В первой половине июня редакция CRN/RE провела оперативный телефонный опрос компаний, работающих на российском рынке мониторов. Вопросы касались как популярности и прибыльности моделей различных марок, так и общей ситуации на рынке, а респонденты представляли все звенья классической цепочки изготовитель-дистрибьютор-реселлер. Ответы предоставили ведущие поставщики мониторов, которые были реально доступны в начале июля: Acer, Daewoo, LG, Philips, Samsung и Sony, а также ряд дистрибьюторских и реселлерских компаний, работающих на московском и региональных рынках. Результатом обзора стал своеобразный «фотографический снимок». К сожалению, отсутствие опыта проведения оперативных опросов, как у редакции, так и у многих респондентов, период отпусков и сжатые сроки отразились на полноте и точности картины, поскольку выводы строились на оценках тех компаний, которые смогли достаточно быстро дать информацию и ответить на вопросы. Редакция благодарит всех, кто работал с нами и рассчитывает на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество при проведении блиц-опросов по другим секторам рынка.
Руководитель службы новостей CRN/RE Михаил Козлов
Большинство ответивших (как поставщиков, так и торговцев) сошлись на том, что сейчас наибольшим спросом на рынке пользуются 14- и 15-дюйм мониторы. По различным оценкам на их долю приходится от 80 до 70% рынка.
Наиболее популярной маркой многие реселлеры называли ViewSonic (Р655 и Е655), хотя менеджер по продажам компании «Сибирские компьютерные технологии» (Новосибирск) Александр Конышев отметил, что покупатели его компании практически не спрашивают мониторы этого поставщика. По его мнению, еще не забыты проблемы с качеством, которые были у ViewSonic года полтора назад. Среди 14-дюйм мониторов наиболее популярна продукция корейских производителей Daewoo, LG и Samsung.
Оставаясь наиболее массовым, рынок 14- и 15-дюйм мониторов, особенно моделей начального уровня быстро теряет свою привлекательность. Его доходность составляет в лучшем случае 1-2%, а иногда и меньше. Тем не менее на 15-дюйм мониторах среднего и высшего класса по-прежнему можно зарабатывать неплохие деньги, и они вносят основной вклад в прибыль многих компаний.
Менеджер по продажам московского представительства Daewoo Андрей Воробьев считает, что сейчас очень трудно говорить о какой-либо перспективности рынка 14-дюйм. Хотя какая-то ниша останется, торговать ими почти невыгодно. «Тем не менее и Samsung, и ее дилеры считают 14-дюйм модель SyncMaster 400b наиболее продаваемой. Ее продают даже больше чем 15-дюйм мониторов», - отметил Андрей Воробьев. Это высказывание подтвердил Петр Шмуклер, начальник отдела закупок компании «Инел» (Москва), в ассортименте которой более 10 различных марок. Он назвал SyncMaster 400b самой популярной моделью в своем классе.
Большинство предсказывает падение цен. Вероятно, в скором будущем станет вполне обычной цена 150 долл. за 15-дюйм монитор известной корейской марки. По мнению Андрея Воробьева, к концу года на долю 15-дюйм моделей будет приходиться не более 20% продаж, примерно 20% будет составлять доля 17-дюйм и мониторов с большей диагональю. Остальное займут 15-дюйм мониторы. Впрочем, информация, предоставленная концерном «Белый ветер-ДВМ» (компания торгует продукцией ViewSonic/Optiquest, Philips, Sony, Panasonic, Hitachi, NEC), показывает, что уже сейчас этот прогноз фактически сбылся.
Специалисты этой компании ожидают дальнейшего увеличения доли 17-дюйм мониторов и сокращения доли 14-дюйм при относительном сохранении доли 15-дюйм. Расширение доли 17-дюйм будет происходить за счет увеличения продаж моделей графической серии (ViewSonic G771 и ViewSonic G773 SuperClear), особенно модели с укороченной трубкой с углом развертки 100 0 - ViewSonic GS771.
Представители поставщиков и канала сбыта оказались единодушны во мнении, что наибольший вклад в прибыль вносят (или начнут вносить в ближайшем будущем) 17-дюйм мониторы. Основная причина - пока еще сравнительно высокая маржа и стремительное падение цен, положительно сказывающееся на увеличении популярности «семнашек».
Такое изменение конъюнктуры заставит традиционных поставщиков мониторов начального уровня (это марки Daewoo, LG, Bridge, OptiQuest и др.) искать пути проникновения на пока более прибыльный рынок 17-дюйм, параллельно избавляясь от запасов 15-дюйм моделей. Тем не менее в краткосрочной перспективе у них еще есть некоторые возможности по увеличению продаж: по мнению Андрея Воробьева, как только деньги достигнут региональных бюджетов, спрос на 14-дюйм мониторы вырастет. Однако это случится, если разница с 15-дюйм будет ощутимой (хотя бы 20-30 долл., а не 10).
С таким прогнозом солидарны почти все опрошенные. «Осенью «семнашки» начнут вытеснять «пятнашки» - это даже не нуждается в доказательствах. Будет то же самое, что было в прошлом году, когда объем продаж 15-дюйм мониторов превысил объем продаж 14-дюйм. Произойдет это из-за снижения цен: можно ожидать, что осенью розничная цена на 17-дюйм мониторы снизится до 300 долл.», - считает Петр Шмуклер. Коммерческий директор «Компьютерных систем» (Краснодар) Александр Белявцев (его фирма торгует примерно 5 марками): «В обозримом будущем рынок 14-дюйм мониторов будет сокращаться, их место займут 15-дюйм, а доля 17-дюйм вырастет». Представители фирм-поставщиков также единодушно предрекают окончательный закат рынка 14-дюйм мониторов. Например, сотрудник отдела продаж российского представительства Philips Сергей Никифоров сообщил, что, по прогнозам его компании, в ближайший год 15-дюйм мониторы останутся наиболее популярными на российском рынке, и их доля увеличится за счет ухода с рынка 14-дюйм мониторов. Доля 17-дюйм мониторов также увеличится. Ведущий менеджер отдела продаж этой компании Антон Щербаков дополнил, что осенью, возможно, мониторов с диагональю 17 дюймов будет продаваться немногим меньше чем 15-дюйм. Среди других вероятных изменений на рынке в ближайший год он отметил исчезновение некоторых производителей из Юго-Восточной Азии, работающих в секторе low-end. Им будет выгоднее перейти к изготовлению другой не менее массовой продукции, приносящей большую прибыль.
Однако не все согласны с тем, что осенью продолжится падение цен. Начальник отдела продаж московской фирмы «Вайден» (авторизованный партнер ViewSonic и NEC) Людмила Очиченкова полагает, что если покупать мониторы, то лучше покупать их сейчас, осенью будет дороже. «Уже сейчас наблюдается уменьшение складских запасов и заказов дистрибьюторов, а это значит, что уже осенью обнаружится дефицит, следовательно, что снижение цен будет нелогично. Даже если производители снизят цены, продавцы вряд ли», - объясняет она.
Пока изготовители готовятся к увеличению поставок 17-дюйм мониторов и сокращению производства моделей с меньшей диагональю, российские компании больше озабочены проблемами собственного выживания. Полоса правительственных и банковских кризисов привела к существенному падению продаж. Хотя большинство опрошенных не согласились с приведенными Андреем Воробьевым цифрами, по их оценкам, оборот по мониторам упал на 30-50% по сравнению с началом года.
Все признают, что дело не в снижении спроса: « в прошлом году такого падения не было, оно не сезонное, а связано с экономической ситуацией в стране» (Людмила Очиченкова, «Вайден»); практически то же самое сказал и сотрудник оптового отдела «Партии» (модели Philips и Sony) Григорий Ткаченко. Поэтому реселлеры ожидают осеннего всплеска, возможно даже более сильного, чем обычно за счет отложенного летнего спроса. «Объем продаж упал довольно сильно и по сравнению с прошлым годом, и по сравнению с началом этого, при том, что объем компьютерного рынка продолжает расти. Но это - отложенный спрос, - уверен Петр Шмуклер. - И если не случится ничего непредвиденного, можно ожидать, что он отодвинется на осень.» Слова Людмилы Очиченковой полностью подтверждают мнение коллеги из «Инел»: «Спрос не упал, наоборот, он очень высокий. Все дело в количестве денег - остановились финансовые потоки». Возможно, именно поэтому «Вайден» рассчитывает на стабильность цен осенью.
Реселлерам остается ждать осени, сокращать накладные расходы и молить бога, чтобы до конца года обошлось без потрясений.