«Для нас слияние - это химическая реакция. И мы надеемся на переход в новое качество»
Господа сопрезиденты

«Белый ветер»: судьба

«Белый ветер» вырос до концерна из созданной в 1992 г. для работы в области портативных компьютеров специализированной фирмы. Ее основатели немного поспешили - пика популярности эта техника достигла годом позже, поэтому поначалу было непросто. Будущий президент компании - нынешний сопрезидент концерна - Юрий Дубовицкий в то время работал в Корпорации международных проектов, которая и приобрела «Белый ветер». Компания начала разворачиваться и со временем становится первой по ряду позиций. Юрий Дубовицкий называет следующие: розничные продажи, работа с портативными компьютерами, компьютерные супермаркеты в столице и магазины вне пределов Москвы, продажи по заказам, дисконтные и бонусные карты.

О происхождении названия он говорит образно: «Оно из древних индийских легенд, финского эпоса... Белая техника - желтая техника, белый бизнес - правильный бизнес... Второе слово - «ветер» - придает динамику. И потом - два слова, каждое из двух слогов - все соответствует правилам создания запоминающихся названий. Очень высокая узнаваемость».

Вспоминается и еще одна история, о другой фирме с тем же названием, и связанный с ней судебный процесс. Дубовицкий вспоминает: «Появилась группа людей со своеобразным бизнесом, который включал, в частности, и сбор денег с населения под некие проекты. Они зарегистрировали ТОО, а у нас было АО. Какое-то время это ТОО даже имитировало торговлю портативными компьютерами, но главной их задачей было собрать деньги, для этого они даже проводили рекламную кампанию. Но рухнула МММ, а через некоторое время по законам жанра исчезло и ТОО. Целый год мы отстаивали право на собственное название в арбитражных судах. Шел 1993 г., и это было первое подобное дело. Процесс мы выиграли и прошли хорошую школу легального решения вопросов. Все это укрепило нашу репутацию серьезной компании, а кроме того, сделало название известным».

Политика «Белого ветра» менялась не раз. Первый поворот - от специализированной компьютерной фирмы к розничной торговле. Магазин на Никольской улице появился в 1994 г. Историю создания магазина Юрий Дубовицкий описывает лаконично: «Мы размышляли так... Пусть рынок у нас в 40 раз меньше, чем в Америке, но он есть, а страна-то большая, а магазинов компьютерной техники почему-то нет. Ведь видишь в Европе и Америке эти магазины, изучаешь, как они работают, понимаешь, как это красиво...»

«В то время, когда открывали магазин, он был куда масштабнее, чем сейчас», - рассказывают старожилы. Его даже называли магазин-музей. В нем должно было быть все - от ковриков для мышек до серверов.

Одним словом - компьютерный супермаркет.

Все прекрасно помнят и шумные церемонии открытия недель техники различных компаний, регулярно проходившие на Никольской, и необычную витрину с инсталляцией тогда еще малоизвестного художника, работающего в манере «наивного постмодерна», Андрея Бартенева - ныне весьма известного в клубных кругах.

По мнению специалистов, создание магазина в большей степени принесло эстетическое удовольствие, чем практическую выгоду. Первый год в него просто вкладывали деньги, но твердо понимали, что торят дорогу.

В 1993–1994 гг. темпы роста розничного рынка опережали темпы роста конкуренции. Но слой потребителей был невелик. Юрий Дубовицкий полагает, что большое значение имел успех программы Rover Book (1995 г.). Появились портативные компьютеры производства ДВМ. «Мы даже не ожидали, что этот бизнес может быть настолько масштабен и интересен», - вспоминают сотрудники компании.

Небольшие изменения в концепцию торговли вносились довольно часто, но вторым кардинальным поворотом стало объединение с ДВМ.

Доля Rover Book в общем обороте продаж компании « Белый ветер» составляет около 10%.

ДВМ: этимология

С названием «ДВМ» разобраться не так сложно, как с «Белым ветром». Расшифровывается аббревиатура неcколько неожиданно - в стиле советского ретро: «Дальний Восток - Москва». Фирма с таким названием появилась на свет в 1991 г. и занималась поставками в этот регион, обслуживая хабаровские структуры в Москве. Как сказал Шуняев : «Все выросло из некоего куста людей, которые закончили МГУ».

Во времена, когда началась компьютеризация «всего, чего только можно», в ДВМ занимались и поставками компьютерной техники. Это направление переросло в компанию «ДВМ-Сервис», которая отправляла компьютеры в Хабаровск. У ДВМ и сейчас большой хабаровский филиал, два магазина.

Сегодня с аббревиатурой ДВМ связано довольно много предприятий. Есть подразделение, которое занимается бытовой техникой, «ДВМ-Транс» - перевозками, «ДВМ-Тур» - туризмом. (В справочнике «Кто есть кто на компьютерном рынке России» значится даже «ДВМ-ГУМ» с адресом: Красная пл., д.3.) Возникла идея все это объединить в «ДВМ-Групп». Главными стали направления - «ДВМ-Компьютер», ведущее производство настольных и портативных ПК, и «ДВМ-Системы» - дистрибьютор. Многие думали, что вокруг объединятся «остальные ДВМ». Но этого не случилось, и до сих пор все они живут обособленно.

Сергея Шуняева пригласили в конце 1993 г. как профессионального менеджера, и со временем он стал настоящим лидером.

А до того Сергей работал программистом в Институте космических исследований АН СССР, писал программы, связанные с рентгеновскими изображениями и т.д. Однажды венгерские партнеры пригласили советских специалистов «развивать программно-аппаратные комплексы», над которыми работали совместно с ИКИ, и Сергей Шуняев с Андреем Халтуриным, который возглавляет сейчас в концерне производство, отправились в Венгрию.

«Когда я пришел в ДВМ, это была небольшая компьютерная фирма по торговле различной техникой, в основном ПК, были контакты с HP, Epson. Постепенно мы сменили имидж, портативные компьютеры - наша удача», - говорит Сергей Шуняев.

Работая в Венгрии, Сергей Шуняев занимался европейским компьютерным рынком, налаживая мост между Тайванем и европейскими потребителями. И когда три года назад он начал проект Rover Book, опыт общения с тайваньскими специалистами оказался весьма кстати.

«Мы пытались организовать производство ПК в России. Но в то время цена, а не качество ставилась на первое место, и проект не удался. А в отношении портативных компьютеров все вышло наоборот. Рынки ПК и портативных компьютеров - совершенно разные. Мы играли ценой, опуская и поднимая ее. И поняли, что портативные компьютеры куда менее чувствительны к цене», - вспоминает Сергей Шуняев.

Одной из основных составляющих успеха стало сотрудничество с тайваньскими производителями: ДВМ до сих пор успешно работает с Alpha Top (часть GVC). Но тогда их было немного, выбирали из одной-двух фирм, поскольку «ноутбучный» Тайвань еще не сформировался. Сейчас подобных фирм стало много, акции даже начинающих производителей портативных компьютеров на бирже сразу же растут в цене.

Тайваньские производители комплектующих, по мнению специалистов ДВМ, делятся на два типа. Производители, которые получили заказы от крупных компаний и твердо держащиеся за установленные цены, и фирмы, которые заказы потеряли. С ними и имеет смысл говорить, они дают лучшие цены. Шуняев так оценивает ситуацию: «Судя по тем цифрам, которые публикуют тайваньцы, объемы производства ДВМ не должны их сильно волновать. Но это не совсем так. Я подозреваю, что цифры «натянуты», и они выдают желаемое за действительное. Это помогает им в игре на бирже, но сильно мешает в оценке рынка».

Концерн «Белый ветер - ДВМ» открыл тайваньский офис - отслеживать технологические изменения и качество, контролировать организацию платежей, все это, с точки зрения Сергея Шуняева, лучше осуществлять прямо на месте, так как модели меняются каждые три месяца. Борьба с китайцами за цены идет постоянно. На открытии тайваньского офиса тамошний директор учредил два приза - лучшему производителю мониторов и лучшему производителю портативных компьютеров. И один из призов завоевал самый старый партнер - компания Alpha Top.

Производство

Люди, которые пришли в ДВМ с началом выпуска портативных компьютеров, обладали и опытом, и пониманием производства. Среди них были и специалисты, оставшиеся без работы после закрытия «Белого ветра-2» (это тот «Ветер», что собирал деньги населения). Одного из них - Вадима Черкасова - Сергей Шуняев считает «очень правильным» человеком, хорошо понимающим рынок портативных компьютеров в России.

Сергей Шуняев полагает, что, хотя научный потенциал России велик, найти хорошего разработчика не так-то легко. «Разработчик - это не просто знания, - говорит он, - а прежде всего умение достичь с их помощью конкретного результата, а такое встречается редко».

Сотрудники «Белого ветра» и ДВМ - в основном люди с высшим техническим образованием. «Дизайнерская команда», работающая над портативными компьютерами ДВМ, - целиком из Института космических исследований. Эта группа будет расширяться, хотя костяк останется прежним.

В свое время производство ПК в ДВМ было заморожено, нынче же его решено возродить, уделяя максимальное внимание качеству. Сергей Шуняев заметил, что решение было принято еще до объединения, но в то же время подчеркнул, что в этом году ставится задача заложить основу на будущее, а не стать лидерами в производстве ПК. Сейчас на сборочной линии концерна «Белый ветер - ДВМ», кстати, такой же, как на заводе «Квант», работают около 100 человек.

Формируется и еще одно направление, которое будет развиваться, - карманные компьютеры. С июля начнутся поставки собственных мини-ноутбуков «Белый ветер - ДВМ» (по словам Шуняева, техника на уровне «Либретто»), а к осени - palmtop-компьютеров типа «Кассиопея», Psion. Этот бизнес считается перспективным. Компания собирается выпустить карманные компьютеры для дам - «элегантные, которые приятно положить в сумочку».

Строиться они будут на основе импортных комплектующих, поскольку любые отечественные проекты, связанные с производством и дизайном, возможны только при активной поддержке правительства, полагает Сергей Шуняев.

Юрий Дубовицкий считает так: «На сегодня матрицы для экранов портативных компьютеров в мире производят пять фирм. Это самое узкое звено в этом направлении, и Toshiba, например, определяет производительность в области портативных машин количеством произведенных матриц. В России есть два предприятия (на Волге и под Москвой), которые проводили серьезные разработки в этой области. Они, конечно же, были связаны с авиацией и космосом, и перейти к «бытовой» направленности для них - практически невозможно. Прогресс в этой области во всем мире настолько велик, что нашим инженерам никак не поспеть. Последние модели компьютеров Rover Book имеют экран 15,1 дюйма. У российских матриц размеры слишком малы».

Любая попытка производить в России порождает замкнутый круг. Если выпускать мало, - мониторы, скажем, - они слишком дорого обходятся. Чтобы производить много и конкурировать, необходима хорошо раскрученная торговая марка.

Торговля

Сергей Шуняев говорит, что любой российский производитель компьютеров должен быть ориентирован на розницу и другого быть не может. Так было и с Rover Book.

Его впервые представили в магазине «Белый ветер» сознательно, необходимо было, чтобы эта модель продавалась в самом престижном салоне, хотя у ДВМ была и своя розничная торговля.

По словам Сергея Шуняева, компании в какой-то мере повезло: успели встать на ноги до того, как крупные фирмы широко вышли на российский рынок портативных компьютеров.

Стоит отметить и еще один момент - торговлю комплектующими. Большинство фирм, занятых в массовом производстве, занимаются этим видом бизнеса. Успешно развивается он и в ДВМ. Его можно считать побочным эффектом массового производства - чтобы покупать подешевле, приходится покупать побольше, это неизбежный процесс, он идет во всем мире.

Шуняев подчеркивает: «Мы никогда не ставили задачи стать дистрибьюторской фирмой, как, например, «Дилайн» или RSI. Тем не менее дистрибуция по объему, в зависимости от месяца, иногда в два - три раза превосходит производство. В дальнейшем будут развиваться все три направления: производство (портативной техники и ПК), розничная торговля и дистрибуция. Однако основное внимание мы будем уделять производству».

Процесс пошел

Шуняев: «Эти разговоры велись давно, я помню нашу первую беседу на дейторовской «тусовке», потом - в Лас-Вегасе. Идея-то витала в воздухе. Мы понимали, что конкуренция на рынке усиливается, и чем крупнее компания, тем легче ей выжить, больше возможностей для развития».

Дубовицкий: «Я бы сказал, что в существующих условиях мы заняли довольно крепкие позиции. Чтобы использовать все наши возможности, нужен другой масштаб задач.

Концерн, объединяющий производство, дистрибуцию, розницу и многие другие направления, - это испытательный полигон и для Шуняева, и для Дубовицкого, и для людей, которые здесь работают».

Шуняев: «Можно было бы продолжать развитие собственной розничной сети, но ДВМ, к сожалению, очень поздно начала здесь работу. И ДВМ, и R&K пришли позже, но многого достигли. Хотелось бы большего, но это последняя возможность, и через некоторое время на этом рынке просто не останется места. Собственная розница - большая поддержка».

Дубовицкий: «Слияние наших компаний - это слияние различных корпоративных культур, менталитетов, подходов к бизнесу, которое позволит переосмыслить какие-то процессы, найти неординарные решения.

Объединение - это вообще «естественная суть» капиталистической организации труда. Причем процесс сейчас идет очень бурно - мы часто слышим об объединениях американских или японских банков, или - «Мерседес» и «Крайслер». Есть целые компании, которые специализируются на слияниях. Западные фирмы часто делают это для захвата чего-то. В нашей стране, где бизнес еще молод, слияние с ними опасно - мы можем погибнуть как российская компания. Объединение «Белый ветер - ДВМ» - в какой-то мере, защитная реакция.

Процессы слияния в мировой экономике естественны, но Россия - страна с неестественной экономикой. Здесь мы прошли путь «из грязи в князи». Каждый создавал для себя какую-то фирму и считал - «мое, не отдам никому», поэтому объединение вызывает сильную психологическую реакцию отторжения. У нас ведь часто конкуренция происходит на уровне личностей. Надо бы слиться и поглотить рынок, но продолжают бороться. Вся жизнь в борьбе - это наш менталитет».

Шуняев: «Есть большая доля вероятности, что если многие западные компании типа СНS пойдут в поход на Россию, то они начнут с покупки российских компаний. Конкретные люди в них не пострадают, зато бизнес российский исчезнет. «Белый ветер» и ДВМ объединили то, что «съесть» западным фирмам просто невозможно: российскую сборку и российскую розницу. А дистрибьюторы совершенно беззащитны. На рынке портативных компьютеров вообще не может быть дистрибуции, только прямые продажи».

Дубовицкий: «Но при слиянии, конечно же, понимаешь, что раньше ты был хозяином дела, а теперь тебе придется с кем-то все обсуждать и жить в состоянии компромисса».

Согласовывать свои действия довольно сложно, тем более, что Шуняев и Дубовицкий - люди разные, а это очень заметно. Дубовицкий говорит по этому поводу: «противоположности сходятся», а Шуняев считает, что они имеют большой опыт сотрудничества, и он не видит проблем в общении с Юрием Аркадьевичем. Но осторожно замечает, что «за это время произошли изменения в нашем мировоззрении относительно друг друга и направлений, которые мы ведем. Конечно, определенные локальные трудности возникали, но положительный вектор объединения берет верх».

Несмотря на то что прошло уже пять месяцев, все это время, по словам руководства, шла инвентаризация, оценка и определение того, «что мы имеем вместе», - т. е. оценка совместного потенциала.

Они дополняют друг друга, и это может создать необходимые условия для химической реакции, в результате которой появится нечто новое.

Мы идем другим путем

На вопрос о том, для чего, а может быть, и «против кого», против какой модели бизнеса объединились, отвечали по-разному. Сопрезиденты поначалу утверждали, что «меньше всего думали о конкуренции», поскольку, с их точки зрения, такого проекта, как у ДВМ, еще никто не создал и такого розничного рынка, как у «Белого ветра», не было ни у кого, хотя сразу же на ум приходят «Партия» и «Компьюлинк».

Про «Партию» заметили: «Это лучшая торговая компания страны, но она не в нашем бизнесе». «Компьюлинк» тоже не считают конкурентом, так как круг ее интересов, на их взгляд, слишком широк - «занимаясь всем, они вряд ли достигнут в чем-то первенства».

Тем не менее Сергей Шуняев все же назвал модель бизнеса - это модель, которой придерживается компания «Дилайн». Поскольку она, на его взгляд, предполагает даже не нишу, а некую позицию - «мы правильные дистрибьюторы, мы занимаемся только этим». С точки же зрения Шуняева, российский рынок нельзя мерить мерками западного, по крайней мере, сегодня. Нужно постоянно изменяться, подстраиваться. Правда, можно предположить, что и «правильные» компании во многом подстраиваются под наш рынок.

Шуняев говорит: «Это не значит, что «Дилайн», с нашей точки зрения, неправильно действует. Просто мы идем другим путем. Мне кажется, что западные концерны строятся на основании первенства структуры над личностью, там она более принижена, чем у нас. Наш концерн опирается на личности. У нас все топ-менеджеры могли бы самостоятельно вести дело».

Двое на качелях

Есть две вселенные - вселенная Шуняев и вселенная Дубовицкий.

Дубовицкий:

«Хобби у меня всегда одно - стремлюсь побольше узнать. Из-за этого хобби страдаю всю жизнь, хочется все посмотреть, все попробовать: собирал марки, увлекался спортом, радиолюбительством, 12 лет занимался в театральной студии (Гамлета не играл).

Я в жизни сменил 20 профессий - и наукой занимался, и издательским бизнесом, и торговлей продуктами, и шоу-бизнесом.

В смысле средств передвижения я неприхотлив (БМВ). Теплых стран не люблю. Особых пристрастий в еде не имею, но для утоления жажды знаний могу попробовать и медузу.

Что на мне надето? Это же спецодежда. Сейчас у меня увлечение спецодеждой от Армани... Я даже какое-то время пытался культивировать общефирменный стиль, советовал, какой фасон юбок носить сотрудницам нашего офиса. Хочешь или не хочешь, приходится думать и об этой стороне бизнеса.

Читать люблю все, кроме фантастики и детективов. В свое время увлекался диссидентской литературой.»

«Я абсолютный оптимист и всю жизнь страдаю от этого».

Шуняев:

«Увлечения? Хобби? Не знаю даже, раньше был программистом и все. Впрочем, всегда любил мотоциклы, катера, снегоходы - в общем, «технику с мотором» - и всегда хотел заниматься бизнесом, связанным с этими машинами».

И все-таки воплотил свою мечту в жизнь - открыл магазин, торгующий мотоциклами, и «работает» со своей заветной маркой - «Харлей-Дэвидсон», хотя ездит на «Ягуаре».

Пристрастия в области литературы разнообразны: «Читаю самые разные книги, от философских трудов до «Звездных войн». А вот детективы не люблю».

Предпочитает отдыхать в теплых краях.

«Согласен на любую кухню. Люблю, скажем, японскую, но не больше двух раз в неделю. Китайскую - предпочитаю в Китае... Когда приезжают иностранные партнеры, приходится переключаться на русскую».

«Стараюсь быть пессимистом, потому что оптимистом быть опасно».