Почти каждый из нас в детстве увлекался коллекционированием, и почти всегда эти увлечения так и оставались в том времени. Ольга Ложкина, генеральный директор компании Landata, в детские годы собирала сначала бумажные деньги (много осталось от бабушки), потом красочные открытки с изображениями цветов. Но с годами интерес к этому угас, а уже во взрослой жизни в связи с переездами семьи коллекции потерялись.
Начало ее последней (пока) коллекции было положено в 1993 г. Считая это занятие полезным, особенно для детей, Ольга хотела увлечь им свою дочь, которой тогда было три года, да и поддержать эту традицию в своей новой семье.
То, что предметом собирательства стали именно колокольчики, можно сказать, случайность. «Мы поехали на экскурсию в Кижи, на Валаам, и там купили колокольчик из бересты, очень красивый, он, правда, не звенел, но нам очень понравился, и через некоторое время пришла идея собирать колокольчики. Всякий раз, когда вижу его, я вспоминаю, какая чудесная это была поездка и какие красивые там места», — рассказывает Ольга. Вообще, говоря о своем увлечении, она очень часто ставит эти два слова рядом — колокольчики и воспоминания.
Сначала в коллекцию попадали любые колокольчики. После того как появились валдайские, на вид самые обычные, даже неказистые, но необычайно красиво, переливчато звучащие, колокольчики выбирались уже не только по внешнему виду, но и по звучанию. По мере роста коллекции подход становился все более избирательным, тем более что встречалось много похожих. Например, в Скандинавских странах часто попадались большие и очень звонкие колокольчики, которые надевают на домашних животных, чтобы их легче было искать.
Сначала Ольга не задумывалась о том, чем же именно привлекают ее колокольчики, — «просто нравились», потом пришло осознание — это эстетическое наслаждение их формой и звучанием. А со временем они стали еще и элементом домашнего интерьера. В ее квартире колокольчики повсюду — стоят на открытых полках, висят на карнизах, на люстрах, расположились на комоде. «Покупая колокольчики, я думаю о том, что это мои воспоминания о каждой стране и конкретном месте, в котором я была, это определенный момент моей жизни Я наслаждаюсь их звоном и с удовольствием вспоминаю путешествия и посещения интересных и значимых мест, где были куплены эти сувениры», — говорит она.
Штрихи к портрету
Ольга Ложкина, генеральный директор компании Landata.
В 1983 г. закончила Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова по специальности «экономика промышленности». С 1984 г. по 1987 г. работала в Архитектурно-проектной мастерской при Союзе архитекторов СССР, затем до 1993 г. во Всесоюзном объединении «Архпроект». В компании Landata c 1994 г. Последовательно занимала должности главного бухгалтера и финансового директора, с 2010 г. — генеральный директор.
В прошлом году Ольга подсчитала — дома было около 250 колокольчиков и еще примерно 50 на работе.
Они разные, некоторые даже не похожи на колокольчики. И все можно взять в руки, потрогать, «неприкасаемых» нет — хозяйка не относится к ним как к драгоценностям. Есть, например, традиционные японские колокольчики в виде рыбки на длинной веревочке — когда в комнате открыто окно, ветер колеблет бумажные язычки, и они издают очень тонкий, почти хрустальный звук. Есть голландский, где язычок не внутри, а снаружи. И из цветного муранского стекла, на который можно смотреть как в калейдоскоп. Другой, тоже стеклянный, от Versace. Есть колокольчик, купленный в Ватикане, — он из фарфора, который там же делают. В коллекции множество колокольчиков в форме глиняных фигурок, одетых в колоритные национальные костюмы различных стран. Много серебряных, у них очень необычный, легкий звук. Золотые Ольга не собирает принципиально, хотя они ей и попадаются.
Никакой описи не ведется. По словам Ольги, сознательно — ей всегда хочется вспомнить, что, где и когда было приобретено. И действительно, когда год назад она пересчитывала коллекцию, вспомнилось почти все. И ни разу она не купила «дубль».
По сути, это ее личная коллекция — она и зачинатель, и главный собиратель. Хотя, конечно, в пополнении участвуют и друзья, которые знают, что лучший подарок для нее — это колокольчик, и дочь, и даже друзья дочери. В общем небольшое сообщество любителей колокольчиков.
Но в кругу коллег по этому увлечению она не вращается — не участвует ни в интернет-форумах коллекционеров, ни в выставках колокольчиков. «Не мое! Сходить на такую выставку — да, а показывать свои точно не буду. Часть коллекции — у меня на работе. Много моих друзей, друзей дочери приходят домой — все смотрят, всем интересно», — говорит она.
Много лет собирая колокольчики, Ольга, в отличие от многих коллекционеров, не стремится к каким-то достижениям — скажем, довести коллекцию до какого-то определенного объема или приобрести нечто очень редкое/ценное/знаменитое и т. п.
«Я не задумывалась о каких-то достижениях. Просто глядя на эти предметы, самые разные, обычные и необычные, я возвращаюсь в мыслях к той стране, к тому месту, где они были куплены, и к тому моменту, и это очень приятные ощущения путешествия во времени. Мне это психологически очень помогает», — объясняет она.
Она затрудняется назвать самые ценные (не дорогие!) предметы своей коллекции. Но, конечно, среди этих трех сотен есть любимые, те, которые для нее особенно дороги. «Пожалуй, вот этот осенний колокольчик с листьями, который висит в моей комнате, всегда у меня перед глазами и всегда играет при малейшем ветерке. Парочка очень интересных японских, которые и на колокольчики-то не похожи. И еще внешне непритязательный, но который я сама выковала на главной площади в Праге, он теплый, потому что сделан моими руками. А вот этот очень изящный — из Перу, куплен на вершине высокой горы, я как будто привезла горный воздух», — показывает она.
Коллекция продолжает увеличиваться (места в квартире пока хватает), но «темпы роста» значительно снизились — за последние пять лет прибавилась лишь примерно четверть коллекции, поскольку все труднее найти что-то необычное, самобытное, с изюминкой.
Со временем, после периода «первоначального накопления», пополнение (не считая, конечно, подарков) превратилось в увлекательный поиск. «Я не люблю магазины, для меня это пытка. Хочется скорее уйти от всех и всего, забрести куда-то, одной или с дочерью... Поэтому бродишь по какому-нибудь маленькому городишку в Европе, вдалеке от столиц, заходишь в лавочки, а там из всего сувенирного ряда взгляд сразу выхватывает колокольчики и, бывает, сразу видишь — вот то, что хочется», — рассказывает она. Много «экспонатов» привезено из поездок по Франции, в частности по замкам Луары.
Путешествия — второе увлечение Ольги, больше ни на что не хватает времени. К счастью, оба увлечения отлично сочетаются — фактически коллекция колокольчиков пополняется только во время поездок, служебных и отпускных. Увы, из некоторых стран приходится возвращаться «с пустыми руками» — ничего нового, интересного.
Бывают коллекционеры, ради пополнения своей коллекции чем-то уникальным готовые на все, даже отправиться «на край света». Но не Ольга: «Чтобы специально ради колокольчиков куда-то далеко поехать, скажем, в Перу, а там они действительно очень интересные, надо быть фанаткой, я не такая». По ее словам, колокольчики вызывают у нее только приятные воспоминания, никаких осложнений или драматических ситуаций, связаных с их приобретением, вроде «однажды так бродила-бродила и опоздала на самолет» не было. «Я очень пунктуальный человек», — говорит она.