтому они потянут за собой в вашу торговую точку других потенциальных клиентов, пусть менее «гикнутых», но все равно представляющих для вас интерес. Итак, ритейлерам совершенно незачем попадать в ловушку под названием «умные» часы самим, даже если они ожидают (необоснованно!) позитивного влияния этого товара на обороты, но будет весьма полезно заманивать «умными» часами к себе возможно большее количество посетителей. Как превратить посетителей — причем из весьма перспективных групп — активные пользователи, «техно-мажоры» и т. д. — в покупателей и, если повезет, в лояльных клиентов, это уже другой вопрос.