Расстояния — не проблема в современном мире. Достаточно сесть в самолет, и через полтора-два десятка часов (жаль все же, нет больше пассажирских сверхзвуковых лайнеров!) можно оказаться на противоположной стороне земного шара. Провести важные переговоры, организовать живое обучение персонала партнера, лично пообщаться с сотрудниками дальнего филиала компании — ну разве могут заменить непосредственный человеческий контакт телефонные переговоры?
Вот только дорого обходятся такие поездки. Частые вояжи своих представителей может себе позволить не каждая компания. Да и эффективность таких поездок во многих случаях сомнительна. Снижение работоспособности и ухудшение общего нервного состояния из-за частой смены часовых поясов — профессиональное заболевание многих бизнесменов, проводящих изрядную часть жизни в перелетах.
Казалось бы, разрешить противоречие между необходимостью частых дальних поездок и сложностью их осуществления совсем не трудно. Достаточно воспользоваться видеоконференцсвязью (ВКС) — благо веб-камеры существуют давно, да и каналы Интернета становятся с годами все шире, обеспечивая передачу видеотрафика.
Однако на практике распространенность ВКС вовсе не так велика, как можно было бы ожидать, — особенно в России, над просторами которой не налетаешься. И в тех компаниях, где ВКС применяется и служит привычным бизнес-инструментом, никак не обходятся банальными веб-камерами на регулярных каналах связи — а, напротив, выстраивают целую инфраструктуру, которая обеспечивает достаточный для решения серьезных задач уровень соединения.
Рынок ВКС сегодня
Эксперты самого разного рода — из аналитических агентств, прессы, действующих на рынке компаний — практически в один голос говорят о возрастающем интересе потребителей к системам видеоконференцсвязи. По оценке Анастасии Стависской, директора по маркетингу компании Landata, в последние годы динамика развития этого направления просто потрясает: объем российского рынка ВКС в 2007 г. вырос на 130%, а рост бизнеса лидирующего в этой области вендора, TANDBERG, превысил в прошлом году 270%. С ней солидарен Игорь Белик, директор департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел»: «Мы присматриваемся к решениям, которые предлагаются на рынке в этом сегменте, считаем его очень перспективным».
Со времени выхода на мировой ИТ-рынок первых веб-камер системы ВКС претерпели значительные изменения. Качество передачи видео и голоса заметно улучшилось — как вследствие расширения пропускной способности сетей, так и за счет совершенствования самих технологий видеоконференцсвязи. Еще несколько лет назад ВКС могла уверенно и с приемлемым качеством функционировать лишь в корпоративных сетях, где ее потокам данных обеспечивались особые условия.
Теперь, благодаря глобальному внедрению новых протоколов, обмен качественным видеотрафиком становится возможным и с использованием регулярной инфраструктуры Интернета. Кроме того, новые алгоритмы кодирования данных, применяемые в современном оборудовании для ВКС, обеспечивают лучшее качество и нуждаются в меньшей полосе пропускания, чем прежде. По словам Игоря Белика, последние продукты действительно впечатляют — эффект присутствия делает контакт с использованием ВКС мало отличимым от личных переговоров.
Особенно помогает в этом оборудование, способное работать с сигналом высокой четкости (HD). Сергей Каймин, региональный менеджер по России и СНГ компании Pointvue, отмечает, что в последнее время высоким спросом пользуются системы видеоконференцсвязи HD, которые уже сейчас можно применять не только на выделенных каналах связи, но и на регулярных интернет-линиях.
Здесь важно уточнить, что в процессе переговоров при помощи ВКС можно не только видеть и слышать собеседников, но также обмениваться данными, визуальной информацией (графиками, таблицами, слайдами, видеороликами) и обрабатывать ее в режиме реального времени, устраивая в том числе и сеансы одновременной работы с документами. Это значительно повышает продуктивность обсуждения и последующего анализа: вопросы решаются оперативнее, если обсуждение текстов и таблиц идет в «живом» режиме, а не в виде привычной пересылки документов с правками, сопровождаемой консультациями по телефону.
Ведущие разработчики ВКС-оборудования предпочитают ориентироваться на открытые стандарты. Следствием этого, в частности, является возможность использования в качестве видеотерминалов в рамках корпоративной системы унифицированных коммуникаций целого ряда продуктов третьих производителей, что оставляет значительную свободу выбора интеграторам и заказчикам. «Использование частных стандартов было бы неэффективным, поскольку приходилось бы постоянно налаживать взаимодействие с другими стандартами», — подчеркивает Стейн Рамсли, глава представительства TANDBERG в России, СНГ и Прибалтике.
Хороший канал в наши дни зачастую доходит прямо до офиса потребителя видеоконференцсвязи — что, как указывает директор по маркетингу компании «ВидеоПорт» Алексей Кудрявцев, позволяет перейти от использования специализированного оборудования (терминала) к решениям, устанавливаемым на обычные ПК. По его мнению, однако, лидерам рынка невыгодно, чтобы ВКС стала дешевой и доступной технологией. Правда, в последнее время они все же начали разворачивать свое производство в сторону персональных систем ВКС. Сама же «ВидеоПорт» предлагает как раз такие системы ВКС, которые работают на существующем парке оборудования заказчика, сохраняя при этом, как подчеркивают специалисты компании, гибкость, позволяющую применять эти решения для организации телемостов, систем телеприсутствия и презентаций.
Реальные требования и предложения
Очевидно, что основные потребители ВКС на бескрайних просторах нашей Родины — крупные территориально распределенные компании. Однако все больше предприятий малого и среднего бизнеса также присматриваются к этому способу организации связи. Для них предназначаются младшие модели в линейках ведущих вендоров; на них целиком ориентируется бизнес отдельных производителей и дистрибьюторов подобного оборудования. «Ставить в каждый офис из трех-четырех человек системы по 200 тысяч рублей может позволить себе не каждый», — замечает Алексей Омельченко, руководитель направления AddPac компании «ИМАГ». Корейская фирма AddPac предлагает на нашем рынке групповые терминалы ВКС по цене, не превышающей 40 тыс. руб., — и ее эксклюзивный дистрибьютор уверен, что такая система станет настоящим хитом продаж, поскольку не видит аналогов ей среди предложений других вендоров.
Дешевые и функциональные ВКС-терминалы требуются не только малым компаниям, но и средним, и даже крупным, обладающим значительным числом не слишком «густонаселенных» филиалов по всей стране, желающим поддерживать прямой визуальный контакт со своими партнерами и т. п. Помимо основного назначения недорогие терминалы ВКС могут использоваться и в качестве VoIP-шлюзов, благо интегрировать в них такую функциональность не представляет большой проблемы. В условиях широких и устойчивых каналов связи, позволяющих пользоваться для передачи голоса и видео регулярным интернет-соединением, эти терминалы могут стать удобным средством организации цифровой дальней связи для их потребителей.
Рынок ВКС растет по всем направлениям, и продвижение таких систем в Россию становится все более масштабным. Немалую роль здесь играет политика вендоров, на которую ориентируются дистрибьюторы. Анастасия Стависская отмечает, что самое важное для ее компании — это позиция вендора, когда он сам готов работать с партнерами, проводить активную маркетинговую политику, грамотно выстраивать работу с каналом. Разумеется, очень способствует продвижению продукции наличие у вендора профессиональной команды — причем желательно с участием российских топ-менеджеров, хорошо понимающих ситуацию на местном ИТ-рынке и специфику работы на нем. Но пока таких вендоров можно пересчитать по пальцам одной руки. И если молодые активные компании из Юго-Восточной Азии не приложат серьезных усилий к организации своего канала сбыта, скорее всего, их доля на рынке не будет слишком заметной.
Но тем не менее дистрибьюторам есть из кого выбирать. Так, в компании «Марвел» следуют давней традиции — продвигать в первую очередь высокотехнологичные решения Cisco. В то же время, по словам Игоря Белика, сейчас его фирма больше присматривается, нежели продвигает решения, — пока изучаются различные варианты организации продуктового портфеля по ВКС. А Владислав Дмитриев, директор департамента Cisco Systems в компании RRC, отмечает, что решение Cisco TelePresence — одно из наиболее востребованных на рынке в данный момент: «Поскольку RRC является дистрибьютором Cisco, мы большое внимание уделяем развитию новых технологий вендора, в частности IP-телефонии и как части ее — видеоконференцсвязи. Доля решений Unified Communication в продажах Cisco растет с каждым годом, ситуация на рынке офисной телефонии показывает такую же тенденцию, IP-технология становится стандартом, а вместе с ней становятся доступными такие дополнительные услуги, как ВКС на ее базе. Мы, инвестировав в это направление, оказались одними из маркет-мейкеров и не жалеем об этом».
Основные вендоры систем ВКС ориентированы главным образом на нужды крупного и среднего бизнеса. В России, по словам Стейна Рамсли, это прежде всего промышленные предприятия, компании сырьевого и финансового секторов, государственные учреждения. Решения TANDBERG установлены в мэрии Москвы, активно используются в МЧС, медицинских учреждениях. Благодаря ВКС ведущие специалисты в области медицины получают возможность руководить операциями в удаленных регионах и проводить экстренные консультации.
Впрочем, предлагаются рынку и продукты, предназначенные для персонального использования: они, по мнению специалистов компании, скоро вытеснят традиционные IP-телефоны, поскольку полностью включают в себя их функциональность, добавляя к ней возможность поучаствовать в видеоконференции, — и при этом ненамного дороже. А решение Movi на базе ПК и вовсе может быть использовано сотрудниками организации для визуального общения в любое время и в любом месте, в том числе и за пределами офисного пространства, например в аэропорту или в гостинице — везде, где есть интернет-канал.
Кому ВКС внедрять хорошо?
Поскольку в России канал сбыт а очень часто строится по двухуровневой схеме, значительный груз ответственности за развитие рынка ВКС ложится на дистрибьюторов. Партнеры дистрибьюторов обращаются к ним с самыми разнообразными проблемами — от запросов помочь с выбором оборудования, проконсультировать относительно совместимости решений до требований технических консультаций, проектной поддержки, помощи в демонстрации систем ВКС потенциальным заказчикам. Как говорит Анастасия Стависская, Landata оказывает партнерам любую помощь в обучении: тренинги для продавцов, технические семинары, выездные демопрактикумы, помощь в авторизации у вендоров; готова компания обучать и специалистов заказчиков, если возникает такая необходимость. А у компании Cisco в России и других странах СНГ существует более сотни учебных центров и академий, в которых ведется постоянная подготовка специалистов по сетевым технологиям вендора. В свою очередь, и Sony, по словам Александра Зеликова, руководителя отдела профессионального оборудования, не только регулярно проводит презентации новой продукции, но и организует обучающие семинары для дистрибьюторов и конечных пользователей.
Как отмечает Стейн Рамсли, за консультацией к вендору конечные заказчики и партнеры обращаются в том случае, когда проект сложный или нестандартный и имеющейся у партнера экспертизы оказывается недостаточно. В такой ситуации технические эксперты вендора помогают отыскать решение. Кроме того, партнеры TANDBERG имеют возможность пользоваться на сайте компании онлайновой системой для обмена опытом при внедрении и использовании ВКС. По словам Андрея Ракова, руководителя направления мультимедиа компании «Микротест», необходимо максимально учитывать все пожелания заказчика и приспосабливать проект к его нуждам: «Например, в области телемедицины приходится привязывать оборудование к сложным медицинским системам: эндоскопическим камерам, мониторам состояния больного».
Как подчеркивает Сергей Каймин, основные потребители решений ВКС — государственные структуры, крупные российские корпорации, представительства компаний, а также медицинские центры и образовательные учреждения. И рынок растет не только за счет тех, кто лишь сейчас ощутил потребность в видеоконференцсвязи. Компании, которые реализовали проекты 3–5 лет назад, сегодня или увеличивают количество абонентов, или постепенно переходят на оборудование высокой четкости, что также прибавляет работы внедренцам ВКС-решений.
Рубен Кешишев, руководитель направления систем ВКС компании «СТАРТЕЛЕКОМ», отмечает, что оборудование ВКС становится все более востребованным со стороны государственных структур разного уровня, в частности администраций российских областей и городов. Активно запрашивают такую технику и операторы связи, которые начинают предоставлять услуги ВКС своим клиентам. Также все больший интерес к системам ВКС проявляют российские образовательные и медицинские учреждения. В ряде случаев по желанию заказчика компании-интеграторы могут предоставлять оборудование в тестовую эксплуатацию для расчета уровня потенциальных расходов и экономического эффекта от его внедрения, для проведения пробных сеансов. Компания «Лантри» проводит активную политику продвижения решений Sony и поддержки продаж этого оборудования на российском рынке. В частности, проводятся специализированные региональные обучающие семинары и демонстрационные презентации оборудования партнерам, а также оказываются технические консультации и реализуются маркетинговые программы. Тимур Латыпов, директор компании «Лантри», уточняет: «У нас сформирована профессиональная команда специалистов, которые помогают партнерам подготовить и реализовать мультимедиа-проекты различного уровня сложности».
Несмотря на то что распространенность такого рода систем ширится, компании-интеграторы, как правило, не берутся предлагать рынку типовые масштабируемые решения. Даже если некое базовое решение в портфеле интегратора и присутствует, оно всякий раз дорабатывается под конкретные требования заказчика — исходя из его отраслевой специфики, доступности и пропускной способности каналов связи, желаемой интенсивности применения ВКС в повседневной работе организации и т. п. Чаще всего проекты разрабатываются с нуля в том случае, когда видеоконференцсвязь интегрируется в уже существующую ИТ-инфраструктуру компании.
Прямая выгода
Можно долго рассуждать о том, насколько реалистично смотрятся люди на HD-экране во время сеанса видеоконференцсвязи с использованием качественного оборудования и широкого канала передачи данных. Лучше один раз увидеть и посчитать. Реальные примеры эффективности внедрения таких систем говорят сами за себя. Среди заказчиков решений ВКС встречаются компании, командировочные расходы сотрудников которых исчисляются миллионами долларов в год. Для них внедрение решений ВКС — не только средство экономии времени, но и существенное сокращение расходов, до 20–30% уже в первый год. Как указывает Андрей Раков, в компании «Микротест», которая у себя внедрила систему ВКС, период окупаемости составил около полугода, и теперь ее применение приносит компании экономию примерно 100–130 тыс. долл. в год.
Павел Теплов, менеджер Cisco по развитию бизнеса, отмечает, что эффективность труда в ряде случаев возрастает до 60%, а сокращение расходов на командировки достигает 40% — в зависимости от специфики бизнеса. «Один из наших клиентов — учебный центр бизнес-образования, — внедрив решение видеоконференцсвязи и потратив более 500 тыс. руб., через год окупил потраченные средства», — подчеркивает Сергей Каймин. На сайте Pointvue имеется даже калькулятор для расчета экономической эффективности и возврата инвестиций в результате внедрения ВКС. С марта 2008 г. аналогичный онлайновый инструмент с учетом особенностей российского рынка предлагает и компания TANDBERG. Вычисления проводятся на основе информации о расположении головного офиса и удаленных представительств, численности управленческого звена (включая менеджеров среднего и младшего звеньев), а также сведений о внутренних и международных деловых поездках. Так, в российской компании со штатом 350 человек, в которой 12 руководителей ежемесячно совершают по три внутренних и одной международной поездке, ВКС позволяет ежегодно экономить порядка 700 тыс. долларов. При этом прямая экономия на командировках составит около 440 тыс. долларов и более 5 тыс. часов рабочего времени, а выбросы самолетами углекислого газа сократятся более чем на 474 т в год. Ярким примером эффективности применения ВКС в российской компании может, по словам Стейна Рамсли, служить Абсолют Банк, где внедрение решений TANDBERG обеспечило экономию порядка 30% рабочего времени.
Можно привести несколько примеров, когда услуга ВКС оказывается структурным, хорошо окупающимся бизнес-вложением для организаций и фирм. Это может быть оператор спутниковой связи: инфраструктура ВКС позволяет объединить в сеть до нескольких десятков абонентов одновременно при существенной экономии полосы спутникового канала. Если сравнивать со стандартной технологией, в такой ситуации рассчитанная на объединение 3–6 абонентов полоса пропускания позволяет одновременно участвовать в конференции 40–50 абонентам. Еще пример: мультимедиа-кабинеты в средних общеобразовательных школах (компания Pointvue реализовала такой проект в Казахстане). В результате появляется возможность проводить «распределенные» уроки, в которых принимают активное участие около десятка школ и вместе с тем еще до тысячи наблюдают трансляцию по сети Интернет. Системы ВКС, по сути, уже сейчас становятся одним из важных инструментов оптимизации управления и бизнес-процессов. Они помогают преодолевать проблемы, связанные с территориальной удаленностью государственных учреждений и отделений различных компаний, создавать единую интегрированную коммуникационную среду.
ВКС не только экономит время, финансовые ресурсы, но и зачастую служит для компаний привлекательным имиджевым фактором, говорит Рубен Кешишев. Он приводит в качестве примера проект, реализованный для компании «Центртелеком»: посредством системы ВКС были связаны в единую сеть центральный офис компании и ее региональные представительства. В результате появилась возможность в любой момент организовывать сеансы связи между центральным офисом и представительствами в регионах для оперативного решения всех необходимых вопросов, не прибегая к командировкам сотрудников.
Растет спрос и на такую услугу, как обеспечение взаимодействия ВКС-решений, уже имеющихся в распоряжении различных компаний и организаций. Для крупных предприятий это уже нормальная практика, сообщает Сергей Каймин. Сопряжение систем ВКС может потребоваться и после проведения сделок слияния и поглощения, и в случае разделения абонентов по решаемым ими задачам на различные функциональные зоны. В любом случае помощь интеграторов видеоконференцсвязи оказывается востребованной. Они могут помочь обеспечить совместимость путем обновления «прошивок» оборудования или сокращения функциональных возможностей, а также подобрать схему выкупа старого оборудования и замену его на оборудование одного производителя.
Трудности и перспективы
Сейчас ВКС находится на подъеме — как во всем мире, так и в России. Стейн Рамсли рассказал о регулярно проводимых компанией TANDBERG исследованиях потенциала ВКС-рынков различных регионов. Так, согласно опросу, проведенному среди бизнесменов США, Великобритании, Норвегии, Германии и Гонконга, 56% респондентов полагают, что тратят впустую 30 минут в день, используя неэффективные средства общения. В США убытки, связанные с этим фактом, оцениваются в 297 млрд. долл. в год. Потребность в разумной виртуализации деловых контактов действительно велика. Главное — организовать ее не в ущерб бизнесу.
Поддержка разрешений высокой четкости вывела технологию ВКС на качественно новый уровень, сделав ее еще более привлекательной в качестве адекватной замены живому общению. Многие дистрибьюторы охотно занимаются продвижением оборудования в этом сегменте ИТ-рынка. По словам Анастасии Стависской, Landata относится к направлению ВКС как к одному из приоритетных в своем бизнесе и считает, что у него в России очень хорошие перспективы: «Так как Landata — проектный дистрибьютор, мы надеемся развивать линейку систем ВКС в связке с другими продуктами (в частности, с IP-телефонией Avaya и Alcatel-Lucent), формируя комплексные коммуникационные решения в рамках единой мультимедийной среды». Как отмечает Рубен Кешишев, на системы ВКС класса HD сейчас заметно растет спрос со стороны заказчиков, планирующих построение ведомственных и корпоративных сетей.
Ожидается, что в 2009 г. темпы роста российского рынка ВКС сохранятся, так как он по-прежнему далек от насыщения. Причин, тормозящих проникновение средств видеоконференцсвязи в массы, немало — это и недостаточная известность технологии как таковой даже в среде потенциально нуждающихся в ней потребителей, и не слишком активное распространение широкополосных сетей в регионах, и до сих пор сохраняющаяся дороговизна решений ВКС (невзирая на то, что с каждым годом технология эта становится все доступней). «Каналы связи, каналы связи и еще раз каналы связи», — горячо указывает на важнейшее, по его мнению, препятствие на пути развития российской ВКС Игорь Белик. К этому мнению присоединяется и Андрей Раков: «Проблемой может быть только нехватка пропускной способности. Обычно такое происходит при реализации проектов в отдаленных районах. Например, такая проблема возникала при внедрении системы в интересах администрации ЯНАО».
А вот Рубен Кешишев считает, что в настоящее время проблем, вызванных недостаточной пропускной способностью, как правило, уже не возникает. С его точки зрения, все больше заказчиков обращают внимание на обеспечение безопасности при видеопереговорах, и в предлагаемых решениях существенное значение приобретает наличие многоуровневой системы защиты от несанкционированного подключения.
Другой серьезной причиной, задерживающей распространение ВКС, является устоявшийся менталитет коммерсантов — представление о том, что ничто не может заменить личного общения. Алексей Кудрявцев убежден: идея оперативной видеосвязи еще не актуализирована у большей части потенциальных потребителей. Пока что силен формировавшийся десятилетиями стереотип «ВКС — это удел богатых корпораций». «Бизнесмены прошлого и нынешнего поколения все-таки чувствуют себя комфортнее, общаясь вживую. Иногда такое общение просто необходимо», — подчеркивает и Стейн Рамсли.
Однако все больше топ-менеджеров ведущих компаний мира постепенно меняют стиль работы, предпочитая общение по ВКС, потому что качество связи выросло до такого уровня, при котором во время сеанса собеседники не ощущают разделяющего их расстояния. Все больше людей утверждают, что ВКС помогает им быстрее налаживать контакты с партнерами и сотрудниками, поскольку, чтобы поговорить с коллегой с глазу на глаз, им достаточно только набрать номер — и не надо тратить время на переезды. Как показывает практика, достаточно одной успешной демонстрации возможностей ВКС на оборудовании ведущего вендора (в идеале — с HD-качеством картинки), чтобы поколебать позиции самых упорных скептиков.
И похоже, с течением времени побуждающие к внедрению ВКС причины будут становиться только актуальнее. Это и потребность в снижении командировочных расходов, и экономия времени сотрудников (щедро расходуемого сейчас на сами перелеты и последующую адаптацию с акклиматизацией), и даже забота об экологии — ведь уменьшение числа авиарейсов означает сокращение вредоносных выбросов в атмосферу. По словам Сергея Каймина, в условиях надвигающегося кризиса, когда большинству компаний придется искать пути снижения операционных расходов, сокращать персонал и закрывать региональные офисы, внедрение ВКС может стать средством сохранения текущего статуса при существенном сокращении расходов. А гибкость системы видеоконференцсвязи, интегрированной со средой распределенного защищенного доступа к корпоративной сети, позволит непрерывно вести бизнес в любых условиях — и даже заметно экономить на аренде офисных помещений, которые в ряде случаев окажутся просто ненужными. Например, центр обработки вызовов (ЦОВ), укомплектованный работающими на дому операторами, обойдется существенно дешевле традиционного — если, конечно, грамотно организовать их работу и взаимодействие с центральным офисом.
Разумеется, личное общение вряд ли можно адекватно заменить чем-то в рамках современных технологий. ВКС, пожалуй, корректнее все же рассматривать не как полноценное замещение человеческих коммуникаций на расстоянии, а как один из бизнес-инструментов, обладающий вполне определенной областью применения и эффективностью. По мнению Игоря Белика, к вопросу внедрения ВКС нужно относиться точно так же, как мы на начальном этапе относились к появлению факсов, электронной почты, ЦОВ, технологий Web 2.0; и те компании, которые всерьез задумываются над повышением внутренней эффективности, так или иначе придут к внедрению ВКС.
Особенно заметен эффект применения ВКС на уровне топ-менеджеров — в случае, если первые лица компании постоянно не находятся в пределах личной досягаемости. «Ни одной системе ВКС никогда не удастся передать ту неуловимую энергетику, которая исходит от живого человека и создает определенную атмосферу. Но при помощи видеосвязи можно решить множество вопросов. Тем более, когда речь идет о повседневной работе менеджеров, когда решаются технические проблемы», — говорит Алексей Кудрявцев. По замечанию Анастасии Стависской, ВКС создает эффект живого общения, позволяя увидеть собеседника и оценить его реакцию: «Вы связываетесь с совершенно незнакомым человеком в другом городе и вдруг видите, как он улыбается вам, и это сразу делает общение проще и приятней. Трудно переоценить, насколько это важно для бизнеса».