а последние несколько лет вследствие перепроизводства цены на плоские мониторы упали на 70%, - сказал старший аналитик компании ARS Мэтью Ред. - 15-дюйм ЖК-монитор, который стоил 3633 долл. в октябре 1997 г., в прошом году стоил уже только 1160 долл.».
Однако теперь тенденция изменилась. Спрос начал превышать предложение, и прогнозы в отношении цен стабильные и обнадеживающие. Почувствовав наличие дефицита, еще ряд поставщиков недавно объявили о своем выходе на арену плоских мониторов.
Компания Acer Display Technology, ведущая бизнес через тайваньскую компанию Acer Peripherals, объявила о выпуске во II квартале опытной партии ЖК-мониторов с активной матрицей. В декабре прошлого года первые серии плоских мониторов выпустила Optiquest. А американская компания-изготовитель мониторов Proview Technology - приступила в январе к расширению производства для того, чтобы начать сборку в США своих новых 15-дюйм плоских мониторов.
Изготовители, полагающиеся на тайваньских поставщиков ЖК-панелей, надеются на то, что увеличение мощностей улучшит ситуацию в отрасли.
«Мы не теряем надежды на то, что изготовители увеличат количество производственных линий и цены на стекло в IV квартале стабилизируются», - сказал вице-президент по маркетингу компании KDS USA Эрин Риппи. Компания выпускает сейчас два ЖК-монитора (14-дюйм VS-F14 и 15-дюйм VS-F15), однако прибыль рассчитывает получать в основном на ЭЛТ-мониторах.
Другие поставщики придерживаются той же стратегии, но компании с большими финансовыми возможностями, хотя и полагаются в основном на ЭЛТ-мониторы, стараются что-то сделать и на рынке ЖК-мониторов.
Так, компания NEC Technologies (NECT) выпускает около десятка моделей ЖК-дисплеев с размерами экранов от 14 до 20 дюймов. Однако доля ЭЛТ-мониторов в общем объеме выпускаемых ею мониторов составляет 80%.
«Уже сейчас мы предлагаем очень широкий ассортимент моделей, а в будущем планируем его еще больше расширить, - сказал управляющий по продукции отделения Personal Display Division компании NECT Крис Коннери. - Мы также начинаем заниматься смежными с ЖК-мониторами технологиями, в том числе сенсорными экранами».
ViewSonic предлагает примерно 20 моделей ЭЛТ-мониторов и 5 моделей ЖК-мониторов. Последней моделью компании стал цифровой 18-дюйм плоский монитор с разрешением 1280Ч1024 и 16,7 млн. оттенками цветов.
Компания Compaq Computer выпустила в конце февраля два новых ЖК-монитора. Менеджер по сбыту мониторов отделения Imaging Division Диана Бантон сообщила, что монитор TFT5000 с 15-дюйм экраном (пришедший на смену монитору TFT500), 18-дюйм монитор TFT8000 вместе с моделью TFT450 составят основу трех серий ЖК-мониторов Compaq.
Однако представители компаний и аналитики отмечают, что пока ЭЛТ-мониторы стоят значительно дешевле.
«Вы можете приобрести 15-дюйм ЭЛТ-монитор за 300 долл., а за 15-дюйм ЖК-монитор вам придется заплатить примерно 1000 долл., - заметил Майк Марусич, управляющий по маркетингу Panasonic Computer Peripherial. - Я не думаю, что кто-то делает на них большие деньги». По его словам, ЖК-мониторы приносят компании менее 10% дохода.
Пока плоские мониторы - это нишевый рынок, но перспективы его расширения многообещающи.
Эти устройства, обеспечивающие безбликовое изображение с высоким разрешением и отличающиеся пониженным тепловыделением и энергопотреблением, предоставляют VAR’ам большие возможности на многих вертикальных рынках, в том числе в области здравоохранения, медицинского страхования и финансов.
Диана Бантон из Compaq отметила, что особенно много клиентов реселлеры находят в больницах, где места обычно не хватает, электромагнитное излучение должно быть минимальным и приходится экономить электроэнергию.
Плоские мониторы также удобны для использования на биржевых площадках, в терминалах аэропортов и в торговых точках.
Плоские мониторы приобретаются и корпорациями, но в ограниченных количествах. Например, для главных управляющих и служащих тех юридических фирм, которые могут это себе позволить.
Интересно, что такие мониторы нашли гораздо большее применение в японских компаниях, где сотрудники обычно работают в более тесных помещениях, а экономии энергии уделяется большее внимание.
Старший менеджер по продукции реселлерской компании Comark Джим Мартин сообщил, что поставки ЖК-моделей составляют в общем сбыте мониторов примерно 10%. «Однако я чувствую, что спрос будет расти, - сказал он. - Падение цен сделало плоские мониторы более доступными. Заказчики, которые уже приобрели такие мониторы, захотят использовать их в других подразделениях своих организаций, тем более что поставщики выпускают мониторы со все большими экранами».
Представители компании KDS, у которой поставки ЖК-мониторов сейчас составляют всего 15% всех продаваемых дисплеев, предполагают через три года поставлять больше ЖК-, чем ЭЛТ-мониторов. В компании ViewSonic считают, что в 1999 г. число поставляемых ЖК-мониторов увеличится почти на 300%.
Что же посоветовать производителям мониторов и их VAR’ам? Стойко держаться и переждать трудные времена.
Более подробную информацию о мониторах см. на www.crn.com/onlineplu.