17 апреля, подписав в присутствии прессы последнюю необходимую «бумагу», Сергей Мацоцкий, генеральный директор компаний IBS (входит в группу IBS), и Алексей Ананьин, президент Консалтинговой группы «Борлас», объявили о «дружественном слиянии».
Его результатом станет компания, консолидированная выручка (по стандартам US GAAP) которой за 2006-й финансовый год оценивается в 370 млн. долл., с общим числом сотрудников более 2,7 тыс. человек, в том числе свыше 1,5 тыс. сертифицированных специалистов.
Оборот Группы «Борлас» в 2006 г. составил 115 млн. долл. (включая НДС), прогнозируемая выручка (по стандартам US GAAP) компании IBS за 2006-й финансовый год составит 277 млн. долл. (без НДС). В настоящее время доля услуг в обороте «Борлас» достигает 76% (остальное — примерно поровну поставки оборудования и продажи лицензий на ПО), в обороте IBS — примерно 50%. Таким образом, суммарно услуги в бизнесе объединенной компании превысят 50%.
По словам руководителей IBS и «Борлас», слияние происходит путем обмена долями владения активами без денежных выплат, но коммерческие условия пока не разглашаются; ни один из акционеров компаний не выходит из бизнеса, а топ-менеджеры, включая генеральных директоров, продолжают работать в новой компании.
В ее состав войдут все бизнес-направления IBS, включая аутсорсинг ИТ-услуг (IBS DataFort) и поставки тиражируемых инфраструктурных решений (IBS Platformix), а также почти вся российская часть Группы «Борлас» и ее дочерние компании в Белоруссии, Казахстане и на Украине. Самостоятельными останутся входившие в «Борлас» компании Borlas Retail и «Борлас секьюрити системз», поскольку, как пояснил Алексей Ананьин, у них сугубо нишевый бизнес, мало связанный с основным направлением бизнеса Группы «Борлас», другая структура акционеров, и они предпочли работать самостоятельно.
Представители компаний заявляют, что слияние будет способствовать дальнейшему укреплению и развитию отношений с имеющимися клиентами и партнерами, а все ранее взятые IBS и «Борлас» обязательства будут, безусловно, выполнены.
По словам Ананьина, первый опыт сотрудничества компаний относится еще к 1996 г., и «уже тогда чувствовалась некоторая близость подходов». В последующие годы обе компании успешно развивались, причем «параллельно» — обладая разной экспертизой, разными наборами продуктов и решений и разным кругом заказчиков, они почти не конкурировали между собой.
Как подчеркивают руководители обеих компаний, целью слияния является реальная, операционная интеграция бизнеса. Именно она позволит добиться значительного синергетического эффекта благодаря расширению спектра решений и услуг, предлагаемых заказчикам, расширению отраслевой специализации, а также объединению экспертизы и ресурсов. Кроме того, ожидается существенное, до 10%, снижение операционных издержек благодаря экономии от масштаба и повышению доли типовых решений. Объединенная компания станет абсолютным лидером на отечественном рынке бизнес-приложений и управленческого консалтинга, а также крупнейшей компанией в области ИТ-услуг в Восточной Европе.
Кстати, и Ананьин, и Мацоцкий считают, что на российском ИТ-рынке практически отсутствуют примеры реальных слияний, а те, которые мы в последнее время наблюдаем, таковыми не являются, поскольку затрагивают в основном лишь уровень акционеров: происходит, конечно, арифметическое сложение активов, что полезно для участия в рейтингах, но нет синергетического эффекта.
Действительно, обе компании во многом дополняют друг друга. Так, приводит один из примеров Сергей Мацоцкий, IBS традиционно была «компанией одного офиса», ее руководство совершенно осознанно не стремилось к региональному развитию, отдавая себе отчет в том, насколько это сложно и рискованно, и старалось отложить решение этого вопроса на потом. И наоборот, у Группы «Борлас», имеющей несколько региональных офисов в России и дочерние компании в ряде стран СНГ, накоплен успешный опыт их организации и динамического перераспределения ресурсов между ними. А в современных условиях, как отмечает Мацоцкий, наличие региональной структуры уже необходимо.
Сделка готовилась около полугода и юридически уже оформлена. Но фактически процесс слияния только начался. Для управления им создан комитет по интеграции, его возглавляют два сопредседателя — Алексей Ананьин и Сергей Мацоцкий.
Как ожидается, интеграция компаний пройдет в два этапа. На первом, охватывающем период до сентября 2007 г., будут приняты основные решения о форме новой компании, структуре управления и т. д. В частности, предстоит выбрать ее название, причем, по словам Мацоцкого, уже решено, что обе существующие торговые марки — IBS и «Борлас» — будут сохранены. На этом этапе произойдет объединение обслуживающих структур обеих компаний (финансовая, кадровая и ИТ-службы), будет налажена координация работы в области маркетинга и продаж, но интеграция не затронет производственные подразделения. Как заявил Мацоцкий, никаких увольнений в связи со слиянием не ожидается. «Наоборот, мы озабочены тем, как нанять новых людей», — пояснил он.
Сроки реальной интеграции бизнеса (а с большой вероятностью и сама сделка по слиянию) продиктованы намеченным на весну 2008 г. выходом компании IBS на IPO. Поэтому на втором этапе, который начнется 1 сентября и в основном завершится до выхода на IPO, объединенная компания должна принять форму, которая будет понятна инвесторам и благоприятно ими воспринята.
«Я надеюсь, — сказал Сергей Мацоцкий, — что к весне 2008 г., к выходу на IPO, мы сможем в полной мере продемонстрировать, какая получилась компания, каковы наши позиции, амбиции и планы». Через 2–3 года, считает он, новая компания, если она будет развиваться с опережением темпов роста своего сегмента рынка, сможет встать в один ряд с крупнейшими европейскими фирмами в области ИТ-услуг. Это даст ей возможность использовать новые эффективные механизмы, в частности в сфере работы с персоналом и управления проектами, которые раньше наши ИТ-компании не могли себе позволить из-за недостаточного для этого масштаба.