Какие требования предъявляют к компьютерной технике и ее поставщикам корпоративные заказчики в российских регионах? Что и для каких целей им сейчас необходимо? Какими средствами располагают крупные (по местным масштабам) клиенты для приобретения и модернизации компьютеров и периферии?
На эти вопросы Служба информации CRN/RE попросила ответить представителей некоторых предприятий Самары.
Валерий Васькин, начальник отдела АСУ ЗАО «Новокуйбышевская нефтяная компания (ННК)»:
«Сейчас на предприятии идет расширение парка компьютеров. Пока автоматизирована только часть бухгалтерского учета. Поэтому основной критерий при выборе техники — совместимость с имеющимся ПО (в частности, продуктами «1С»). В ближайших планах — автоматизация систем управления технологическими процессами и учета электроэнергии. Для этих целей приобретаются компьютеры на основе процессоров Pentium и Pentium II и объемом памяти не менее 32 Кбайт.
Хотя ННК — филиал «Газпрома» и все средства поступают из столицы к «Волгохимпрому» и только потом к нам, мы имеем полную свободу в выборе техники, ПО и поставщиков. Все необходимые программные продукты закупаются в Москве или Санкт-Петербурге, так как в Самаре нет компаний, занимающихся подобными разработками. «Железо», напротив, приобретается в регионе. Чаще всего это машины, собранные самарскими компаниями или нашими специалистами.
На предприятии существует график закупки техники, он выполняется по мере выделения средств на автоматизацию. Однако предсказать сроки его выполнения невозможно: больших инвестиций ждать не приходится, полагаемся только на свои ресурсы».
Сергей Липаткин, начальник кредитного отдела ЗАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития»:
«Работа нашего банка практически полностью автоматизирована, но основная часть техники морально устарела и не отвечает современным требованиям. Сейчас планируется обновить как сами компьютеры, так и периферию. Покупка того или иного оборудования зависит от решаемых им задач. Для нас главное — повышение оперативности и качества работы с клиентами. Поэтому, кроме цены, на выбор моделей влияют технические характеристики, производительность и надежность.
В зависимости от поставленной задачи наши поставщики (самарские компании) предлагают как отдельные компьютеры (тайваньской и американской сборки), так и законченные сетевые решения на их основе. В том случае, когда нет необходимости менять машину целиком, мы приобретаем комплектующие «россыпью».
Средства, выделяемые на переоснащение банка, — собственные».
Сергей Баранкин, начальник отдела АСУ АО «Самараэнерго»:
«В компании компьютеризированы практически все возможные направления: бухгалтерия, документооборот, АСУТП, система диспетчерского управления, корпоративная сеть.
Сейчас техника только докупается. Главный фактор, влияющий на ее выбор, — соотношение «цена-качество». Причем в понятие «качество» включены не только технические характеристики, но и надежность, наличие и качество сервиса.
Часть техники мы заказываем у самарских компаний (местная сборка), а часть собираем сами (если это дешевле) из качественных комплектующих (кстати, их тоже поставляют самарские компании). И, по моему мнению, именно такой оптимальный подбор комплектующих позволяет нам на дешевых компьютерах «красной» сборки работать достаточно эффективно. Кроме того, мы практически не пользуемся сервисными услугами «внешних» компаний — у нас есть свой отдел, обслуживающий технику. Если ремонт сложный, то его производят специализированные компании.
Чаще всего местные фирмы гораздо лучше выдерживают условия гарантии. Кроме того, они предлагают заказчику именно то, что нужно, причем не только «железо». Например, в нашей компании все решения по АСУТП и сетям разработаны местными компаниями. Сложное ПО приобретается у московских компаний, через самарских дистрибьюторов.
Так как «Самараэнерго» — акционерное общество, все средства на автоматизацию идут из бюджета предприятия и зависят от экономического положения в стране, от того, платят ли потребители за свет и тепло. Сейчас они платят регулярно, и мы получили возможность закупать технику».
Сергей Котельников, начальник отдела информатизации Самарского филиала Внешторгбанка:
«Принятие решения о покупке техники зависит от того, местный это банк или филиал столичного. Как правило, последним решения спускают сверху, и закупаются оптовые партии. Но часто «верхи» не могут не только поставить одинаковую технику во все филиалы, но и проконтролировать что куда идет. И мы, к сожалению, тратим деньги на автоматизацию только с разрешения Москвы. Поэтому при больших капиталовложениях, например установке сети или канала связи с отделениями, на согласование уходит много времени (до полугода). В более простых случаях решение принимается на месте и практически сразу. Причем вопрос «покупать — не покупать» решает директор, а «что покупать» — специалисты. В результате мы не всегда приобретаем то, что нам рекомендуют «сверху». Я считаю, что техника должна решать определенные задачи, и не более того.
Мы не покупаем зарубежную технику — нет смысла переплачивать за марку и сервисную поддержку. Помимо проблем, возникающих с сервис-центрами, расположенными в столице, западные компьютеры зачастую «отстают» по комплектации от собранных в регионе. Мы работаем только с самарскими компаниями, которые качественно и оперативно решают все возникающие проблемы с поставляемой техникой. В городе примерно 70 реселлеров, крупных — не более 10. Остальные — посредники.
В Самаре сильное влияние на закупку техники оказывает вторичный рынок, заметно выросший после кризиса. В этих условиях многие специалисты не видят смысла приобретать компьютеры у компаний-продавцов».
Представитель завода «Прогресс»:
«Наш завод — государственное предприятие, наверное, одно из немногих в нашем городе, и по-прежнему основной наш заказчик — государство, хотя бывают и коммерческие заказы. Подобные структуры отличаются сильной централизацией, решения о расширении парка компьютеров идут «сверху вниз», деньги «проходят» с трудом, правда, в последнее время стало легче. Руководство принимает решение «приобретать или не приобретать», а что именно — это дело специалистов.
Процесс компьютеризации завода начался еще в 80-х годах и первые проекты строились на мейнфреймах, которые работают до сих пор. В той или иной степени компьютеризированы все сферы деятельности предприятия. Часть отделов переведена на более современное оборудование, а остальные пока работают на прежнем. Сейчас идет как замена, так и расширение парка компьютеров. Основные задачи: обеспечить всем необходимым бухгалтерию и технологический процесс.
Мы стараемся приобрести надежные, дешевые, экономичные в эксплуатации компьютеры и периферию. Основные поставщики — местные компании. Самара, конечно, не очень далеко от Москвы, но, когда ломается компьютер, даже такое «небольшое» расстояние может стать большой проблемой. А устранить неисправность, что-то изменить в конфигурации могут и «регионалы». Кроме того, местные компании дорожат своими клиентами и готовы идти на определенные уступки. На компьютерном рынке города уже заметна конкуренция.
Кстати, многие клиенты предпочитают иметь дело не с теми компаниями, которые крупнее, а с теми, с кем удобнее работать. В наше время, при постоянных задержках платежей и поставок, спокойная жизнь и уверенность в поставщике (заказчике) стоят очень дорого. Так что на выбор партнера сильно влияют личные отношения, особенно при условии, что компания поставляет продукцию примерно того же качества. что и другие. Тот, кто закупает технику регулярно, уже имеет постоянных поставщиков.
Существует график автоматизации, приоритеты в оснащении отделов. Но бывает и так, что деньги выделены, а технику не покупаем — требуется время на «переваривание» уже установленных компьютеров — написание ПО. Мы сами пишем все программы, хотим застраховаться от возможного вмешательства извне».
Служба информации CRN/RE благодарит участников опроса и компанию Lexmark, организовавшую встречу с ними.