Рынок услуг в области управленческого консалтинга в России растет и переходит на более здоровую, коммерческую основу. Таково мнение экспертов компании PricewaterhouseCoopers (PwC), которая подвела недавно некоторые итоги своей работы в России за 1998-2000 г.
До 1998 г. консалтинговые услуги в нашей стране предоставлялись западными консультантами преимущественно на средства международных финансовых институтов (в основном Мирового банка, ЕБРР), причем значительная часть выделяемых денег оставалась на Западе, не пересекая российской границы. Теперь же подавляющая часть консалтинговых проектов, выполняемых в России, оплачивается отечественными предприятиями. Так, в PwC в 2000-м финансовом году (закончился 30 июня) доля доходов от коммерческих проектов в области управленческого консалтинга достигла 90%, в то время как три года назад она составляла всего 15%.
По данным рейтингового агентства "Эксперт", компания PwC - крупнейший игрок на рынке консалтинга в России: по итогам 1999 г. на нее приходилась почти половина всего объема (около 90 млн. долл.) консалтинговых услуг, оказанных 80 компаниями, вошедшими в рейтинг агенства. К сожалению, в него не вошли другие западные консалтинговые компании, поскольку они отказались сообщить свои финансовые результаты, так что этот рейтинг не вполне отражает реальную картину рынка.
В последние годы во всем мире среди различных видов консалтинговых услуг (аудиторские, бухгалтерские, в сфере налогообложения, управленческие и пр.) особенно быстро растет спрос на управленческий консалтинг. При этом, как отмечает Леонид Богуславский, управляющий партнер и руководитель направления управленческого консалтинга PwC в России, на Западе сейчас едва ли не главной причиной этого роста является развитие электронного бизнеса, особенно в сфере В2В. В России ситуация иная - здесь спрос на управленческий консалтинг формируется прежде всего потребностями крупнейших отечественных компаний во внедрении интегрированных ИС и проведении стратегических преобразований своего бизнеса. В то же время, по его мнению, сегодня уже не только гиганты сырьевого бизнеса, но и компании среднего размера (с оборотом 30--50 млн. долл.) из других отраслей начинают осознавать потребность в управленческом консалтинге и готовы обращаться к консультантам.
Востребованность управленческого консалтинга определяется двумя основными факторами - тем, сколько средств готовы потратить на него заказчики, и тем, сколько стоят эти услуги. Косвенным индикатором возможного уровня расходов на консалтинг может служить доля расходов на ИТ в доходе предприятий, поскольку управление современным бизнесом неотделимо от ИТ. По данным экспертов PwC, сейчас на российских предприятиях она составляет не более 1-2%, в то время как на западных 4-5%. И, возможно, не случайно, в 1999 г. на первом месте по объему консалтинговых услуг, опережая "большую пятерку", фигурировало IBM Global Services, подразделение корпорации IBM.
Что же касается цен, то, по некоторым оценкам, услуги западных консультантов стоят в среднем (по различным видам услуг и компаниям) в 7 раз дороже российских. Скорее всего, столь большая разница в цене услуг не обусловлена такой же разницей в их качестве, а объясняется высоким уровнем оплаты труда западных специалистов, который должен соответствовать их профессиональной квалификации, и принципом работы "по всем правилам". К тому же ведущие консалтинговые компании вкладывают очень большие средства в обучение персонала. Например, в PwC на обучение одного консультанта расходуется в среднем 4--5 тыс. долл. в год. По мнению Леонида Богуславского, в ряде случаев заниженная стоимость услуг российских консультантов позволяет им потом, по ходу работы, исправлять собственные ошибки, совершенные из-за недостаточного уровня подготовки, прежде всего в области методологии и управления большими проектами. В конечном счете, считает он, привлечение высокооплачиваемого консультанта окупается, ибо позволяет снизить риск неудачи проекта.
В последнее время диапазон цен на консалтинговые услуги постепенно сужается - у западных консультантов они в основном остаются стабильными, а у отечественных довольно существенно растут.
Численность подразделения управленческого консалтинга в московском офисе PwC сейчас составляет около 100 человек, из которых лишь двое иностранные граждане (три года назад доля иностранцев достигала 20%). Не приводя абсолютные цифры доходов PwC в России от услуг в области управленческого консалтинга, Леонид Богуславский сообщил, что оборот на одного консультанта за три года вырос более чем в 4 раза (с 29,5 тыс. долл. в 1997 г. до 124 тыс. долл. в 2000 г.), тем не менее пока это значительно меньше, чем в Европе. Примерно год назад в PwC была создана группа консалтинга в области И-бизнеса, и сейчас доходы компании от этого вида услуг растут на 30% в квартал.
По оценке специалистов компании, объем российского рынка консалтинговых услуг в области И-бизнеса (без учета Web-дизайна) составит в этом году 3-6 млн. долл., а в будущем году достигнет уже 10-15 млн. долл.
С этими оценками согласен Сергей Киселев, консультант по И-бизнесу из компании Actis Systems (кстати, только летом этого года перешедший сюда из PwC), отмечая однако, что лишь часть этих услуг оплачивается "живыми" деньгами. Во многих случаях консультанты взамен за свою работу получают акции компании-клиента.
Конкуренции между крупными западными консалтинговыми компаниями и их российскими коллегами, среди которых, как отмечает Леонид Богуславский, уже есть ряд небольших и интересных компаний и групп, пока не наблюдается. Прежде всего потому, что они занимают разные ниши рынка, выполняя проекты с бюджетами, различающимися часто на порядки. Рынок крупных проектов в сфере И-бизнеса, стоимостью сотни тысяч и миллионы долларов, пока практически нет.
Если же говорить о менее крупных проектах, например разработка стратегии и оптимизация бизнес-процессов с импользование Интернет-технологий, то, по мнению Сергея Киселева, российские консультанты могут быть вполне конкурентоспособны. Правда, выделить среди них действительно компетентных консультантов по И-бизнесу пока трудно, поскольку берутся за это практически все.
Учитывая, что отечественный И-бизнес находится пока в зачаточном состоянии - например, в текущем году по разным прогнозам оборот в секторе В2С не превысит 20 млн. долл., а в секторе В2В будет лишь в несколько раз выше, доля консалтинга получается довольно весомой. Что, возможно, послужит одним из ускорителей развития электронного бизнеса в России.