Федеральные сети электроники становятся все более заметными игроками ИТ-рынка. По итогам* I квартала 2009 г. доля «М.Видео» на российском рынке ноутбуков составила 14,3%. О том, как развивается ИТ-направление в этой федеральной сети, корреспонденту CRN/RE Денису Золотову рассказывает коммерческий директор компании Энрике Фернандес.
CRN/RE: Когда в магазинах «М.Видео» появилась компьютерная техника? Как развивается это направление бизнеса?
Энрике Фернандес: Впервые компьютерная техника появилась у нас в 2002 г. Ноутбуки в то время были распространены очень мало, так что начинали мы с продажи компьютеров и мониторов. Постепенно ноутбуки стали занимать все более значимую часть в обороте, в 2006 г. эти устройства по количеству догнали настольные ПК, а сейчас мы уже очень близки к американским показателям — 80% ноутбуков и 20% десктопов. Кризис не оказал значительного влияния на развитие этого направления. К примеру, по результатам I квартала 2009 г. ноутбуки выросли в штуках на 60% по сравнению с I кварталом 2008 г.
Доля ИТ-направления в обороте компании зависит от сезона. К примеру, в декабре 2008 г. она составила 12%.
CRN/RE: Какова ваша ассортиментная политика в отношении ИТ-продукции?
Э. Ф.: С самого начала было решено предлагать покупателям только проверенные, качественные продукты надежных поставщиков. Ставка была сделана на средний и высокий сегменты. Поначалу было довольно сложно конкурировать с компьютерной розницей — в те годы покупатели больше доверяли специалистам. Но со временем компьютеры становились все более массовым продуктом, а уровень подготовки наших продавцов неуклонно возрастал, и сейчас мы сформировали свой круг покупателей, которые доверяют нам и ценят наше постоянство.
У нас представлены практически все группы ИТ-продукции, за исключением серверов.
Квартальный отчет
В I квартале 2009 г. розничные продажи «М.Видео» составили 23 134 млн. руб. (с НДС), показав рост на 28% в рублевом выражении в сравнении с I кварталом 2008 г. Продажи сопоставимых (показатель like-for-like, LfL, сопоставимая выручка без учета доходов от магазинов, работающих менее года) магазинов в I квартале 2009 г. выросли на 7,3% в рублевом выражении.
В I квартале 2009 г. компания открыла 4 новых гипермаркета. На 31 марта 2009 г. общее число магазинов «М.Видео» составило 161 в 67 городах. Общая площадь увеличилась на 2,7%, до 428 тыс. м2, в сравнении с 2008 г.
В I квартале 2009 г. в гипермаркетах сети «М.Видео» продано 77 076 ноутбуков, больше на 78% по сравнению с I кварталом 2008 г. (43 191). Доля продаж нетбуков в общих продажах ноутбуков составила 20%.
Согласно отчету компании GFK, в I квартале 2009 г. «М.Видео» увеличила свою долю на рынке ноутбуков до 14,3% (в 2008 г. — 8,1%). Рост LFL (продажи сопоставимых магазинов) в I квартале 2009 г. составил 40%. В обороте компании за I квартал 2009 г. доля ноутбуков составила 8,8%. Лидерами продаж стали устройства Acer, Samsung и HP.
CRN/RE: Как бы вы охарактеризовали форматы магазинов сети? На какие группы населения вы ориентируетесь, кого вы считаете «своим» покупателем?
Э. Ф.: Наиболее подходящий термин для нашего формата — гипермаркеты электроники. Это примерно 2,5 тыс. м2, где продаются потребительская электроника, медианосители и аксессуары. Мы не дискаунтер в прямом смысле этого слова, у нас широко представлен верхний сегмент товаров, но при этом можно найти спецпредложения на любые деньги.
Наш покупатель — это достаточно зрелый человек, опытный потребитель, который не склонен гоняться по всему городу за сомнительным ценовым предложением.
CRN/RE: Насколько сильно отразился кризис на вашем бизнесе?
Э. Ф.: В начале 2009 г. кризис принес нам небывалый рост. Все годы существования компании мы оставались честными к клиентам, старались развивать дружеские, доверительные отношения. И имидж компании, который мы много лет нарабатывали, помог нам в тяжелое для рынка время. В январе-феврале люди тратили деньги, делая инвестиции. А инвестировать в то, чему доверяешь, вполне закономерно.
В I квартале заметнее всего выросли продажи телевизоров и ноутбуков. Видимо, именно эти товары люди склонны рассматривать как необходимые. То, что росли продажи ноутбуков, особенно радует, это говорит о том, что наши покупатели готовы вкладывать деньги в образование, инвестировать в свое будущее.
Во II квартале, как и ожидалось, произошло значительное падение продаж. Практически по всем группам продажи в деньгах примерно равны прошлогодним. Исключением стали ноутбуки, здесь сохраняется уверенный рост.
Просели те категории товаров, покупку которых можно отложить. Это сотовые телефоны, hi-fi, Car Audio. Результат вполне закономерен, проникновение сотовых телефонов и так близко к 100%, покупка нового аппарата часто являлась данью моде, а не необходимостью. Приобретение hi-fi тоже вряд ли можно назвать необходимым шагом, а Car Audio повторяет тренд автомобильного рынка.
CRN/RE: Как изменились ваши отношения, условия работы с вендорами?
Э. Ф.: Принципиально изменилась только одна вещь. Раньше мы все жили на растущем рынке и чувствовали себя весьма уверенно. Даже если какая-то рекламная акция не сработала, даже если этот конкретный товар «не пошел» — ничего страшного, через месяц продадим больше, и потери окупятся. Сейчас рост закончился. Когда он вернется — не очень понятно, совершенно точно лето будет «мертвым сезоном». А это значит, что права на ошибку нет ни у нас, ни у наших поставщиков. Вот именно это и определяет наши новые отношения. Мы стали более требовательными, уделяем больше внимания деталям.
Еще одно, скорее техническое, изменение — мы приняли решение полностью отказаться от закупок в иностранной валюте, и все наши поставщики должны поставлять нам товар только за рубли.
CRN/RE: Поставщики ИТ-продукции всегда жаловались на то, что крупный ретейл требует длинных товарных кредитов. Изменились ли сроки кредитования в связи с кризисом, и если да, то как: выросли, сократились?
Э. Ф.: В условиях дефицита наличных денег срок кредита становится одним из основных вопросов взаимодействия с любым поставщиком. Мы выбираем тех, кто в состоянии финансировать свой сток и при этом не жалуются. С другой стороны, никаких революционных изменений не произошло, об уменьшении срока кредитования речи нет, но и увеличение происходит постепенно.
CRN/RE: Отказались ли вы от сотрудничества с какими-то ИТ-вендорами, дистрибьюторами?
Э. Ф.: Сейчас ситуация скорее обратная. Мы расширяем портфель поставщиков, подписываем контракты с новыми дистрибьюторами и находим понимание у вендоров в вопросах, которые раньше долго не могли решить. Это вполне объяснимо, розничный рынок сжимается, количество надежных партнеров уменьшается. Для многих вендоров мы сейчас единственный клиент, о котором известно, что кредит он точно вернет. Соответственно у нас появляется больше пространства для маневра, и мы можем выбирать лучших партнеров и лучшие товары для наших клиентов.
CRN/RE: Какие антикризисные действия предпринимает ваша компания?
Э. Ф.: Мы предприняли ряд шагов по сокращению расходов. Это касается не только и не столько штатного расписания. В основном это поиск и устранение систематических потерь, связанных с тем, что некоторые процессы еще не оптимальны. Довольно много денег мы теряли на сервисных операциях, а товарный запас на фоне постоянного роста продаж был не самой критичной величиной.
CRN/RE: Какие способы стимулирования спроса на ИТ-продукцию в рознице сейчас реально работают? Многие говорят — «ничто, кроме снижения цен». А как у вас?
Э. Ф.: Снижение цен — метод, конечно, самый эффективный, но это не открытие кризисного времени, так было всегда. Наш рынок существует во многом потому, что скорость обновления продуктов очень велика. Покупатели привыкли искать новинки, и эта привычка жива, несмотря ни на что. К примеру, первый ноутбук с технологией WiMAX продавался отлично. Этот ноутбук был нашим эксклюзивом первые три недели, поэтому мы почувствовали спрос очень хорошо.
CRN/RE: Ваши прогнозы на этот год относительно изменения ИТ-рынка вообще и ИТ-ретейла в частности?
Э. Ф.: Мы много обсуждаем этот вопрос внутри компании и с нашими коллегами. Если посмотреть глобально, то видно, что в каждом из сегментов количество игроков уменьшится. Рынок консолидируется. Станет меньше сборщиков ПК, меньше дистрибьюторских компаний, меньше перекупщиков и розничных магазинов всех форматов. Процесс изменений начался еще в конце лета, и его следы, судя по данным аналитических агентств, видны уже совершенно явно. Уменьшается количество маленьких компьютерных магазинчиков. Многие специализированные компьютерные сети сейчас находятся в очень тяжелой ситуации либо уже закрылись.
Еще одно значительное изменение на рынке касается поведения покупателей. Люди начинают экономить и обращают на цену гораздо больше внимания, чем раньше. Мы же являемся крупнейшим игроком на рынке ноутбуков, по итогам 2009 г. надеемся, пусть и с минимальным отрывом, занять первое место по продажам. Соответственно у нас есть уникальная возможность получить спецпредложение от вендора, привлечь покупателя в свой магазин и качественно его обслужить.
Наш формат гипермаркетов электроники по определению обладает гораздо большей способностью генерировать трафик, а сейчас очень тяжело привлечь покупателей в магазин.
Все это вселяет в нас уверенность в том, что даже на падающем рынке, а по нашим оценкам, рынок ноутбуков с 3,5 млн. штук в 2008 г. сократится до 2,7 в этом году, мы сможем увеличить свои продажи. Мы рассчитываем вырасти примерно на 50% по отношению к 2008 г., и результаты I квартала показывают, что план этот выполним.
CRN/RE: Расскажите о стратегии развития компьютерного направления и планах на 2009 г. От чего пришлось отказаться в связи с кризисом, что пришлось отложить?
Э. Ф.: Основой нашей стратегии в 2009 г. является сохранение прежней. Легкая доля консерватизма полезна даже на бурном компьютерном рынке :). Мы будем все так же тщательно подходить к выбору модельного ряда. Будем поддерживать имидж компании, ориентированной на инновации.
Мы планируем развиваться, развивать услуги, становиться еще более дружелюбными к клиентам. В наших магазинах можно будет получить полный спектр услуг. Если, к примеру, вы покупаете ноутбук, то сможете сразу же подключить его к Интернету с использованием 3G модема, WiMAX или же наземной связи. Наши специалисты смогут настроить ноутбук, защитить его от вирусов или хакерских атак.
Мы готовим нашим клиентам крайне привлекательные спецпредложения к высокому сезону. Никакие проекты не откладываются, скорее наоборот, кризис заставляет нас быть более мобильными, реализовывать свои идеи как можно скорее.
* По данным GFK, приведенным компанией «М.Видео».