Компания объявила о результатах работы в 2007 г. По словам Гарри Кондакова, управляющего директора в странах СНГ, Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки (регион ЕЕМЕА), выручка от продаж вендора в России, СНГ и странах Балтии составила 40 млн. долл. Рост продаж по региону достиг 165%, объем сбыта в ретейле вырос в 5 раз, продажи в бизнес-сегменте увеличились на 120%. В России выручка от продаж вендора достигла 35 млн. долл., а реализация продуктов «Лаборатории Касперского» в нашей стране в ценах конечных пользователей вышли на уровень в 62 млн. долл. Рост продаж по сравнению с 2006 г. составил 165%, продажи в регионах России увеличились на 230%, а доля продаж «Лаборатории» в стране превысила 45%.
Комментируя эти цифры, Гарри Кондаков отметил, что в оценке объемов рынка традиционно используются два подхода. Первый, принятый большинством исследовательских агентств (например, IDC), — это оценка рынка как совокупной выручки производителей (т. е. расходов пользователей за вычетом комиссий и скидок, предоставляемых производителями дистрибьюторам). Второй подход — оценка рынка как совокупных расходов конечных пользователей на приобретение ПО.
Естественно, что при оценке рынка как совокупных расходов конечных пользователей объемы рынка существенно выше, чем при оценке в терминах выручки производителей. Наличие этих двух подходов часто вызывает путаницу и вводит в заблуждение не только аналитиков, но и самих участников рынка.
Чтобы избежать путаницы, «Лаборатория Касперского» дает две оценки российского рынка антивирусной и контентной фильтрации (Secure Content Management, SCM, в терминологии IDC).
Лучшие партнеры
В рамках десятой юбилейной дилерской конференции «Лаборатории Касперского», прошедшей в середине февраля 2008 г. в Доминиканской Республике, вендор наградил своих лучших партнеров.
Высокого статуса «Партнер десятилетия» удостоились компании: «1С», «МОНТ дистрибуция», «Антивирусный центр», «Аксофт», «Дистрибьюторский центр «Логоника», «Риланс», «Центр банковских информационных технологий «Цебит» и «Корпорация «Компьютерные системы».
Лучшими партнерами по итогам 2007 г. в России, странах СНГ и Балтии в различных номинациях стали: «1С» — «Лучший из лучших партнеров»; «Компания Си-Пи-Эс» — «Самый успешный партнер»; компании «Риланс» и «Инстанта Дистрибьюшн» — «Лучшие региональные дистрибьюторы»; компании «СОФТПРОМ» и «МОНТ-Казахстан» — «Лучшие партнеры в странах СНГ»; «Программные технологии» — «Лучший непрямой партнер»; «Гарант-Калининград» — «Самый стабильный партнер»; «КЕЙ» — «Мастер розничных продаж»; Datoru Drosibas Tehnologijas — «Лучший партнер по продвижению продуктов».
Согласно предварительным данным IDC, объем рынка Security Software в России в 2007 г. составил 145–150 млн. долл. (совокупная выручка производителей.)
Примерно половина этой суммы (72–75 млн. долл.) приходится на рынок, на котором работает «Лаборатория Касперского», — рынок антивирусной и контентной фильтрации. Рынок по сравнению с 2006 г. вырос на 65–70%.
По оценкам «Лаборатории Касперского», в 2007 г. объем российского рынка антивирусной и контентной фильтрации в деньгах конечных пользователей составил 125–135 млн. долл. Эти данные базируются на оценке рынка как совокупной выручки производителей и учитывают существующие на рынке партнерские скидки и уровень прямых вендорских продаж. При этом объем продаж «Лаборатории Касперского» на российском рынке в ценах конечных пользователей составил 62 млн. долл.
И именно эту цифру, по мнению специалистов «Лаборатории Касперского», уместно сравнивать с результатами продаж, публикуемых конкурентами.
Гарри Кондаков сообщил, что в 2007 г. соотношение продаж в ретейле и бизнес-сегменте составило 38/62%, а в 2006 г. — 24/76%. В прошлом году несколько розничных торговых сетей достигли рубежа в 1 млн. долл. по продажам продуктов «Лаборатории Касперского».
Основной прирост продаж в бизнес-сегменте получен за счет малых и средних компаний. Из крупных проектов сотрудники «Лаборатории» отметили поставку более 22 тыс. лицензий в ФТС РФ, 7,5 тыс. лицензий в Высший арбитражный суд, более 3 тыс. лицензий — в «Гознак». Но самая крупная поставка осуществляется в рамках национального проекта «Образование» — в течение трех лет во все школы России будет поставлено 2 млн. лицензий.
Распределение продаж по территориям в 2007 г. было следующим: 88% — Россия, БУМ (Беларусь, Узбекистан, Молдова) — 5%, Казахстан и Средняя Азия — 5%, Прибалтика — 1,5%, Закавказье — 0,5%.
В наступившем году сформулированы следующие задачи в регионе ЕЕМЕА: в России и СНГ укрепить лидирующие позиции во всех сегментах; увеличить региональное покрытие. В регионах МЕА и ЕЕ — обеспечить локальное присутствие в ключевых странах, построить территориальную инфраструктуру, повышать узнаваемость бренда. Ожидается, что в 2008 г. доля России в регионе ЕЕМЕА составит 75%, БУМ — 5%, Казахстан и Средняя Азия — 5%, МЕА — 10%, ЕЕ — 5%.