Эксперты рейтинга «25 лучших системных интеграторов 2024» рассказывают об изменениях на российском ИТ-рынке вообще, и о том, в каких ролях сейчас выступают системные интеграторы, в частности.

В апреле (месяц подведения результатов рейтинга «Топ-25 российских системных интеграторов») в календаре есть праздник — «День цирка».

Как утверждают его создатели, День цирка посвящен всем, кто создает сказку на цирковой арене, заставляет поверить в магию, без устали восхищаться и замирать от невероятного зрелища. И это очень похоже на то, что создают системные интеграторы на современном российском ИТ-рынке — в условиях, приближенных к экстремальным. Все, что они создают, так же заставляет поверить в магию и восхититься — как им это удалось.

Именно поэтому все материалы рейтинга мы посвятили этой теме: восхищению тяжелым каждодневным трудом системного интегратора. И с экспертами исследования мы тоже решили поговорить о тех, кто выполняет на ИТ-арене сложнейшие, иногда не доступные пониманию простого человека, но очень красивые номера. Поэтому мы задали им несколько вопросов, при этом дали возможность выбрать, как именно комментировать итоги рейтинга: придерживаясь цирковой тематики или рассказать о партнерах в традиционной форме.

Представьте, что вам предложили руководить ИТ-цирком всея Руси, и надо создать лучшую ИТ-труппу (канал продаж), пригласить самых лучших ИТ-артистов (системных интеграторов), создать самые лучшие ИТ-номера (проекты), от которых публика (заказчики, клиенты, пользователи) будут в восторге...

  1. Если представить, что российский ИТ-рынок — это фантастическое цирковое шоу, то как изменились за последний год «спектакли» (проекты), которые «ставят» современные «режиссеры» с современными «артистами» (системными интеграторами)? Альтернативный вопрос: Как за последний год изменились проекты, в которых участвовали вы и ваши партнеры системные интеграторы? О каких трендах, происходящих на рынке, говорят данные изменения?
  2. А как за прошедший год изменились сами артисты (системные интеграторы)? Как это отразилось на ваших постановках (проектах)? Альтернативный вопрос: А как за прошедший год изменились ваши партнеры системные интеграторы? Как эти изменения отразились на тех проектах, которые они выполняли?

Сергей Данилов, директор РОСКО:

1. Ограничения в связи с санкциями постоянно нарастают и усложняют работу. При этом нам необходимо продолжать эффективно работать во всё более экстремальных условиях, демонстрируя чудеса эквилибристики порой без страховки и поддержки, рассчитывая только на свой многолетний опыт и чутьё.

2. Артистам приходится осваивать новые профессии, навыки, иногда менять специализацию, вникать во все тонкости происходящих процессов. Был, к примеру, клоун — стал акробатом, иллюзионистом или дрессировщиком. Поскольку внешние условия очень изменчивы, на сцене остаются наиболее приспособленные и гибкие артисты, способные быстро менять специализацию и играть несколько совершенно разных ролей в одной и той же постановке. Всем известно, что профессия клоуна считается самой сложной в цирковом искусстве. Клоунов в нашей сфере всегда было много, а в последнее время стало еще больше. При этом количество постановок, в которых можно принять участие, ощутимо сократилось.

Евгений Жилин, заместитель начальника проектного управления SafeMobile:

1. Разыграли вторую часть известной драмы Льва Николаевича, разнообразив представление жонглёрами на канате и кордебалетом в антракте. При этом в процессе спектакля сценарий пьесы постоянно переписывался.

Что остается подневольным актерам? Не вылететь из труппы и сохранить зрителей.

Крупные корпоративные заказчики не по собственной инициативе полностью пересмотрели свой стек ИТ, и особенно ИБ решений. Компании, особенно государственные и бюджетники, попали в жесткие тиски: с одной стороны «свинью» подложили зарубежные вендоры с санкциями и невозможностью поставки лицензий и аппаратных комплексов, с другой — подоспели «свои»: законодательная база РФ, которая подводит многие крупные компании к необходимости импортозамещения.

Новые решения нужно максимально оперативно внедрять в огромном числе компаний и в установленные жесткие сроки.

Вот вам основной вызов для актеров системных интеграторов, с которым, увы, под силу справиться не всем.

2. У системных интеграторов появилась необходимость поиска российских решений, закрывающих задачи заказчиков, и получения компетенций по этим новым продуктам. Это непросто и на это нужно время.

Помимо этого, не для всех ушедших с нашего рынка решений можно найти замену 1 в 1. Зачастую то, что раньше закрывалось одним решением, теперь требует объединения 2-3 российских решений, интеграцию которых между собой нужно прорабатывать и тестировать как раз системным интеграторам.

Эдуард Ивановский, директор департамента продаж «Марвел-Дистрибуции»:

1. Зрители в цирке мечтают, чтобы представление шло как можно дольше. В последний год именно это и произошло. Все «спектакли» на отечественном ИТ-рынке стали более продолжительными по времени. Проекты затягиваются по самым разным причинам, появившимся после введения санкций: от логистических до финансовых. Увеличенному хронометражу можно радоваться, только если наблюдать за шоу со стороны из уютного кресла в партере. А вот «режиссеры» и «артисты», участвующие в постановке, хотели бы ставить короткие шоу-программы. Кроме того, в своих постановках участники рынка стали намного больше опираться на произведения российских авторов, а не на иностранную классику.

2. Смена репертуара в ИТ-цирке отразилась и на самих артистах. Большинство из них окончательно освоили дрессировку «зверей» из российских широт, с которыми раньше предпочитали не связываться. Покорение отечественных технологий далось легко не всем интеграторам. Многие до последнего верили, что зарубежные вендоры вернутся к нам и заказчики вновь увидят привычные номера и программы. Однако со временем они поняли, что ждать бесполезно, и переключились на отечественные продукты, которые оказались весьма неплохими. Незнакомые ранее «звери» сейчас укрощены, воспитаны и уже выступают на первых ролях во всех основных спектаклях этого сезона.

Алексей Кузнецов, директор по работе с партнерами Axiom JDK:

Реалии российского ИТ-рынка говорят о том, что время, когда системные интеграторы исполняли в проектах чужие сценарии, закончилось, и пора применять накопленный опыт и экспертизу для создания чего-то нового — «незаезженного».

При этом системным интеграторам, как и разработчикам прикладных решений, при создании новых проектов («сценариев»), надо отталкиваться от конкретных бизнес-потребностей заказчиков — как говорилось: «главное, чтобы костюмчик сидел...».

Если этот подход представить в контексте циркового представления, то актуальный пример новой «нормальности» для производителей отечественного системного и прикладного ПО и их партнеров (системных интеграторов) — презентация. Зритель (заказчик) платит деньги, и его ожидания связаны с чем-то новым, зрелищным, цирковое представление (реализованный проект системного интегратора на базе отечественных ИТ-решений) приносит позитивные эмоции и захватывает дух. При этом все сохраняют спокойствие и уверенность в счастливом финале: риски (всесторонняя и комплексная оценка матрицы угроз, своевременные обновления и применение РБПО) должны быть учтены и просчитаны до мелочей.

Например, в ответ на потребности клиентов, которые работают на старых версиях Java 8 и 11, а это около половины всех систем, мы выпустили Axiom JDK Express. Это среда исполнения, которая ускоряет Java-приложения до 15% без затрат на оборудование и замены кода.

Надеемся, что такое космическое представление вызовет много позитива и у клиентов, и у партнеров.

Александр Куклин, директор по развитию бизнеса Fortis:

В цирковом искусстве российского ИТ рынка наша дисциплина — эквилибристика. Накопленный за десятилетия выступлений в области проектной дистрибуции ИБ и ИТ-решений опыт команды позволяет зрителям — партнерам и заказчикам удерживать равновесие бизнеса в любых неустойчивых состояниях рынка.

С момента основания ИТ-труппы Fortis мы предлагаем партнерам и заказчикам взвешенный репертуар действительно рабочих продуктов, решений и профессиональных сервисов без фокусов, уловок и иллюзий. Проверки гипотез и отказоустойчивые инструменты для нас часть изнурительного тренировочного процесса подготовки к выступлениям, чтобы зритель, покупая билеты в первый ряд, наслаждался выступлением, воодушевлялся результатом и приходил снова. Присоединяйтесь к новому поколению дистрибуции, ведь как говорил дядя Жора в советской классике: «Цирк, как и дистрибуция — это навсегда...».

Алексей Новгородский, директор по развитию бизнеса PROWAY:

1. Ход времени и различные обстоятельства, конечно же, устанавливают свои требования к деятельности режиссеров ИТ-шоу. Зритель становится все избирательнее, у артистов появляется инновационный реквизит, а Министерство циркового развития и Министерство досуга и торговли билетами добавляют новые правила взаимодействия с публикой.

Можно выделить ряд сложившихся тенденций:

  • Развитие внутреннего рынка сценического оборудования. С учетом глобальных экономических и технологических изменений артисты все активнее используют в своих номерах реквизит отечественного производства. В соответствии с новыми реалиями меняется драматургия номеров, смещаются акценты для команды осветителей и звуковое сопровождение. Да, становится меньше спецэффектов, но это ли главное? Куда важнее продемонстрировать качественную работу и уложиться в тайминг, иначе зритель заскучает и покинет представление.
  • На востоке восходит солнце. Несмотря на то, что требовательный зритель привык к красочным декорациям с пейзажами Рашмора и Маастрихта, появляется все больше поклонников восточного искусства. В последнее время драконы все чаще ассоциируются с удачей и мудростью. Наверное, поэтому они так распространены в российских постановках. Определенно, нам есть чему поучиться у восточных мастеров.
  • Активное внедрение искусственного интеллекта в номера артистов. Фокусы с исчезновением людей и распиливанием ассистентов ушли в прошлое, оставшись в далеких 90-ых. Сегодня на авансцену выходят артисты, демонстрирующие все возможности AI и машинного обучения. Такие выступления пользуются наибольшим успехом среди промышленников, ученых и работников сферы услуг.
  • Потребность в автоматизированных декорациях. Еще с эпохи введения обязательной маркировки зрительских напитков и попкорна публика очень тепло принимает те номера, где на сцене появляются промышленные/мобильные принтеры чеков и этикеток, сканеры QR-кодов и POS-терминалы. Удивительно, не правда ли?

В свете обозначенных тенденций современные ИТ-шоу претерпевают изменения, но неизменным остается одно — все отечественные режиссеры стараются соответствовать высокому уровню циркового искусства и радуют публику качественными шоу-программами.

2. Конечно, масштабные изменения в постановках затрагивают и самих артистов. С высоты своего опыта мы можем выделить следующие тенденции.

  • Тщательное планирование каждого номера. Российские артисты циркового жанра отлично понимают, что современные вызовы требуют современных и самостоятельных решений. Наиболее успешные ИТ-артисты в России — настоящие пассионарии, которые не боятся узнавать новое, разрабатывать собственные декорации, опираясь на потребности зрителя. Мы завороженно следим за их номерами и оказываем комплексную поддержку в адаптации их решений, всегда стараясь прогреть публику перед выступлением.
  • Мастерство в деталях. В сложившихся обстоятельствах артистам становится все сложнее работать с разными видами сценического оборудования. Все больше участников ИТ-шоу углубляются в конкретную специализацию. Плохо ли это? Не думаю, ведь это позволяет представлять зрителю проработанные номера. Кроме того, конкретная специализация артиста дает возможность режиссеру ИТ-шоу подключить его к комплексным проектам, где он сможет поработать с заслуженными звездами, развивающими другие направления.
  • Акцент на поддержке декораций в надлежащем состоянии. В цирковой индустрии много нюансов и тонкостей, особенно в работе со сценическим оборудованием. Хороший артист знает, что несет финансовую и репутационную ответственность за каждое выступление. Соответственно, до, после и в момент взаимодействия с залом все сценическое оборудование должно находиться в рабочем состоянии. Возникает острый запрос в круглосуточном наблюдении за реквизитом и оперативной поддержке каждого артиста. Компания PROWAY как ответственный режиссер ИТ-шоу организовывает базовую и продвинутую сервисную поддержку для своих артистов (системных интеграторов).
  • Развитие адаптивности. Гибкость и способность адаптироваться к новым условиям стали ключевыми качествами успешного артиста. Выходя на сцену, участники ИТ-шоу готовятся к различным вариантам развития событий. Если публика отказывает артисту в теплом приеме, он стремится быстро перенастроить свой номер в соответствии с новыми потребностями аудитории.

Таким образом, артисты ИТ-шоу сегодня вынуждены не только умело адаптироваться к меняющимся условиям, но и активно формировать новые стандарты выступлений, находясь в постоянном поиске вдохновения для инноваций и развития.

Напоследок хотелось бы отметить, что цирковая индустрия переживает очень интересные и насыщенные времена. Мы видим, как появляются новые производители сценического оборудования, а на сцену выходит все больше дебютантов. В этом многообразии очень легко потеряться. Задача компетентного режиссера ИТ-шоу состоит в том, чтобы помочь всем участникам представления сориентироваться в этом зеркальном лабиринте и организовать свои номера так, чтобы публика осталась довольна и наградила артистов бурными овациями.

Марина Полянская, управляющий директор IT-департамента Hiper:

1. Действительно, за последние пару лет российский ИТ-рынок претерпел большие преобразования и продолжает их претерпевать. Hiper очень плотно взаимодействует с системными интеграторами. Нам как никому другому заметен весь масштаб изменений и в проектах, и в конъюнктуре рынка.

Если говорить о глобальных изменениях с точки зрения проектов, то мы очень четко видим, что изменился тип заказчиков. Ранее 99% проектов приходилось на госзаказчиков, а сейчас все наоборот. Весь прошлый год большинство проектов мы получали от коммерческих структур. Также мы отметили увеличение числа единиц закупаемого оборудования. Скорее всего, это связано с износом оборудования и масштабными расширениями бизнесов. Мы увидели, что наступило некоторое смирение среди заказчиков: те, кто хотел закупать исключительно продукцию А-брендов, уже спокойно готовы рассматривать и приобретать технику В-брендов.

2. Конъюнктура рынка тоже продолжает меняться. За прошлый год мы еще сильнее убедились, что рынок постепенно отходит от жесткого разделения. Если раньше все было поделено между 3-5 крупными интеграторами и были четко закреплены категории продуктов за каждым из них, то теперь на одного заказчика приходятся около 30-40 небольших интеграторов. Последний раз мы с таким встречались 10 лет назад. Практически у каждого крупного бизнеса сейчас есть свой интегратор.

Мы тоже не стоим на месте и меняем подход в работе с партнерами — формируем лояльность к бренду у заказчиков. Это сложная работа, но она дает свои плоды. В прошлом году мы отметили увеличение клиентской базы.

Алексей Сапов, коммерческий директор «Айсо-дистрибьюция»:

Если говорить о том, как за последний год изменились проекты, в которых участвовали мы и наши партнеры — системные интеграторы, то первое, что стоит отметить: видим тренд на увеличение средней мощности оборудования в проектах. И это говорит о том, что заказчики опять стали объединять нагрузки и ставить один мощный ИБП на всю систему.

Все чаще преобладает осознанная покупка, заказчик выбирает более емкие аккумуляторы, с большим сроком службы, ИБП с лучшими характеристиками, модульную конфигурацию. Такого рода коммерческая грамотность в конечном итоге позволяет, заплатив единоразово больше, понести меньшие издержки на организацию бесперебойного питания критических нагрузок.

Андрей Соломин, руководитель направления по развитию бизнеса ГК DIGIS:

За последний год мы фиксируем тренд, в котором заказчик стал больше учитывать свои пользовательские привычки, и все решения, создаваемые нами из типовых, становятся более индивидуальными — исключительно из-за роста компетенций служб эксплуатации заказчиков. Заказчик хочет лишь то, чем он реально пользуется в повседневной жизни, и не готов брать лишнее не из-за экономии, а из-за рационального здравого смысла.

Интеграторы ранее по большей части активно опирались на опыт международных крупнейших вендоров, использовали их лучшие решения и применяли их у нас, даже порой в тех случаях, когда для нашего рынка они могли быть не оптимальны.

Произошедшие события некоторое время назад заставили интеграторов искать других поставщиков. Часто это небольшие производители, которые гибче относятся к запросам и лучше отрабатывают потребности локального рынка, наши предпочтения и пожелания.

Импортозамещение и создание локальных производственных площадок и по-настоящему отечественных продуктов позволяют говорить о том, что у рынка АВ появляется индивидуальное отечественное лицо и «наши» продукты, которые лучше всего отвечают нашим же потребностям.

Антон Фролов, заместитель генерального директора «ФЛАТ»:

Фантастическое шоу — это прежде всего результат упорной работы над каждым элементом и процессом, что применимо к любой специализации и отрасли. Поэтому за каждым цирковым представлением, как и за каждым безупречным ИТ-проектом стоят опыт, профессионализм команды, настроенные каналы взаимодействия, надежное оборудование, программное обеспечение и поддержка.

Отвечая на вопрос об изменениях в отрасли, стоит выделить формирование системными интеграторами портфелей приоритетных российских решений и вендоров, по которым обеспечен требуемый уровень квалификации, определены каналы проектной дистрибуции.

В партнерской сети «ФЛАТ» мы отмечаем активный рост продуктовых компетенций инженерных команд, позволяющий решать большинство проектных задач самостоятельно. При этом изменения на рынке происходят со стороны не только поставщиков решений, но и корпоративных заказчиков, готовность которых к сотрудничеству подтверждается сокращением количества пилотных проектов, проводимых ради знакомства с той или иной системой. Сегодня запрос на пилотирование чаще всего свидетельствует о потребности в реализации и технологическом сопровождении ИТ или коммуникационной инфраструктуры.

Проводя параллель с цирковыми выступлениями, представленная сегодня обновленная ИТ-программа профессионально выполняется задействованными артистами и удовлетворяет требованиям самого строгого зрителя. The show must go on!

Андрей Юрченко, директор по развитию продаж решений компании Axoft:

1. На мой взгляд, раньше «спектакли» отличались очень четкими сценариями, написанными по большей части зарубежными «режиссерами». Они вполне себе хорошо заходили аудитории, количество творческих порывов было небольшим — зачем трогать то, что работает? Сейчас картина изменилась, готовых сценариев и моделей стало сильно меньше — артисты вынуждены импровизировать, находить для себя новые амплуа, а зачастую и новые сцены. Проще говоря, у игроков, работавших с западными решениями и по западным моделям, теперь есть три пути: продолжать пользоваться параллельным импортом, либо импортозамещать, либо пытаться органично совместить оба этих сценария (что, кстати, тоже весьма востребовано).

2. Системные интеграторы однозначно стали гибче, более открытыми к новым «постановкам», лучше относятся к экспериментам. И это, с одной стороны, неизбежно. С другой стороны, изменения — это не единственный выход сейчас, при этом требующий определенного волевого решения изнутри. Инертность и воз ранее накопленного «багажа» из установленных и внедренных решений подталкивают клиентов отодвинуть шаг по полному замещению максимально «вправо». По понятным причинам, к некоторым «актерам» перешла часть аудитории из «режиссерского» состава, что дало импульс для появления новых взглядов и течений. Для нас эти постановки стали точно более соответствующими нашим чаяниям.

Партнеры проекта «25 лучших российских системных интеграторов 2024»