Эксперты рейтинга «25 лучших системных интеграторов 2024» рассказывают об изменениях на российском ИТ-рынке вообще, и о том, в каких ролях сейчас выступают системные интеграторы, в частности.
В апреле (месяц подведения результатов рейтинга «Топ-25 российских системных интеграторов») в календаре есть праздник — «День цирка».
Как утверждают его создатели, День цирка посвящен всем, кто создает сказку на цирковой арене, заставляет поверить в магию, без устали восхищаться и замирать от невероятного зрелища. И это очень похоже на то, что создают системные интеграторы на современном российском ИТ-рынке — в условиях, приближенных к экстремальным. Все, что они создают, так же заставляет поверить в магию и восхититься — как им это удалось.
Именно поэтому все материалы рейтинга мы посвятили этой теме: восхищению тяжелым каждодневным трудом системного интегратора. И с экспертами исследования мы тоже решили поговорить о тех, кто выполняет на ИТ-арене сложнейшие, иногда не доступные пониманию простого человека, но очень красивые номера. Поэтому мы задали им несколько вопросов, при этом дали возможность выбрать, как именно комментировать итоги рейтинга: придерживаясь цирковой тематики или рассказать о партнерах в традиционной форме.
Представьте, что вам предложили руководить ИТ-цирком всея Руси, и надо создать лучшую ИТ-труппу (канал продаж), пригласить самых лучших ИТ-артистов (системных интеграторов), создать самые лучшие ИТ-номера (проекты), от которых публика (заказчики, клиенты, пользователи) будут в восторге...
- Если представить, что российский ИТ-рынок — это фантастическое цирковое шоу, то как изменились за последний год «спектакли» (проекты), которые «ставят» современные «режиссеры» с современными «артистами» (системными интеграторами)? Альтернативный вопрос: Как за последний год изменились проекты, в которых участвовали вы и ваши партнеры системные интеграторы? О каких трендах, происходящих на рынке, говорят данные изменения?
- А как за прошедший год изменились сами артисты (системные интеграторы)? Как это отразилось на ваших постановках (проектах)? Альтернативный вопрос: А как за прошедший год изменились ваши партнеры системные интеграторы? Как эти изменения отразились на тех проектах, которые они выполняли?
Сергей Данилов, директор РОСКО:
1. Ограничения в связи с санкциями постоянно нарастают и усложняют работу. При этом нам необходимо продолжать эффективно работать во всё более экстремальных условиях, демонстрируя чудеса эквилибристики порой без страховки и поддержки, рассчитывая только на свой многолетний опыт и чутьё.
2. Артистам приходится осваивать новые профессии, навыки, иногда менять специализацию, вникать во все тонкости происходящих процессов. Был, к примеру, клоун — стал акробатом, иллюзионистом или дрессировщиком. Поскольку внешние условия очень изменчивы, на сцене остаются наиболее приспособленные и гибкие артисты, способные быстро менять специализацию и играть несколько совершенно разных ролей в одной и той же постановке. Всем известно, что профессия клоуна считается самой сложной в цирковом искусстве. Клоунов в нашей сфере всегда было много, а в последнее время стало еще больше. При этом количество постановок, в которых можно принять участие, ощутимо сократилось.
Евгений Жилин, заместитель начальника проектного управления SafeMobile:
1. Разыграли вторую часть известной драмы Льва Николаевича, разнообразив представление жонглёрами на канате и кордебалетом в антракте. При этом в процессе спектакля сценарий пьесы постоянно переписывался.
Что остается подневольным актерам? Не вылететь из труппы и сохранить зрителей.
Крупные корпоративные заказчики не по собственной инициативе полностью пересмотрели свой стек ИТ, и особенно ИБ решений. Компании, особенно государственные и бюджетники, попали в жесткие тиски: с одной стороны «свинью» подложили зарубежные вендоры с санкциями и невозможностью поставки лицензий и аппаратных комплексов, с другой — подоспели «свои»: законодательная база РФ, которая подводит многие крупные компании к необходимости импортозамещения.
Новые решения нужно максимально оперативно внедрять в огромном числе компаний и в установленные жесткие сроки.
Вот вам основной вызов для актеров системных интеграторов, с которым, увы, под силу справиться не всем.
2. У системных интеграторов появилась необходимость поиска российских решений, закрывающих задачи заказчиков, и получения компетенций по этим новым продуктам. Это непросто и на это нужно время.
Помимо этого, не для всех ушедших с нашего рынка решений можно найти замену 1 в 1. Зачастую то, что раньше закрывалось одним решением, теперь требует объединения
Эдуард Ивановский, директор департамента продаж «Марвел-Дистрибуции»:
1. Зрители в цирке мечтают, чтобы представление шло как можно дольше. В последний год именно это и произошло. Все «спектакли» на отечественном ИТ-рынке стали более продолжительными по времени. Проекты затягиваются по самым разным причинам, появившимся после введения санкций: от логистических до финансовых. Увеличенному хронометражу можно радоваться, только если наблюдать за шоу со стороны из уютного кресла в партере. А вот «режиссеры» и «артисты», участвующие в постановке, хотели бы ставить короткие шоу-программы. Кроме того, в своих постановках участники рынка стали намного больше опираться на произведения российских авторов, а не на иностранную классику.
2. Смена репертуара в ИТ-цирке отразилась и на самих артистах. Большинство из них окончательно освоили дрессировку «зверей» из российских широт, с которыми раньше предпочитали не связываться. Покорение отечественных технологий далось легко не всем интеграторам. Многие до последнего верили, что зарубежные вендоры вернутся к нам и заказчики вновь увидят привычные номера и программы. Однако со временем они поняли, что ждать бесполезно, и переключились на отечественные продукты, которые оказались весьма неплохими. Незнакомые ранее «звери» сейчас укрощены, воспитаны и уже выступают на первых ролях во всех основных спектаклях этого сезона.
Алексей Кузнецов, директор по работе с партнерами Axiom JDK:
Реалии российского ИТ-рынка говорят о том, что время, когда системные интеграторы исполняли в проектах чужие сценарии, закончилось, и пора применять накопленный опыт и экспертизу для создания чего-то нового — «незаезженного».
При этом системным интеграторам, как и разработчикам прикладных решений, при создании новых проектов («сценариев»), надо отталкиваться от конкретных бизнес-потребностей заказчиков — как говорилось: «главное, чтобы костюмчик сидел...».
Если этот подход представить в контексте циркового представления, то актуальный пример новой «нормальности» для производителей отечественного системного и прикладного ПО и их партнеров (системных интеграторов) — презентация. Зритель (заказчик) платит деньги, и его ожидания связаны с чем-то новым, зрелищным, цирковое представление (реализованный проект системного интегратора на базе отечественных ИТ-решений) приносит позитивные эмоции и захватывает дух. При этом все сохраняют спокойствие и уверенность в счастливом финале: риски (всесторонняя и комплексная оценка матрицы угроз, своевременные обновления и применение РБПО) должны быть учтены и просчитаны до мелочей.
Например, в ответ на потребности клиентов, которые работают на старых версиях Java 8 и 11, а это около половины всех систем, мы выпустили Axiom JDK Express. Это среда исполнения, которая ускоряет Java-приложения до 15% без затрат на оборудование и замены кода.
Надеемся, что такое космическое представление вызовет много позитива и у клиентов, и у партнеров.
Александр Куклин, директор по развитию бизнеса Fortis:
В цирковом искусстве российского ИТ рынка наша дисциплина — эквилибристика. Накопленный за десятилетия выступлений в области проектной дистрибуции ИБ и ИТ-решений опыт команды позволяет зрителям — партнерам и заказчикам удерживать равновесие бизнеса в любых неустойчивых состояниях рынка.
С момента основания ИТ-труппы Fortis мы предлагаем партнерам и заказчикам взвешенный репертуар действительно рабочих продуктов, решений и профессиональных сервисов без фокусов, уловок и иллюзий. Проверки гипотез и отказоустойчивые инструменты для нас часть изнурительного тренировочного процесса подготовки к выступлениям, чтобы зритель, покупая билеты в первый ряд, наслаждался выступлением, воодушевлялся результатом и приходил снова. Присоединяйтесь к новому поколению дистрибуции, ведь как говорил дядя Жора в советской классике: «Цирк, как и дистрибуция — это навсегда...».
Алексей Новгородский, директор по развитию бизнеса PROWAY:
1. Ход времени и различные обстоятельства, конечно же, устанавливают свои требования к деятельности режиссеров ИТ-шоу. Зритель становится все избирательнее, у артистов появляется инновационный реквизит, а Министерство циркового развития и Министерство досуга и торговли билетами добавляют новые правила взаимодействия с публикой.
Можно выделить ряд сложившихся тенденций:
- Развитие внутреннего рынка сценического оборудования. С учетом глобальных экономических и технологических изменений артисты все активнее используют в своих номерах реквизит отечественного производства. В соответствии с новыми реалиями меняется драматургия номеров, смещаются акценты для команды осветителей и звуковое сопровождение. Да, становится меньше спецэффектов, но это ли главное? Куда важнее продемонстрировать качественную работу и уложиться в тайминг, иначе зритель заскучает и покинет представление.
- На востоке восходит солнце. Несмотря на то, что требовательный зритель привык к красочным декорациям с пейзажами Рашмора и Маастрихта, появляется все больше поклонников восточного искусства. В последнее время драконы все чаще ассоциируются с удачей и мудростью. Наверное, поэтому они так распространены в российских постановках. Определенно, нам есть чему поучиться у восточных мастеров.
- Активное внедрение искусственного интеллекта в номера артистов. Фокусы с исчезновением людей и распиливанием ассистентов ушли в прошлое, оставшись в далеких
90-ых. Сегодня на авансцену выходят артисты, демонстрирующие все возможности AI и машинного обучения. Такие выступления пользуются наибольшим успехом среди промышленников, ученых и работников сферы услуг. - Потребность в автоматизированных декорациях. Еще с эпохи введения обязательной маркировки зрительских напитков и попкорна публика очень тепло принимает те номера, где на сцене появляются промышленные/мобильные принтеры чеков и этикеток, сканеры QR-кодов и POS-терминалы. Удивительно, не правда ли?
В свете обозначенных тенденций современные ИТ-шоу претерпевают изменения, но неизменным остается одно — все отечественные режиссеры стараются соответствовать высокому уровню циркового искусства и радуют публику качественными шоу-программами.
2. Конечно, масштабные изменения в постановках затрагивают и самих артистов. С высоты своего опыта мы можем выделить следующие тенденции.
- Тщательное планирование каждого номера. Российские артисты циркового жанра отлично понимают, что современные вызовы требуют современных и самостоятельных решений. Наиболее успешные ИТ-артисты в России — настоящие пассионарии, которые не боятся узнавать новое, разрабатывать собственные декорации, опираясь на потребности зрителя. Мы завороженно следим за их номерами и оказываем комплексную поддержку в адаптации их решений, всегда стараясь прогреть публику перед выступлением.
- Мастерство в деталях. В сложившихся обстоятельствах артистам становится все сложнее работать с разными видами сценического оборудования. Все больше участников ИТ-шоу углубляются в конкретную специализацию. Плохо ли это? Не думаю, ведь это позволяет представлять зрителю проработанные номера. Кроме того, конкретная специализация артиста дает возможность режиссеру ИТ-шоу подключить его к комплексным проектам, где он сможет поработать с заслуженными звездами, развивающими другие направления.
- Акцент на поддержке декораций в надлежащем состоянии. В цирковой индустрии много нюансов и тонкостей, особенно в работе со сценическим оборудованием. Хороший артист знает, что несет финансовую и репутационную ответственность за каждое выступление. Соответственно, до, после и в момент взаимодействия с залом все сценическое оборудование должно находиться в рабочем состоянии. Возникает острый запрос в круглосуточном наблюдении за реквизитом и оперативной поддержке каждого артиста. Компания PROWAY как ответственный режиссер ИТ-шоу организовывает базовую и продвинутую сервисную поддержку для своих артистов (системных интеграторов).
- Развитие адаптивности. Гибкость и способность адаптироваться к новым условиям стали ключевыми качествами успешного артиста. Выходя на сцену, участники ИТ-шоу готовятся к различным вариантам развития событий. Если публика отказывает артисту в теплом приеме, он стремится быстро перенастроить свой номер в соответствии с новыми потребностями аудитории.
Таким образом, артисты ИТ-шоу сегодня вынуждены не только умело адаптироваться к меняющимся условиям, но и активно формировать новые стандарты выступлений, находясь в постоянном поиске вдохновения для инноваций и развития.
Напоследок хотелось бы отметить, что цирковая индустрия переживает очень интересные и насыщенные времена. Мы видим, как появляются новые производители сценического оборудования, а на сцену выходит все больше дебютантов. В этом многообразии очень легко потеряться. Задача компетентного режиссера ИТ-шоу состоит в том, чтобы помочь всем участникам представления сориентироваться в этом зеркальном лабиринте и организовать свои номера так, чтобы публика осталась довольна и наградила артистов бурными овациями.
Марина Полянская, управляющий директор IT-департамента Hiper:
1. Действительно, за последние пару лет российский ИТ-рынок претерпел большие преобразования и продолжает их претерпевать. Hiper очень плотно взаимодействует с системными интеграторами. Нам как никому другому заметен весь масштаб изменений и в проектах, и в конъюнктуре рынка.
Если говорить о глобальных изменениях с точки зрения проектов, то мы очень четко видим, что изменился тип заказчиков. Ранее 99% проектов приходилось на госзаказчиков, а сейчас все наоборот. Весь прошлый год большинство проектов мы получали от коммерческих структур. Также мы отметили увеличение числа единиц закупаемого оборудования. Скорее всего, это связано с износом оборудования и масштабными расширениями бизнесов. Мы увидели, что наступило некоторое смирение среди заказчиков: те, кто хотел закупать исключительно продукцию А-брендов, уже спокойно готовы рассматривать и приобретать технику В-брендов.
2. Конъюнктура рынка тоже продолжает меняться. За прошлый год мы еще сильнее убедились, что рынок постепенно отходит от жесткого разделения. Если раньше все было поделено между
Мы тоже не стоим на месте и меняем подход в работе с партнерами — формируем лояльность к бренду у заказчиков. Это сложная работа, но она дает свои плоды. В прошлом году мы отметили увеличение клиентской базы.
Алексей Сапов, коммерческий директор «Айсо-дистрибьюция»:
Если говорить о том, как за последний год изменились проекты, в которых участвовали мы и наши партнеры — системные интеграторы, то первое, что стоит отметить: видим тренд на увеличение средней мощности оборудования в проектах. И это говорит о том, что заказчики опять стали объединять нагрузки и ставить один мощный ИБП на всю систему.
Все чаще преобладает осознанная покупка, заказчик выбирает более емкие аккумуляторы, с большим сроком службы, ИБП с лучшими характеристиками, модульную конфигурацию. Такого рода коммерческая грамотность в конечном итоге позволяет, заплатив единоразово больше, понести меньшие издержки на организацию бесперебойного питания критических нагрузок.
Андрей Соломин, руководитель направления по развитию бизнеса ГК DIGIS:
За последний год мы фиксируем тренд, в котором заказчик стал больше учитывать свои пользовательские привычки, и все решения, создаваемые нами из типовых, становятся более индивидуальными — исключительно из-за роста компетенций служб эксплуатации заказчиков. Заказчик хочет лишь то, чем он реально пользуется в повседневной жизни, и не готов брать лишнее не из-за экономии, а из-за рационального здравого смысла.
Интеграторы ранее по большей части активно опирались на опыт международных крупнейших вендоров, использовали их лучшие решения и применяли их у нас, даже порой в тех случаях, когда для нашего рынка они могли быть не оптимальны.
Произошедшие события некоторое время назад заставили интеграторов искать других поставщиков. Часто это небольшие производители, которые гибче относятся к запросам и лучше отрабатывают потребности локального рынка, наши предпочтения и пожелания.
Импортозамещение и создание локальных производственных площадок и по-настоящему отечественных продуктов позволяют говорить о том, что у рынка АВ появляется индивидуальное отечественное лицо и «наши» продукты, которые лучше всего отвечают нашим же потребностям.
Антон Фролов, заместитель генерального директора «ФЛАТ»:
Фантастическое шоу — это прежде всего результат упорной работы над каждым элементом и процессом, что применимо к любой специализации и отрасли. Поэтому за каждым цирковым представлением, как и за каждым безупречным ИТ-проектом стоят опыт, профессионализм команды, настроенные каналы взаимодействия, надежное оборудование, программное обеспечение и поддержка.
Отвечая на вопрос об изменениях в отрасли, стоит выделить формирование системными интеграторами портфелей приоритетных российских решений и вендоров, по которым обеспечен требуемый уровень квалификации, определены каналы проектной дистрибуции.
В партнерской сети «ФЛАТ» мы отмечаем активный рост продуктовых компетенций инженерных команд, позволяющий решать большинство проектных задач самостоятельно. При этом изменения на рынке происходят со стороны не только поставщиков решений, но и корпоративных заказчиков, готовность которых к сотрудничеству подтверждается сокращением количества пилотных проектов, проводимых ради знакомства с той или иной системой. Сегодня запрос на пилотирование чаще всего свидетельствует о потребности в реализации и технологическом сопровождении ИТ или коммуникационной инфраструктуры.
Проводя параллель с цирковыми выступлениями, представленная сегодня обновленная ИТ-программа профессионально выполняется задействованными артистами и удовлетворяет требованиям самого строгого зрителя. The show must go on!
Андрей Юрченко, директор по развитию продаж решений компании Axoft:
1. На мой взгляд, раньше «спектакли» отличались очень четкими сценариями, написанными по большей части зарубежными «режиссерами». Они вполне себе хорошо заходили аудитории, количество творческих порывов было небольшим — зачем трогать то, что работает? Сейчас картина изменилась, готовых сценариев и моделей стало сильно меньше — артисты вынуждены импровизировать, находить для себя новые амплуа, а зачастую и новые сцены. Проще говоря, у игроков, работавших с западными решениями и по западным моделям, теперь есть три пути: продолжать пользоваться параллельным импортом, либо импортозамещать, либо пытаться органично совместить оба этих сценария (что, кстати, тоже весьма востребовано).
2. Системные интеграторы однозначно стали гибче, более открытыми к новым «постановкам», лучше относятся к экспериментам. И это, с одной стороны, неизбежно. С другой стороны, изменения — это не единственный выход сейчас, при этом требующий определенного волевого решения изнутри. Инертность и воз ранее накопленного «багажа» из установленных и внедренных решений подталкивают клиентов отодвинуть шаг по полному замещению максимально «вправо». По понятным причинам, к некоторым «актерам» перешла часть аудитории из «режиссерского» состава, что дало импульс для появления новых взглядов и течений. Для нас эти постановки стали точно более соответствующими нашим чаяниям.