Голос, передаваемый по стандартным (IP, Ethernet, ATM, Frame Relay) или фирменным транспортным протоколам, проник буквально во все уголки выставки Networld+Interop, проводившейся в мае в Лас-Вегасе.
Руководители компаний, специализирующихся на передаче данных, подробно обсуждали свой подход к этому объединенному рынку. Поставщики традиционного телекоммуникационного оборудования объясняли, каким образом их службы перейдут со временем на технологии передачи голоса по протоколу IP. Взаимопроникновение технологий также означает, что поставщики Интернет-услуг станут конкурентами телефонных компаний в таком традиционно принадлежащем последним секторе рынка, как передача факсов, сказал Джон Сигмор, главный управляющий фирмы Uunet Technologies.
Действительно, к 2003 г. более 90% пропускной способности всех имеющихся в мире каналов связи будет использоваться Интернетом; спустя еще год почти 100% их пропускной способности будет выделено для сетей IP, говорит Сигмор. «Старый порядок в мире телекоммуникаций рушится», - считает он.
Когда это случится, объединенная технология, несомненно, будет представлять собой огромный рынок.
Однако аналитики и даже поставщики указывают, что инфраструктура не будет готова по крайней мере в течение еще одного года. Тем не менее они считают, что VAR’ам пора готовиться.
«Для канала важно уяснить, что передача голоса - это новая технология, которую им предстоит продавать традиционным клиентам», - говорит Майк Волпи, вице-президент компании Cisco Systems по развитию бизнеса. Он заявил, что интеграция голоса и данных в сетях IP - главная задача Cisco.
В подтверждение этого компания приобрела фирму Quality of Service (QoS), с помощью которой надеется решить задачу интеграции голоса, видео и других данных при передаче в сети IP. Cisco заплатила также 50 млн. долл. акциями, чтобы приобрести компанию Class Data Systems, имеющую офисы в Израиле и Калифорнии.
Class Data разрабатывает ПО, назначающее приоритеты различным видам потоков данных, в том числе предназначенных для конкретной программы, пользователя, устройства и даже относящихся к определенному времени суток.
Первоначально компания Cisco будет использовать ПО фирмы Class Data в своих межсетевых устройствах для оценки приоритетов потоков данных, предназначенных для критически важных приложений, сказал Яшри Юллал, вице-президент по маркетингу корпоративных сетевых продуктов Cisco. Впоследствии компания планирует использовать это ПО для приложений, содержащих видео и речевую информацию.
Такое ПО считается критически важным для передачи голоса и данных по сетям, поскольку гарантирует то качество звучания, которое пользователи ожидают от телефонных компаний.
Cisco не одинока в своих усилиях. В программной речи президент и главный управляющий 3Com Эрик Бенхаму рассказал, каким образом его фирма планирует продавать сетевое оборудование на мировом рынке речевых коммуникационных средств, объем которого составляет 1 трлн. долл.
В качестве примера взаимопроникновения технологий Бенхаму привел программу электронной почты, пользователь которой для отправки сообщения, содержащего голосовые и видеоданные, просто «щелкает» по пиктограмме на «рабочем столе».
«Работа в сети становится значительно более плодотворной, если вместо простых данных пользоваться объединенной информацией», - сказал Бенхаму.
Во многих случаях появление специализированных сетей с собственной, «построенной на заказ» инфраструктурой, по-видимому, будет вызвано их способностью справляться с задачами лучше, чем системы на платформе Wintel, считает Бенхаму. Он заявил: «Попытка принудительной унификации платформ приведет к росту затрат на эксплуатацию оборудования. ... Один размер не подходит для всех».
Фирма Cabletron Systems представила набор сменных модулей для своих маршрутизаторов/коммутаторов SmartSwitch 9000, 6000, 2000 и 1800, служащих шлюзами для пакетирования и пересылки голосовых данных, подобно тому как это делается в сети Ethernet. Эти устройства выпускаются совместно с компанией NetPhone.
Технология передачи голосовых данных по сетям IP/Ethernet - решение на долгосрочную перспективу, а в ближайшее время удобнее может оказаться метод передачи голоса через сеть Frame Relay, считают представители компании.
Участвовавшие в выставке разработчики уделили также внимание применению сетей ATM для передачи речевой информации.
Фирма Sphere Communications представила телефонную станцию Sphericall ATM PBX 2.0, которая обеспечивает передачу голоса, данных и видео по частной сети ATM или сети ATM, предоставляемой телекоммуникационной компанией. Для функционирования системы не требуется оснащать настольный ПК адаптером ATM.
Аппаратные средства выпускаются в изобилии для передачи речи по IP-сетям, но, по мнению аналитиков, ПО все же опережает развитие инфраструктуры. Широкое распространение голосовых технологий остается пока отдаленной перспективой.
«Думаю, мы все еще находимся на ранних стадиях развития; старые средства передачи голоса - нестандартные, но по-прежнему чрезвычайно надежны», - говорит Роберт Мирани, аналитик фирмы The Aberdeen Group.
«Но все же ситуация меняется. Пользователи заменяют специализированную голосовую аппаратуру устройствами, ориентированными на работу с данными и ПО», - добавил он.
Необходимо заглядывать далеко в будущее. Том Нолл, президент фирмы CIMI, считает, что в настоящее время вокруг речевых технологий много рекламной шумихи. «Для их внедрения потребуются годы», - сказал он. Одна из причин - капиталовложения в инфраструктуру. Поставщикам услуг необходимо использовать мощные коммутаторы для маршрутизации голоса и данных.
Lucent Technologies - одна из компаний, предлагающих такое оборудование. Фирма составила перспективный план предоставления голосовых услуг в IP-сетях и собирается организовать небольшую группу VAR’ов для продажи этих продуктов.
«Для наших каналов сбыта важно владеть голосовыми технологиями. ... Мы собираемся помочь им в этом», - говорит Сюзан Барбьер, директор Lucent по развитию рынка.
Фирма Lucent выпустила шлюз для Интернет-телефонии и сервер приложений для «смешанной среды». С помощью этих продуктов, но по-прежнему на базе традиционной учрежденческой АТС можно предоставлять такие услуги, как организация телефонных узлов и проведение конференций.