Сказать, что создание комплексных систем управления предприятиями — наиболее предпочтительная для специалистов компании «АйТи» область деятельности, значит ничего не сказать. В начале 90-х годов, когда большинство российских фирм занималось исключительно торговлей «железом», в «АйТи» готовились к наступлению эры системной интеграции. Эта компания одной из первых в нашей стране начала использовать подобный термин. О термине спорят, но в конце концов — дело не в нем.
Присутствие на конференции «Современные технологии построения комплексных систем управления», проходившей в середине октября в Анталии, около 80 представителей крупных предприятий (практически половина участников), и их немалый интерес к системам «БОСС-Корпорация» и «БОСС-Компания» — любимым, но достаточно трудным детям «АйТи» — говорит о многом. А если уж вернуться к термину, то президент компании Тагир Яппаров рассуждает так: «Я полагаю, что термин «системная интеграция» будет существовать и дальше, и мы будем и впредь связаны с этим направлением. Мы делаем полные решения, во всяком случае наиболее полные, доступные нам. Это и называется, на наш взгляд, системной интеграцией. Игра в терминологическую войну нас не волнует, нас волнует бизнеc».
Большой «буржуин»
В минуты отдыха участникам конференции предлагали сфотографироваться, просунув голову в картонный трафарет, изображающий толстого господина в цилиндре — традиционную для «АйТи» фигуру «босса». На какой-то миг вы попадали в его «шкуру» и, возможно, испытывали на себе все его проблемы. Прежде всего «БОСС» многолик. «БОСС-Корпорация», «БОСС-Компания», «БОСС-Референт» — лишь некоторые из его масок, соответственно для крупных, средних и малых предприятий, а также для автоматизации документооборота. А поскольку система «БОСС» модульная, каждый ее модуль, в принципе, может жить самостоятельной жизнью. В основе системы «БОСС-Корпорация» — архитектура «клиент-сервер», при разработке и для управления базами данных использовано ПО корпорации Oracle. В докладах немало говорилось о системе «БОСС-Корпорация» (ее представили широкой публике лишь в августе), внедрение которой на больших предприятиях стало сейчас главной задачей «АйТи».
В числе крупных предприятий — клиентов «АйТи»: АО «Кондпетролеум», АО «Красноярский алюминиевый завод», «Лукойл», «Кампомос», «Айс-Фили» и ряд других компаний.
Одним из первых клиентов, заинтересовавшихся комплексной автоматизированной системой, стал химико-фармацевтический комбинат «Акрихин» — старейшее российское предприятие, на котором трудятся несколько тысяч человек.
По словам директора по экономике и финансам комбината «Акрахин» Григория Левицкого уже в 1993 г. старое ПО и аппаратная база перестали удовлетворять управленцев, в особенности в области сбыта продукции. На одной из выставок специалисты предприятия познакомились с представителями «АйТи» и задумались о новой системе. Как часто бывает в подобных случаях, решили начать с малого. Поэтому консалтинг не заказывали, реинжиниринг не проводили, сэкономили и на технике. Тем не менее перед установкой системы группа из «АйТи» провела тщательную подготовку, работая в тесном контакте с сотрудниками предприятия, вникая во все нюансы, присматриваясь к старой АСУ, применявшейся на предприятии. Постепенно — в течение 1995-96 г. — модули «БОСС-Компания» внедрялись в жизнь «Акрихина». Сейчас автоматизированы бухгалтерия по реализации, финансовый отдел, отдел сбыта, склад хранения готовой продукции, учет кадров. Правда, первое время были проблемы с быстродействием системы, но после частичной замены оборудования они были решены.
Григорий Левицкий подробно рассказал на конференции о процессе вживания системы: «В начальный период работы с системой я спросил своих сотрудников, почему они остановились на «АйТи», и посоветовал походить по выставкам и найти альтернативу этой компании. Тем более, что у нас были объективные причины: проблемы с быстродействием. Мои сотрудники нашли какую-то фирму, стали договариваться, а им предложили лишь поставить сеть. В отношении же ПО дали совет — позвонить в «АйТи». Так что отступать было некуда. Но я хочу обратить внимание на психологический аспект внедрения. На мой взгляд, предприятие просто обязано быть готовым к внутренним конфликтам, а фирме-интегратору, возможно, стоит иметь в штате психолога, вероятно в отделе консалтинга».
Достаточно подробный анализ работы с системой «БОСС-Компания» на предприятии НГДУ «Талинскнефть» дал заместитель отдела АСУ ОАО «Кондпетролеум» Михаил Даич. Первый этап работы начался в 1994 г. и касался модулей для отдела кадров, отдела труда и зарплаты, учета подотчетных сумм. Г-н Даич особо подчеркнул, что система «БОСС» сразу упростила вопросы учета кадров. Большое количество сезонных и временных рабочих, полставочников и т. д., наличие которых объясняется практически полевыми условиями, приводило к серьезным трудностям при учете. Благодаря внедрению системы появилась возможность выявить все особенности и наглядно увидеть всю картину занятости сотрудников предприятия. Очень важно при этом, что следующим этапом станет работа над системой в масштабе целого объединения «Кондпетролеум».
Выступление главного инженера «сладкого» АО «Айс-Фили» (бывший московский хладокомбинат № 8) Александра Суворина интересно анализом первоначального, самого сложного, этапа внедрения на предприятии системы «БОСС-Корпорация». По всем правилам искусства специалистами консалтингового отдела «АйТи» было проведено стратегическое обследование, разработан план комплексного реинжиниринга управления. К настоящему времени уже завершены работы по сетевому проекту и запущена 1-я очередь системы «БОСС-Референт». Так что «БОСС-Корпорация» для «Айс-Фили» уже не за горами, поэтапное внедрение ее модулей займет конец этого и весь следующий год.
«БОСС» с глазу на глаз
Проблем с большой автоматизированной системой немало. В частности, в приватной беседе с представителями фирм-заказчиков, выявились два непростых момента. К заказчику приходят люди от интегратора, начинается совместная работа. Представители заказчика старательно рассказывают все о себе и о своей отрасли. Демонстрируют все то, что разработали ранее на разных платформах для автоматизации своего делопроизводства. Интеграторы все это изучают, адаптируют свою систему, дают советы по приобретению техники и т.д. То есть на первоначальном этапе и заказчик и интегратор трудятся параллельно и затрачивают немалые средства. А кто за все это платит? По определению — заказчик. Правда, при старых связях, хорошем знании возможностей друг друга несложно договориться о взаимовыгодном распределении ресурсов. Но при работе с незнакомой командой приходится заранее оговаривать все спорные моменты и искать взаимное согласие. «В любом случае на первом этапе мы работаем как партнеры», — подчеркнул Александр Миронов — вице-президент «АйТи» по исследованиям и разработке.
Не меньшие проблемы возникают, когда систему, «подогнанную» под предприятие определенной отрасли, затем в уже готовом виде предлагают предприятию той же отрасли, которое часто числится в конкурентах первого. Первое недовольно. Александр Миронов считает: «В данном случае речь может идти только о совместном создании какого-то отраслевого решения. Поскольку мы строим систему на основе наших собственных типовых моделей, то совместным может быть отраслевой модуль, вертикальный. Обычно достаточно просто корректно договориться с соисполнителем. Так мы и будем действовать впредь. С развитием правовой базы, регулирующей взаимоотношения при создании программных систем, все станет регламентированным».
К этому еще хочется добавить, что подобные проблемы исчезнут, когда использование информационных управляющих систем станет повсеместным, когда фирме-интегратору удастся поработать с десятками, даже сотнями предприятий, появятся типовые подходы, но не обобщенные (что мы зачастую имеем), а основанные на тщательном подборе фактов, включающие множество подробностей жизни российского предприятия. То есть данные будут «неперсонифицированные» и не вызовут никаких возмущений.
У потенциальных заказчиков свои проблемы. У тех, кто просто присматривался — пока только умозрительные. У тех, кто уже делал попытку установки подобной системы, — более конкретные.
Так, представители крупного российского машиностроительного предприятия, установившего в свое время систему R3 (SAP), пытались осознать воможности незнакомой пока системы и прикинуть, не способны ли помочь модули «БОСС’а» там, где западное ПО не справляется с отечественной спецификой. Иногда, правда, пугаясь, не встанет ли их «Мерседес» на российские деревянные колеса?
Есть и такая опасность. Многие сотрудники служб автоматизации сетовали, что руководители различных отделов часто не соглашаются на установку системы: во-первых, при этом часть персонала становится просто ненужной (а как же заслуги?), а, во-вторых, деятельность некоторых «специалистов» выглядит слишком прозрачной. Как сказал один из потенциальных клиентов «Поставил R3, и МВД не нужно».
К сожалению, практически все нынешние и потенциальные клиенты, получившие возможность поделиться с журналистами «в кулуарах» конференции своими переживаниями по поводу внедрения систем, просили не называть их имен и предприятий.
Бокс!
Следя за ходом конференции, слушая многочисленные выступления клиентов и партнеров, все время хотелось понять, как, собственно, компания прожила на нашем рынке 7 лет. Сотрудники «АйТи» делят ее историю на 3 этапа (в хронологическом порядке): 1) дистрибьютор, 2) сетевой интегратор, 3) системный интегратор и производитель. Сейчас компания «АйТи» предоставляет заказчику полный комплекс услуг по консалтингу, разработке, внедрению и сопровождению своих систем. В 1997 г. компания (по результатам опроса «Top 100 компьютерного бизнеса России», проведенного агентством Dator и РКС) признана лучшим российским системным интегратором. В компании работают 350 специалистов, ее региональные представительства — в Санкт-Петербурге и Уфе, есть и две дочерние компании — «Арсеналъ» и «Геймос». Количество фирм-дилеров и VAR-партнеров — более 200.
Компания придерживается устойчивой концепции своего бизнеса. Тагир Яппаров говорит о нынешней стратегии так: «Сейчас миссией компании, ее главным стратегическим направлением я вижу стремление к увеличению в нашем доходе доли от собственных разработок. Прежде всего это касается ПО, потому что оно лучше всего реализуется в России и наиболее приемлемо с точки зрения эффекта от инвестиций.
Тем не менее мы год назад приняли концепцию создания собственной торговой марки, brandname, которая связана с кабельными системами. Постепенно мы будем пытаться переносить производство в Россию. И все же мы не фокусируемся ни на аппаратном, ни на программном бизнесе, а предпочитаем прежде всего, чтобы росла доля наших продуктов».
Нельзя не отметить еще один проект, в котором участвует «АйТи» — это международная система SmartCity. «Проект SmartCity — пример того, как мы пытаемся работать на международных рынках, — рассказывает Тагир Яппаров. — Мы реализуем его вместе с партнерами в Америке и в Англии и обладаем правами на Россию. В целом мы владеем частью имущественных прав на проект».
Международный проект интересен и сам по себе, но следует обратить внимание на то, как к нему подошли в «АйТи» с точки зрения работы с партнерами. Из крупного проекта выделена версия — SmartCity Box, которую удобно применять в локальных случаях, решая многие региональные проблемы с оборотом наличных денег. Здесь же, на конференции, специалисты «АйТи», в частности менеджер компании по проекту SmarSity Батыр Шахмурадов, проводили совещания с партнерами. Стоило посмотреть, с какой заинтересованностью представители региональных фирм отнеслись к этому предложению. Все они прекрасно понимают, что поставка самих карточек и необходимых аппаратных средств чаще всего будет приветствоваться на больших преприятиях, в поселках, связанных с ними, в военных городках, небольших научных ценрах, клубах, гостиницах, больницах, где несложно создать подобную локальную сеть. Этому есть примеры: «Бензиновая карта» НК «Лукойл», Мета-кард (АКБ Меткомбанк, г. Череповец), система карт, используемая работниками Чернобыльской АЭС, АКБ «Приватбанк» (Кривой Рог).
Работа с партнерами — с теми, кто занимается внедрением и сопровождением комплексных управляющих систем и их модулей, а также работающих со SmartCity Box, идет в рамках программы «Парадиз». Выполнив определенные требования (подписание соглашения, обязательства по продажам, обучение и т.д.), можно приобрести статус сертифицированного VAR-партнера «АйТи».
С приставкой Box могут существовать и отдельные модули системы «БОСС», например «БОСС-Кадровик», «Босс-Финансист», «БОСС-Бухгалтер». Честно говоря, такой подход можно было бы назвать продажей «в россыпь».
Тагир Яппаров утверждает: «Мы осознанно говорим: у нас не будет ретейла, мы фактически уменьшаем число прямых проектов, хотя они и остаются. Систему «БОСС-Компания» мы разделяем на модули и видим очень большие рынки для отдельных модулей, например для «БОСС-Кадровик». Последний считаем лучшим клиент-серверным продуктом в этой нише и через него стараемся выйти на многие объекты, вытесняя конкурентов. Модули в ближайшее время сделаем тиражируемыми и будем распространять через партнеров».
То есть, несмотря на стойкую приверженность к полноте и комплексности систем, отчетливо виден поиск гибких, ударных, мобильных решений. На рынке надо уметь боксировать.