В конце сентября компания Packard Bell (входит в Acer Group) объявила о выходе на российский рынок и открытии представительства в Москве.
Packard Bell, по словам вице-президента по маркетингу и продажам Эммануэля Фромона, традиционно ориентирована на потребительский рынок и в настоящее время входит в тройку ведущих производителей ПК в Западной Европе.
Основная причина успеха продуктов Packard Bell, подчеркивают представители компании, — ставка на потребительские качества настольных ПК и ноутбуков: у них привлекательный дизайн, с ними удобно работать. В частности, инновационные решения дизайн-студии Packard Bell, которая находится в Париже, отмечены рядом премий.
В свое время компания первой ввела игровые ПК в европейские розничные сети.
Целевой аудиторией для своих компьютеров компания считает четыре категории покупателей — представители среднего класса, женщины, молодежь и пожилые люди.
В настоящее время преобладающая доля бизнеса Packard Bell (около 90%) приходится на страны Западной Европы, отметил Вальтер Деппелер, старший вице-президент Acer, поэтому теперь перед компанией стоит задача выйти в Восточную Европу, прежде всего на рынки России, Украины и Польши.
Таким образом, в Россию (как и в целом в регион ЕМЕА) теперь поставляются компьютеры трех принадлежащих Acer Group* марок — Acer, Packard Bell и eMachines. Марка Acer станет синонимом инновационных ПК с высокими техническими параметрами, под маркой Packard Bell продвигаются компьютеры с высокими потребительскими качествами и стильным дизайном, марка еМachines сохранится за устройствами начального уровня для потребителей с минимальными запросами.
Отметим, что это уже «второе пришествие» Packard Bell на российский рынок — с 1994 г. до конца 1990-х компьютеры этой марки успешно продвигал эксклюзивный дистрибьютор — компания OCS.
«В конце 1990-х продажи Packard Bell в России были остановлены в тяжелые для вендора времена, когда производство в Америке было практически закрыто. Packard Bell оставалась в Европе, где позиционировалась как достаточно дорогой бренд», — пояснил директор Департамента ноутбуков, компонентов и мониторов OCS Дмитрий Клешнин.
Теперь, по словам Эммануэля Фромона, решающим фактором для успеха Packard Bell в России станет поддержка Acer.
Из досье компании
Торговая марка Packard Bell появилась в США в 1932 г. как марка радиоприемников, с 1948 г. компания выпускала также телевизоры. В Западной Европе присутствует на рынке с 1991 г. уже как марка персональной компьютерной техники. В течение ряда лет Packard Bell принадлежала французской компании Bull, затем группе Bull-NEC.
Оборот в 2007 г. составил 1,5 млрд. долл. Компания присутствует в 20 странах, ведет продажи в 30 странах.
На российском рынке Packard Bell дебютирует ноутбуками. Сначала, уже в октябре, в магазинах появятся шесть моделей, рассказывает Вячеслав Иващенко, региональный директор по развитию бизнеса Packard Bell в России, а в конце года будет представлено уже 10–12 моделей ноутбуков, в том числе и один нетбук. В следующем году появятся также настольные ПК и внешние накопители с маркой Packard Bell.
Цена первых ноутбуков уже известна — от 30 тыс. руб. За исключением одной модели — субноутбука с 12-дюйм экраном, полноценного, хотя и в несколько минимизированной конфигурации, стоимостью менее 16 тыс. руб. Но этот «подарок российскому рынку» будет продаваться лишь в очень ограниченном количестве. Как считают в компании, у разных моделей будут разные конкуренты, в принципе, это все ведущие вендоры.
Для продвижения продуктов Packard Bell создается отдельный канал дистрибуции и отдельный канал по рознице.
Партнерами Packard Bell стали дистрибьюторская компания «Марвел» и федеральные розничные сети «М.Видео» (более 120 магазинов) и «Белый Ветер» (к концу года — 110 магазинов). По словам Иващенко, именно эти сети в наибольшей степени соответствуют позиционированию марки Packard Bell, а компания «Марвел» имеет большой опыт взаимодействия с торговыми сетями.
Важнейшим фактором успешного вывода компьютеров Packard Bell на российский рынок, подчеркнул он, станет налаженный сервис — для этого будет задействована разветвленная сервисная сеть компании Acer (178 центров более чем в 100 городах страны).
В отношении дальнейшего развития канала сбыта конкретных планов у Packard Bell пока нет. «Мы начинаем с одним дистрибьютором и двумя розничными сетями, и пока нас это устраивает. Как долго это будет продолжаться, не знаем — жизнь покажет», — говорит Вячеслав Иващенко. Предположительно «пока» продлится ближайшие два квартала, затем канал сбыта будет расширяться.
По его словам, на этапе выхода на рынок основная задача для Packard Bell — завоевание не рыночной доли, а умов целевой аудитории. Тем не менее Иващенко надеется, что уже к концу 2009 г. ноутбуки Packard Bell займут на российском рынке «достойную долю, близкую к доле в Западной Европе, порядка 10%».
Многие эксперты ставят эти надежды под сомнение. Так, по оценке ITResearch, если Packard Bell останется в выбранной рыночной нише, можно ожидать, что к концу следующего года ее доля составит примерно 3% .
«Возвращение когда-то популярной, а теперь забытой в России торговой марки могло бы быть вполне успешным на растущем потребительском рынке, если бы не кризисные явления в мировой и российской банковской сфере, — говорит Дмитрий Клешнин. — Теперь же ожидается замедление темпов роста продаж мобильных компьютеров в ценовой категории „средняя и выше“, а именно так позиционирует свои ноутбуки Packard Bell. Давно работающие на российском рынке весьма сильные конкуренты так просто не расстанутся со своей долей рынка. С другой стороны, то, что Packard Bell принадлежит корпорации Acer, располагающей развитыми технологиями продаж в России, должно помочь продвижению нового бренда».
По словам Власа Петрова, директора департамента «Ноутбуки, ПК и серверы» компании «Марвел», по крайней мере, до конца года дистрибьютор будет обслуживать только две названные торговые сети и других партнеров привлекать не будет. А дальше все зависит от вендора, поскольку партнерскую политику определяет он. «В моей практике это первый вендор, который абсолютно, на 100%, контролирует продвижение товара на рынке, а роль дистрибьютора сведена до уровня логистического партнера. Соответственно мы слушаем то, что говорит вендор. Сейчас наша основная задача — в условиях финансового кризиса сформировать взаимоприемлемые условия взаимодействия с Packard Bell», — говорит он.
* Напомним, что в 2007 г. Acer Group приобрела 75% акций Packard Bell (за 45,8 млн. долл.) и американскую компанию Gateway за 710 млн. долл., а вместе с ней и компанию eMachines, которую Gateway купила в 2004 г. В 2008 г. в состав Acer Group вошла компания E-Ten, специализирующаяся на выпуске карманных устройств.