На вопросы CRN/RE отвечает Иван Никитин, ведущий тренер Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана.

CRN/RE: Насколько велик интерес к IP-телефонии и ВКС среди ваших клиентов?

Иван Никитин: Интерес к IP-телефонии медленно, но растет. Этот рост прежде всего связан с ощутимой ценовой разницей услуг традиционной фиксированной телефонии и VoIP и количеством сервисов, предоставляемых операторами связи. VoIP проникает как в крупный корпоративный сектор, предприятия которого могут позволить себе внедрение дорогостоящей инфраструктуры, так и в сектор SOHO, который не предъявляет особых требований к количеству телефонных линий (2–5), но при этом нуждается в услугах VoIP. В последнее время наблюдается устойчивый рост предложений недорогого оборудования VoIP, ориентированного именно на сегмент SOHO. Наш центр старается охватить все возможные направления развития IP-телефонии.

CRN/RE: Кто чаще интересуется курсами по IP-телефонии и ВКС — представители бизнеса или госструктур?

И. Н.: Конечно же бизнеса. С госструктурами все намного сложнее, там действуют свои регулирующие нормативные акты, которые буквально диктуют, что и как использовать; и ждать от государственной машины мобильности в принятии решений, свойственной бизнесу, не следует.

CRN/RE: Какие компетенции требуются слушателям таких курсов? Какие технологии и устройства IP-телефонии и ВКС сложны для освоения?

И. Н.: На наш взгляд, это одно из устойчивых заблуждений. Компьютер — тоже технически сложное устройство, чертовски сложное! Но «освоение» компьютера на уровне пользователя или поверхностного ремонта доступно любому школьнику. VoIP — это своя, отдельная предметная область, но на эксплуатационном уровне, на уровне малобюджетных SOHO-решений ее достаточно просто освоить человеку, занимающемуся ИТ. Именно первые шаги становятся в дальнейшем началом большого и интересного дела. Как говорят китайцы: дорога в тысячу ли начинается с первого шага.

CRN/RE: Какие вендоры оборудования для IP-телефонии и ВКС наиболее активно, по вашим наблюдениям, содействуют освоению своей техники и технологий — в том числе и через сотрудничество с вами? В чем такое сотрудничество выражается?

И. Н.: На этот вопрос сложно ответить хотя бы потому, что мы физически не можем охватить всех вендоров. Но я бы выделил D-Link, ZyXEL, Cisco. Эти вендоры с удовольствием предоставляют образцы оборудования, консультируют нас по многим вопросам и т. п.

CRN/RE: Планируете ли вы расширять спектр курсов по IP-телефонии и ВКС в ближайшем будущем?

И. Н.: Конечно, планируем. В Москве только мы обучаем пользователей технологии Skype. С этого года проводим авторизованные курсы Cisco по организации корпоративной IP-телефонии.

CRN/RE: Используете ли вы — или, быть может, собираетесь использовать — элементы виртуальных коммуникаций в своей работе, организуя, например, дистанционные учебные классы и т. п.?

И. Н.: Да, используем. Мы — первый и единственный в России учебный центр программы Microsoft Official Distance Learning (MODL). Ее ключевым сервисом является возможность прямого общения с преподавателем в виртуальном классе. Для этого применяется специализированное ПО Microsoft Live Meeting, хорошо зарекомендовавшее себя в области Web-трансляций. Слушатель может видеть преподавателя через Интернет и общаться с ним так же легко, как и в реальном учебном классе.