Вслед за своими уральскими коллегами в далекий Вьетнам на партнерскую конференцию OCS отправились представители ИТ-компаний Нижнего Новгорода, Самары, Саратова, Казани, Уфы и других городов Поволжья. Как и уральцы, вдали от дома в жарком Вьетнаме, они предприняли попытку увидеть свои регионы «на расстоянии» и проанализировать ситуацию на местных ИТ-рынках*.
В Самарской области работают, по словам игроков ИТ-рынка этого региона, около 250 ИТ-компаний, подавляющая их часть — небольшие, а совокупный объем ИТ-бизнеса — около 160 млн. долл. «Размер самарского корпоративного рынка определить трудно, — говорит директор компании «Геос» Виктор Матвеев. — Это абсолютно закрытая «территория», в отличие от розничного сегмента». Кроме того, есть важная особенность — наличие рядом с Самарой такого же крупного города — Тольятти, поэтому разделить «самарские» и «тольяттинские» объемы ИТ-рынка очень сложно.
Основной проблемой самарского ИТ-рынка присутствовавшие на конференции представители компаний региона назвали ценовую войну «без правил», начавшуюся в условиях усилившейся конкуренции. Самарские ИТ-компании попытались создать для борьбы с падением маржи собственную ассоциацию, объединившую 15 фирм разного профиля. К более внятным действиям в ценовом регулировании рынка самарцы призывают и вендоров. «Один из вендоров смог «нажать» на своих московских партнеров, работающих в Самаре, с тем чтобы они не снижали цены, роняя маржу местных компаний, — говорит Матвеев. — И мы считаем, что это хороший пример».
Экономические изменения последних лет в Татарстане заметны невооруженным взглядом. Не отстает и сфера ИТ — создаются большие центры обработки данных, происходит консолидация и укрупнения в телекоммуникационном бизнесе. Всем известна определенная «закрытость» Татарстана. Сейчас рынок региона становится более открытым, однако, по мнению Алексея Рудым, руководителя филиала OCS в Нижнем Новгороде и Казани, этот процесс носит скорее отрицательную окраску, поскольку именно «закрытость» рынка Татарстана позволила его игрокам достичь столь высокого уровня развития и вывести республику в лидеры ИТ-отрасли. С другой стороны, татарстанские компании подготовились к открытому рынку как раз благодаря достигнутому уровню развития, влиянию и наличию различных компетенций — так что столичным компаниям будет тяжело, им придется считаться с местными компаниями.
На конференции во Вьетнаме представители казанского ИТ-бизнеса подтвердили, что лидируют в регионе не столичные, а местные компании. Объем своего рынка (без телекоммуникационного бизнеса) они оценили в 550 млн. долл. По их словам, наиболее активно сейчас развиваются в Татарстане внедрение корпоративных информационных систем, инфраструктурные решения, в проектах акценты делаются на автоматизацию бизнес-процессов заказчика. В этой связи для ИТ-компаний Татарстана очень важна защита проектов со стороны вендоров.
В регионах с меньшим развитием ИТ-отрасли таких, как Чувашия и Марий-Эл, главными конкурентами местных компаний выступают не столько московские компании, сколько открывающие свои филиалы их более сильные соседи — крупные компании из соседних регионов, например Татарстана и Нижнего Новгорода. Кроме того, по словам партнеров OCS из Чувашии и Марий-Эл, маркетинговые программы вендоров и схемы их сервисной поддержки разрабатываются главным образом для городов-миллионеров, в то время как партнерам из менее крупных городов уделяется меньше внимания.
Максимальную долю в бизнесе OCS в Поволжье занимают Нижний Новгород и Самара. «Это и неудивительно. В этих городах уже давно работают наши филиалы», — говорит Роксана Янборисова, директор по маркетингу компании OCS. На третьем месте — Казань, где филиал был открыт в конце 2005 г. «Потенциал города огромен. Здесь у нас 94 партнера, а доля города в совокупном обороте OCS в представленных на конференции городах Поволжья составляет 19%. Что касается Нижнего Новгорода, то он дает 29% при 337 партнерах. Казанский филиал OCS также начал активно взаимодействовать с Набережными Челнами», — поясняет Роксана Янборисова. — Пока незаслуженно малы доли Уфы и Саратова. Невозможно объять необъятное — перед филиалами в предыдущие годы стояли иные задачи. Сейчас Саратов и Уфа — «в зоне особого внимания». Партнеры в этих двух городах скоро почувствуют существенный рост поддержки со стороны OCS».
Во время вьетнамской конференции ее участники смогли не только обсудить собственные проблемы, но и услышать советы вендоров — на что сегодня стоит сделать ставку в ИТ-бизнесе, где можно получить максимальную прибыль. Cisco отмечает, что в регионе насыщен рынок передачи данных, в связи с чем перспективными направлениями становятся IP-телефония, системы безопасности, интегрированные решения. Компания Avaya советует сконцентрироваться на услугах и таких комплексных решениях для заказчика, как call-центры. HP обращает внимание партнеров на то, что важно поставить заказчику такое решение, которое с ростом его бизнеса было бы масштабируемым. На создании своего имени и поддержании репутации предлагает сосредоточиться Acer. «Клиенты сегодня не будут покупать оборудование у компании, в офисе которой они видят железную дверь без вывески. Им нужно имя», — говорит Денис Кутников, директор по развитию розничных продаж Acer в СНГ.
* О нижегородском ИТ-рынке мы подробно сообщали в спецвыпуске № 3/2006.
OCS в Поволжье
Количество партнеров и доля города (указаны только те города, представители которых участвовали в партнерской конференции)
Город | Количество партнеров | Доля городав совокупном оборотеперечисленных городов, % |
Нижний Новгород | 337 | 29 |
Самара | 171 | 25 |
Казань | 94 | 19 |
Саратов | 31 | 8 |
Уфа | 35 | 5 |
Оренбург | 17 | 4 |
Чебоксары | 34 | 4 |
Киров | 7 | 3 |
Йошкар-Ола | 9 | 2 |
Набережные Челны | 10 | 1 |
Источник: данные компании.