В Москве прошла первая международная конференция, посвященная мировым тенденциям развития цифровых рекламно-информационных систем, их преимуществам перед традиционными видами рекламы, а также нынешнему состоянию и перспективам развития индустрии Digital Signage в нашей стране.
Digital Signage — это управляемая из единого центра информационнорекламная система, предназначенная для демонстрации сообщений на установленных в общественных местах электронных (цифровых) мониторах. Основная задача Digital Signage, помимо распространения рекламы, — привлечь внимание потребителей и создать дополнительные возможности для того, чтобы нужная информация появилась в точках продаж товаров и услуг. Как показывает мировая практика, чаще всего системы Digital Signage устанавливают в торговых центрах, супермаркетах, ресторанах, кафе, кинотеатрах, театрах, туристических агентствах, гостиницах, банках, страховых компаниях, аэропортах, вокзалах, в медицинских и образовательных учреждениях, музеях.
Главные преимущества Digital Signage перед традиционными статичными формами наружной рекламы — быстрая и простая процедура замены сообщений и возможность их адаптации под конкретную аудиторию и окружающую обстановку, в том числе интерактивным способом, охват целевой аудитории в нужное время и в нужном месте. Считается, что реклама, использующая инструментарий Digital Signage, характеризуется более высокой окупаемостью инвестиций (ROI), чем реклама на печатных носителях.
В состав системы Digital Signage входят оборудование (экраны, мониторы, медиаплееры, компьютеры), ПО, сеть передачи данных и ключевой элемент — контент.
В развитых странах рынок Digital Signage является одним из наиболее быстрорастущих и считается весьма перспективным. По данным аналитической компании IMS Research, в конце 2010 г. объем мирового рынка Digital Signage (оборудование и сопутствующее ПО) составил 5 млрд. долл., а если учитывать доходы от продажи сервисов и рекламы — 6,5 млрд. долл.
Львиная доля продаж в сегменте оборудования — 4,5 млрд. долл. — приходилась на дисплеи (включая светодиодные), проекторы и специализированные компьютеры. По прогнозу IMS Research, в 2013 г. рынок Digital Signage вырастет на 40%, его объем достигнет 7 млрд. долл. Во многом это произойдет благодаря росту сектора цифровой наружной рекламы.
Основной вертикальный рынок для решений Digital Signage — розничная торговля. Сюда идет около 25% поставок оборудования и ПО. Хотя этот рынок, по мнению аналитиков, будет расти не так быстро, как другие, он сохранит доминирующее положение на рынке Digital Signage, и к концу 2015 г. его доля достигнет почти 2 млрд. долл.
В последние два года бурный рост инвестиций в Digital Signage несколько замедлился, но доверие к индустрии в целом выросло. Эти технологии получают все большее признание как незаменимый инструмент для непосредственного взаимодействия с аудиторией, который успешно дополняет традиционные виды рекламы.
Прогнозируется, что в недалеком будущем сети Digital Signage будут иметь множество узлов (сенсорные дисплеи с дополнительным оборудованием) с индивидуальными IP-адресами, связанными с логистическими сервисами (например, доставкой товара на дом), что существенно расширит возможности обслуживания заказчиков. Перспективна также интерактивная связь решений Digital Signage с мобильными устройствами потребителей.
По мнению экспертов IMS Research, использование технологий Digital Signage выгодно всем игрокам рынка. Фирмы смогут расширить круг клиентов, особенно учитывая растущую доступность аренды оборудования и использования программных средств по модели SaaS, а также более фокусно воздействовать на свои целевые аудитории.
В нашей стране, как считают российские специалисты, сегмент Digital Signage находится на пороге бума. Новые решения представляют интерес как для потенциальных заказчиков, так и для игроков ИТ-рынка. Именно этим и объясняется успех московской конференции. В ее работе приняли участие свыше 200 специалистов. В отличие от других мероприятий, посвященных Digital Signage, в этот раз большинство аудитории составляли представители заказчиков, а не вендоры и системные интеграторы. Тематика выступлений охватывала ключевые аспекты создания, внедрения и эксплуатации систем Digital Signage. Впервые в работе форума принимали участие и выступали с докладами зарубежные специалисты. Слушатели получили возможность познакомиться с комплексным подходом построения Digital Signage, проследив всю цепочку: от создания концепции до вопросов лицензирования контента в соответствии с российским законодательством.
Организатором конференции выступила компания DigiSky, техническую поддержку оказала фирма Adissy. DigiSky работает на территории России и стран СНГ и предоставляет услуги в сфере Digital Signage, музыкального, информационного оформления, аудиобрендинга клиентам в таких отраслях, как розничный бизнес, фитнес-индустрия, банки, гостиничный бизнес и т. д. Adissy — один из игроков российского рынка Digital Signage, дистрибьютор продукции AOpen, MinicomDS/Enqii, Friendlyway, Philips, NextWindow, Winsonic и других производителей. Adissy предлагает полный спектр решений в области Digital Signage — от простых автономных медиаплееров и цифровых рекламных дисплеев до мощных интеллектуальных платформ для создания интегрированных информационно-рекламных систем. Adissy входит в группу компаний ДВМ. Начиная с 2008 г. направление Digital Signage и информационных киосков выделено в самостоятельную бизнес-единицу.
Подводя итоги форума, Владимир Козлов, генеральный директор DigiSky, сказал: «Мы рассматриваем эту конференцию как событие, способное придать мощный импульс развитию российского рынка Digital Signage, достаточно сформировавшегося за последние годы для того, чтобы играть на нем и зарабатывать. И, судя по предварительным итогам, а также отзывам гостей и участников, с этой задачей мы справились».
«Можно смело сказать, что конференция положила отсчет новому этапу развитию Digital Signage в России, — заявил Александр Пивоваров, генеральный директор компании Adissy. — Время младенчества прошло — пришла пора расти и зарабатывать!»