Год назад на российский рынок вышла компания Qimonda, один из ведущих мировых производителей компонентов памяти. Как заявил Йорг Штругхолд, президент и управляющий директор европейского подразделения компании, за это время продукция вендора уже успела себя хорошо зарекомендовать.
Напомним, что в мае 2006 г. известный производитель полупроводниковых устройств Infineon Technologies AG выделил в качестве самостоятельной компании подразделение по разработке и производству модулей памяти DRAM для ПК. Так на рынке появилась компания Qimonda, зарегистрированная на Нью-Йоркской бирже в августе 2006 г. Расчет был прост — Infineon хотела избежать постоянно происходящих на рынке DRAM перипетий, связанных с быстрым изменением цен на компоненты памяти и возникающих в связи с этим финансовых потерь. При этом Qimonda должна была стать прямым конкурентом Samsung Electronics, лидера рынка DRAM, поскольку в распоряжение новой фирмы передавались восемь центров НИОКР, два завода по изготовлению кремниевых подложек и шесть заводов по выпуску готовых компонентов памяти.
Однако, согласно данным Gartner, к концу 2007 г. Qimonda смогла выйти лишь на третье место среди ведущих поставщиков памяти DRAM с долей мирового рынка 14,4%, уступив первенство Samsung (27,9%) и Hynix (19,5%). О том, насколько рискованным и неустойчивым является рынок DRAM, свидетельствуют данные официального финансового отчета Qimonda, согласно которому в I квартале 2008 г. (закончился 31 декабря 2007 г.) ее продажи сократились на 56% по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года, а потери составили 590 млн. евро. Причиной этого, по мнению руководства Qimonda, стало снижение более чем на 72% средних отпускных цен на компоненты DRAM для ПК в IV календарном квартале 2007 г., которое, несмотря на принятые компанией меры, негативно отразилось на ее финансовых результатах.
В течение 2008 г. Qimonda намерена внедрять разработанные ею более прогрессивные технологии производства, что позволит уменьшить размеры кристаллов и увеличить объем выпуска компонентов памяти DRAM при снижении их себестоимости. «Мы стали единственным на рынке производителем памяти DRAM, который обнародовал программу перехода к внедрению новых технологий на пять лет вперед. Компания намерена инвестировать примерно 100 млн. евро в 2009–2010 гг., чтобы перевести имеющиеся производства на новую технологию, что позволит нам выпускать наиболее компактные, энергоэффективные компоненты по весьма низким ценам», — заявил Йорг Штругхолд.
Наряду с выпуском модулей памяти DRAM для ПК фирма производит широкий спектр компонентов памяти для серверов и систем хранения, сетевого оборудования, графических ускорителей и потребительской электроники. В текущем году Qimonda намерена поставить на рынок более 50% таких компонентов, тем самым нивелируя негативные колебания цен в сегменте памяти DRAM для ПК. Как отметил Йорг Штругхолд, и здесь компания делает ставку на новые технологии. Qimonda одной из первых начала выпуск специальных компонентов для сетевого оборудования, отвечающих жестким температурным условиям эксплуатации, освоила производство высокоскоростной памяти для графических ускорителей стандарта GDDR5, а также компонентов памяти для разнообразных устройств бытовой электроники.
Обращает на себя внимание неоднородное географическое распространение продукции Qimonda — к началу 2008 г. 36% продаж компании приходилось на Азиатско-Тихоокеанский регион, 34% продавалось в Северной Америке, 17% — в Европе и 13% — в Японии. По-видимому, недостаточно высокий уровень присутствия на европейском рынке побудил компанию продвигать здесь свою продукцию под двумя различными марками — Qimonda и Aeneon by Qimonda. Изделия под первой маркой поставляются OEM-производителям, под второй — в канал локальным сборщикам и розничным продавцам. Как заверил Йорг Штругхолд, принципиальных технологических различий у продуктов с разными марками нет, зато их ассортимент различается. Так, компоненты и модули памяти с маркой Qimonda предназначаются в первую очередь для серверов, сетевого оборудования, СХД, а также ПК, ноутбуков, графических и мобильных устройств, выпускаемых крупными международными вендорами. Под маркой Aeneon компания поставляет на европейский рынок модули памяти DRAM для ПК, ноутбуков и серверов производства местных компаний, а также разнообразные компоненты на базе флэш-памяти — USB-накопители и карты памяти.
В конце января 2008 г. Qimonda решила увеличить сбыт в Европе, заключив два дистрибьюторских соглашения: с EBV Elektronik, ведущим европейским поставщиком полупроводниковых компонентов, и Rutronik Elektronische Bauelemente GmbH, третьим по объемам поставок электронных компонентов европейским дистрибьютором.
Естественно, Qimonda не могла обойти своим вниманием российский рынок, который, как утверждают аналитики, по-прежнему растет опережающими темпами. По словам Йорга Штругхолда, компания в 2007 г. заключила дистрибьюторские соглашения с российскими фирмами — Inzer (начала поставлять продукты с маркой Qimonda крупным производителям компьютеров) и Neo Group (продвигает продукты Aeneon в канал). Кроме того, в европейской штаб-квартире ответственность за развитие продаж продуктов Qimonda и Aeneon в России возложена на Миколу Пархоменко, главу регионального представительства в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке.
«Мы поддерживаем деловые отношения со всеми наиболее крупными производителями серверов и ПК в России — DEPO Computers, Kraftway, Rover Computers, R-Style Computers, «Аквариус». Но хотим расширить сотрудничество с ними, и потому в помощь Inzer в 2008 г. подключили новых европейских партнеров — EBV Elektronik и Rutronik, которые будут поставлять компоненты памяти для промышленных компьютеров и сетевого оборудования. Мы создали хороший канал и надеемся с его помощью наращивать экспансию на рынке России», — заявил Штругхолд.
Отвечая на вопрос об объемах продаж продукции Qimonda и Aeneon, он сказал, что последней в Европе продается примерно в 2 раза больше, чем Qimonda, но затруднился назвать соотношение их продаж в России.
Некоторую ясность в текущую ситуацию с продажами внесли российские дистрибьюторы, которые оценили совокупную долю продуктов Qimonda и Aeneon на нашем рынке на уровне 8%, что за год работы компании в России следует признать неплохим результатом. Однако Александр Петров, главный управляющий производством Neo Group, отметил, что эти торговые марки сменили хорошо известную марку Infineon, и дистрибьюторам не пришлось заново выстраивать канал их продаж. В то же время, учитывая, что, по данным аналитиков, до сих пор в России около 70% продаж ПК приходится на сегмент «самосбора», можно сделать вывод о том, что продуктов под маркой Aeneon продается здесь примерно в 2,5 раза больше, чем компонентов памяти с маркой Qimonda.