В июне 2009 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила сразу два дела, напрямую связанные с Microsoft. 4 июня открыто дело по признакам нарушения пп. 4,6 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». Признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны Microsoft усматриваются ведомством в «экономически или технологически не обоснованном прекращении производства и поставок на территорию России операционных систем для ПК семейства Microsoft Windows „коробочных“ версий — дистрибутивов ОС Windows XP и сокращении поставок данной ОС в качестве предустановленной при продаже нового компьютера, а также в установлении различных цен на ОС Windows XP».
В результате анализа рынка проприетарных операционных систем для ПК ФАС установила доминирующее положение корпорации Microsoft на исследуемом рынке. Являясь единственным правообладателем «коробочных» и ОЕМ-версии Windows XP, Microsoft в официальном письме подтвердила решение о прекращении розничных продаж этого продукта с 30 июня 2008 г. При этом, сообщает ФАС, переход на новую ОС Windows Vista происходит при продолжающемся спросе на предыдущую ОС Windows XP. Наличие спроса на «коробочные» и предустановленные версии ОС Windows XP также подтверждается розничными продавцами и количеством заказов в сфере государственных закупок.
Согласно представленной ООО «Майкрософт Рус» информации, на операционные системы одной версии установлены различные цены (имеются в виду ОС, распространяемые через OEM-партнеров Microsoft). Этот факт, по мнению ФАС, содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства в части экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на один и тот же товар.
Из ФЗ «О защите конкуренции»:
Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ч. 1, пп. 4,6).
1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
...4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
...6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов (ч. 1, п.5).
1. Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:
...5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
В «Майкрософт Рус» ситуацию прокомментировали предельно сдержанно: «Мы открыты к сотрудничеству по любым вопросам, интересующим Федеральную антимонопольную службу, и будем предпринимать все необходимые действия, чтобы и в дальнейшем осуществлять деятельность в рамках правового поля Российской Федерации».
Через несколько дней после возбуждения дела в отношении Microsoft министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щёголев и президент Microsoft International Жан-Филипп Куртуа в рамках Петербургского международного экономического форума обсудили вопросы ценообразования на ПО для госзакупок. По мнению главы Минкомсвязи, для того чтобы повысить прозрачность условий закупки госорганами продукции Microsoft, компания должна установить на нее фиксированные цены. Жан-Филипп Куртуа признал, что Microsoft известен такой механизм, поскольку система установления согласованных цен на продукцию компании для госорганов уже действует в США. Президент Microsoft International согласился обсудить возможность введения такого ценообразования для государственных закупок ПО и в России.
Дело в отношении Microsoft будет рассмотрено 24 июля 2009 г.
В чем суть претензий ФАС к Microsoft?
Комментирует Владимир Кудрявцев, начальник управления информационных технологий ФАС.
CRN/RE: Кто выступил инициатором возбуждения дела в отношении Microsoft?
Владимир Кудрявцев: Это дело возбуждено по инициативе ФАС России на основе материалов, полученных в рамках расследования в отношении шести компаний — производителей ноутбуков — Acer, ASUSTeK, Dell, HP, Samsung, Toshiba, имеющих наибольший объем продаж мобильных ПК на российском рынке.
CRN/RE: Взаимодействует ли ФАС с российским представительством Microsoft?
В. К.: Да, конечно. Дело возбуждено в отношении головной корпорации, но, естественно, мы контактируем с российским представительством. До возбуждения дела у нас был ряд встреч с руководством российского представительства, оно открыто к общению, предоставляло запрашиваемую информацию ровно в установленный срок.
CRN/RE: Вы рассматриваете такой вариант разрешения дела: Microsoft продлевает сроки продаж клиентской операционной системы Windows XP на российском рынке?
В. К.: Да, рассматриваем. Сейчас операционная система Microsoft Windows XP продается на российском рынке, однако с 30 июня 2008 г. в виде «коробочных» версий ее продажа прекращается. Она поставляется в качестве предустановленной ОС на неттопах и нетбуках и в качестве опции для обратного обновления (downgrade) с дорогих версий ОС Windows Vista (версий Business и Ultimate) на Windows XP. Так или иначе, новые легальные пользователи операционной системы Windows XP появляются, и ее продажи происходят.
Но вернемся к формулировке статьи 10 (пп. 4,6) Федерального закона «О защите конкуренции», по которой мы возбудили дело. Статья направлена против технологически или экономически не обоснованного изъятия товара из обращения в случае, если на него размещены заказы или существует платежеспособный спрос и если результатом подобных действий производителя явилось увеличение стоимости товара. Именно это мы и наблюдаем. Вместо того чтобы пользователь мог прийти в магазин и купить компьютер с предустановленной версией Windows XP, а спрос на нее есть, пользователю приходится покупать компьютер с предустановленной ОС Vista (версий Business и Ultimate) и осуществлять процедуру downgrade. Таким образом, он за операционную систему платит больше, потому что Vista Business и Ultimate стоят дороже, чем Windows XP.
При этом на российском рынке клиентских операционных систем Microsoft занимает доминирующее положение. Именно поэтому против корпорации возбуждено дело о нарушении статьи 10 российского закона «О защите конкуренции», которое касается злоупотреблений доминирующим положением.
CRN/RE: Многие игроки ИТ-рынка считают, что Microsoft, как коммерческая организация, имеет право сама устанавливать цены на собственные продукты, а также решать, когда прекращать их поставки. В чем ФАС России видит опасность действий Microsoft для российского рынка?
В. К.: Если бы Microsoft не доминировала на нашем рынке клиентских операционных систем, то никаких претензий к ее маркетинговой политике у нас бы не было. Но поскольку корпорация занимает такое положение, то нашим законодательством ей дозволено не все, что разрешено обычным компаниям, и своим доминирующим положением она не может злоупотреблять.
Когда субъект занимает доминирующее положение, то он может затруднять выход на рынок новым игрокам, может назначать монопольно высокую или монопольно низкую цену товара. Все это запрещено нашим законом.
В данном случае мы говорим о технологически и экономически не обоснованном установлении различных цен на один и тот же товар и о технологически и экономически не обоснованном изъятии товара из обращения, когда на него размещены заказы и имеется спрос, в результате которого стоимость товара была увеличена.
Да, компания вольна сама определять свою рыночную политику, но она не должна нарушать закон. Сейчас мы видим признаки нарушения российского закона.
CRN/RE: Какие санкции могут быть наложены на Microsoft, если корпорация будет признана виновной?
В. К.: В настоящее время есть признаки нарушения Microsoft российского законодательства, но они еще не подтверждены. В случае их подтверждения будет вынесено решение о признании Microsoft нарушившей антимонопольное законодательство Российской Федерации и предписание, в котором будет описано, какие действия необходимо произвести корпорации для устранения нарушения. После чего начинается стадия административного производства и определения суммы штрафных санкций.
CRN/RE: Как долго может рассматриваться это дело?
В. К.: В нормальном режиме срок максимум полгода, если рассмотрение не приостанавливается в связи с тем, что аналогичное дело рассматривается в суде или в антимонопольном органе. Тогда разбирательство по данному делу может затянуться.
10 июня 2009 г. ФАС России возбудила еще одно дело, на сей раз в качестве ответчиков фигурируют Асеr Inc., ASUSTeK Computer Inc., Toshiba Corporation, Hewlett-Packard Company, Samsung Electronics Co., Ltd., Dell Inc. Речь идет о нарушении п. 5 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции». Признаки нарушения антимонопольного законодательства, по мнению ФАС, усматриваются в согласованных действиях этих компаний, которые предустанавливали операционную систему одного и того же производителя на ноутбуки, покупатели которых не имели в большинстве случаев возможности приобрести необходимую модель без предустановленной ОС либо отказаться от использования навязываемой вместе с покупкой продукции (OC Microsoft).
На основании запрошенной ФАС России у московских представительств компаний информации был сделан вывод, что более 90% их ноутбуков реализуется с предустановленной операционной системой производства Microsoft.
ФАС поясняет: «О существующей возможности возврата ОС потребитель узнает при первом включении ноутбука и загрузке ОС. В этот момент загружается лицензионное соглашение с конечным пользователем по использованию ОС (EULA), условия которого не навязывают ОС покупателю ноутбука. В соглашении говорится о том, что если покупатель не хочет использовать ОС, он может выяснить у производителя приобретенного ноутбука порядок возврата ОС и возмещения ее стоимости».
По итогам проведенных ФАС России в феврале и марте 2009 г. контрольных мероприятий установлено отсутствие у представительств компаний — производителей ноутбуков процедуры возврата конечными пользователями предустановленной неактивированной ОС (Windows ХР, Windows Vista) с последующим возмещением конечным пользователям ее стоимости. Собранные в результате контрольных мероприятий материалы, заявление председателя правления региональной общественной организации «Центр свободных технологий» В. И. Алксниса, многочисленные обращения физических лиц послужили основанием к возбуждению дела в отношении компаний — производителей ноутбуков.
Рассмотрение нарушения антимонопольного законодательства назначено на 15 июля 2009 г.
Из участников процессов лишь две компании согласились дать нам свои комментарии. Остальные отказались, сославшись на корпоративные правила. Судя по словам представителей вендоров, в этом деле есть ряд обстоятельств, которые не учитываются ФАС. Одно из них связано с процедурой таможенного оформления продукции.
«Нам непонятна позиция властей: считается ли ноутбук программно-аппаратным комплексом или нет, — говорит Глеб Мишин, глава представительства Acer в России и СНГ. — На таможне НДС берут как с программно-аппаратного комплекса, а при продаже оказывается, что ОС — это отдельная товарная позиция, которую можно вернуть. Что касается процедуры возврата ОС, то она была формализована нами с 1 мая 2009 г.»
«Недавно в офисе ФАС проходила встреча между ее представителями и ведущими производителями ноутбуков, — сообщили в компании Samsung. — Во время встречи участники подтвердили, что действительно сейчас практически все ноутбуки поставляются на российский рынок с предустановленной ОС Windows, и альтернативы пользователю в основном не предлагается. Однако большинство участников встречи согласились с тем, что на данный момент спроса на ноутбуки без предустановленной ОС нет. И с практической точки зрения ноутбук без операционной системы не интересен покупателю. Производители согласились с тем, что они могут поставлять на рынок ноутбуки без операционной системы или с альтернативными ОС, однако дополнительные расходы, связанные с подобной практикой, лягут на плечи пользователя. Кроме того, возникнет необходимость в разделении цен на ноутбук и ОС с точки зрения таможенного оформления, и здесь на первый план выходит проблема с определением цены на ОС».
С мнением представителей Samsung о том, что большинству покупателей ноутбуки без ОС не интересны, отчасти согласны и ретейлеры. По поводу того, нарушают ли производители ноутбуков права потребителей, их мнения разошлись.
«На сегодня производители могут устанавливать на свои ноутбуки как ОС от Microsoft, так и ОС Linux, — замечает Андрей Терляков, руководитель направления ноутбуков компании „Белый Ветер ЦИФРОВОЙ“. — В связи с тем, что, по статистике, Windows более востребована покупателями, чем Linux, то торговые сети, естественно, закупают ноутбуки, пользующиеся максимальным спросом. Если покупатель хочет приобрести ноутбук с предустановленной другой системой, то это можно сделать под заказ. Хотя требования ФАС действительно формально обоснованы, но по существу покупка ноутбука без ОС обычному потребителю невыгодна и неудобна. 99% российских потребителей используют ноутбуки с предустановленной Windows. Процедура возвращения денег за предустановленную систему есть у Acer и ASUS. Но она достаточно громоздка, да и деньги, которые возвращаются (15 долл.), вряд ли стоят месяца ожидания ноутбука, который по процедуре должен оставаться в магазине, пока компенсация не произведена. Поэтому, скорее всего, в результате у всех производителей появится подобная процедура, но для того, кто предпочитает Linux, ситуация не облегчится».
«Я думаю, что можно говорить о неком формальном нарушении прав потребителей, — высказывает свою точку зрения генеральный директор „Юлмарт“ Сергей Федоринов. — В ряде конкретных случаев из-за проблем с возвратом средств конкретному покупателю, осознанно купившему ноутбук с ОС Microsoft, деньги не были возвращены. Осознанно. Т. е. он купил его только потому, что среди 10% предлагаемых продуктов той же категории не смог найти ноутбук с другой ОС и со сходными функциональными характеристиками. Мне очень сложно поверить, что компании-производители сознательно усложняют процедуру возврата средств за неактивированные лицензии, чтобы навязать потребителю ОС Microsoft. Если уж на то пошло, то будь на ноутбуках вышеупомянутых производителей установлено еще какое-то платное ПО, я не думаю, что процедура возврата средств, проходящая, скажем, по той же схеме, была бы проще. Скорее всего, здесь дело не в сговоре, направленном на увеличение продаж ноутбуков с ОС производства Microsoft. Уверяю, что производители, какими бы тесными взаимоотношениями они ни были связаны с американской корпорацией, вряд ли пошли бы на скандал, угрожающий нанести серьезную репутацию брендам, в которые вложены огромные маркетинговые бюджеты: овчинка выделки не стоит. Безусловно, у потребителя всегда должен быть выбор. В нашей сети доля ноутбуков с установленной ОС Microsoft составляет порядка 75%. Остальные 25% — это ноутбуки с другими операционными системами. И это оправданно. Некоторые считают, что „без ОС Windows ноутбуки никому не нужны“. Кому-то, безусловно, нужны. Это потребители-профессионалы, энтузиасты, возможно, ряд корпоративных потребителей. Но так или иначе, есть ряд фактов, с которым нельзя поспорить. Windows — это бренд. С высокой узнаваемостью. Поэтому потребители знают его и хотят приобрести. А спрос рождает предложение. И я очень удивлюсь, если при наличии спроса на другие ОС те же упомянутые производители ноутбуков не будут выпускать свои продукты с данными популярными операционными системами. Будут!»
«На мой взгляд, производители ноутбуков не нарушают права потребителей, — считает Роман Сычев, коммерческий директор сети „Позитроника“. — У каждого производителя в модельном ряду есть модели ноутбуков на Linux и вообще без предустановленной операционной системы. Потребители имеют возможность выбрать подходящую модель с определенной операционной системой. Ноутбуки постепенно переходят в разряд бытовых товаров, и вполне логично, что производители предлагают готовое к использованию решение. Большинство конечных пользователей не склонны тратить время на выбор, установку и настройку операционной системы и ПО. Более того, на данный момент на рынке не так много компаний, производящих операционные системы. В условиях изобилия компьютерной техники на каждого потребителя сейчас найдется свой продукт — ноутбук или персональный компьютер с нужной операционной системой или без нее».
А вот что думают об этом в Обществе защиты прав потребителей. «Следует отметить, что ФАС поднимает частный вопрос, связанный исключительно с недоработанной процедурой возврата стоимости операционной системы, хотя такой порядок предусмотрен лицензионным соглашением, — говорит представитель Общества защиты прав потребителей „Общественный контроль“ Дмитрий Лесняк. — При этом сам факт комплектации компьютера операционной системой может нарушить права потребителя только в том случае, если продавец является установщиком системы и программный продукт продан (навязан) потребителю в качестве отдельной позиции товара, с отдельной ценой. Рассуждения о том, что ФАС якобы намерена обязать всех производителей ноутбуков вообще не комплектовать изделия операционной системой (для обеспечения гражданину свободы выбора), далеки от реальности. Правила торговли запрещают реализовывать товар, не соответствующий обычно предъявляемым требованиям (ведь без программной оболочки компьютер абсолютно нефункционален). Кроме того, в таком случае потребителю, если он все же намерен использовать Windows, придется приобрести ее уже в „коробочном“ варианте, стоимость которого существенно выше».