Факты:

3.01.2001. И. о. начальника ЦТУ Александр Жерихов подписал распоряжение № 2 о том, что товары, заявленные под уплату таможенных платежей по ставке 5%, выпускаются в свободное обращение только по решению главы ЦТУ. На таможенные посты направлены представители ЦТУ для проверки своих коллег.

15.01.2001. Подписано распоряжение ЦТУ № 8, по которому выпуск в свободное обращение фуры с грузом стоимостью ниже 15 тыс. долл. происходит с разрешения начальника таможни.

22.01.2001. Глава ГТК Михаил Ванин приказом ГТК № 67 ввел порядок проведения согласованных решений о выпуске товаров в свободное обращение, который действует "в процессе таможенного оформления рисков". В этом перечне рисков указаны практически все импортные операции.

Начало февраля. Временно приостановлено действие приказа № 2.

9.02.2001. Телетайпограмма Михаила Ванина отменяет наиболее скандальные пункты приказа № 67.

14.02.2001. Вышел приказ ГТК № 155 "О проведении согласованных решений о выпуске товаров в свободное обращение", который практически полностью дублирует текст скандального приказа № 67 за редким исключением.

Ведомости № 29 от 19.02.2001.

Когда я собирал материалы для этой статьи, предмет моих интересов - ситуация на таможне - менялся настолько стремительно, что уследить за всеми метаморфозами, зафиксировать их, как-то осознать и проанализировать показалось мне почти невыполнимой задачей. Мало того, что постановления и приказы, регламентирующие деятельность этой уважаемой организации, подписывались и упразднялись с головокружительной быстротой, сами пострадавшие - таможенные брокеры, трейдеры и дистрибьюторы - в лучшем случае с большой неохотой делились со мной своими проблемами. Большинство просто отказывалось давать хоть какие-то комментарии, даже инкогнито.

Принимая во внимание все сказанное выше, а также то, что читатели получат этот номер недели через две после того, как эта статья в него попадет, я тоже решил, что комментировать происходящие на таможне события нет смысла - материал потеряет актуальность. И все-таки пару вопросов мне хотелось бы с вами обсудить. Не конкретно, боже упаси, а просто немножко пофилософствовать, ни в коем случае не вдаваясь в экономические, правовые, технические и иные подробности.

Итак,
Вопрос первый: зачем?

По этому поводу высказывалось множество версий, одна невероятнее другой. Представители ГТК, например, говорили, что таким способом (механизм описывать не буду - он и так всем известен) они решили победить "серый" импорт. Смешно.

При существующих правилах, ставках и взаимоотношениях между "возчиками" и чиновниками самых различных уровней бороться с "серым" импортом невозможно.

Далее, некоторые руководители таможни утверждали, что параллельно с "ужесточением" проводится широкомасштабная "чистка рядов" и что подозреваемых в нечистоплотности сотрудников увольняют не по одному, а десятками, если не сотнями. Тоже забавно. Если работник госучреждения уличен в воровстве, его надо отдавать под суд, а не увольнять. И потом - куда девать целую армию специалистов (как ни крути, а это именно так!)? На улицу? Это нецелесообразно, по меньшей мере по двум причинам: во-первых, они достаточно квалифицированны, и найти им замену будет непросто, а во-вторых, хорошо информированы и, потеряв работу, вполне могут начать говорить.

Еще одна версия - январские мероприятия предназначались для того, чтобы увеличить КПД таможни. Это больше похоже на правду, ведь несмотря на то, что импорт потребительских товаров уменьшился чуть ли не наполовину, планы по отгрузке денег в закрома Родины были перевыполнены, хотя брокеры предвещали противоположное.

Следующее объяснение - на руководство ГТК "наехали" (далее - шепотом): кто именно - лучше не знать, а зачем - понятно: чтобы "интересную рокировочку произвести", финансовые потоки переориентировать. Дальнейшие действия таможенного начальства строго укладываются в рамки давно обкатанного сценария: "нарушения выявлены, виновные наказаны, рапортуем об успехах!"

Версию о том, что и.о. главы ЦТУ выпустил известные распоряжения № 2 и № 8, подразумевающие его личную подпись на ряде документов о таможенной очистке, для того чтобы, мягко говоря, познакомиться с представителями нелегального бизнеса поближе, я бы отмел - это слишком даже для России.

Какой из предложенных вариантов более соответствует действительности, судить не берусь. Какой из них предпочтете вы, не знаю, это дело вкуса.

Вопрос второй: почему дали "задний ход"?

По версии, озвученной некоторыми СМИ, выходит, что отмена, вернее "приостановка до особого распоряжения" приказа № 2, - результат давления со стороны импортеров. Обхохочешься! Со стороны каких импортеров? "Серых" трейдеров, которые в течение месяца предпочитали на пушечный выстрел не подходить к таможне? Или тех несчастных "белых" возчиков, которые неделями не могли достать грузы с терминалов, толкаясь в километровых очередях и околачиваясь у складов временного хранения. Нет, господа, против такой силы, как ГТК, таможенными декларациями не отмашешься! Тут, видимо, сработал механизм посерьезнее. И уровень, на котором принимались соответствующие решения, можно указать абсолютно точно - "самый верх". Если это так, то дальнейшие рассуждения на данную тему я предпочел бы делать только мысленно, несмотря на то, что просторы для интеллектуальных упражнений открываются просто фантастические.

Поэтому давайте на некоторое время отвлечемся от обсуждения версий. Я предлагаю для определенности считать все действия ГТК последних недель неким экспериментом, которые дал неочевидные результаты. А если это так (по крайней мере, похоже на то), если таможенное начальство может себе позволить проводить довольно рискованные опыты сразу "на человеческом материале", то почему бы нам не порекомендовать им изменить начальные условия? Разумеется, в "большой" академической науке не принято спрашивать мнение подопытных животных, но мы-то с вами - не кролики, а как-никак "сапиенсы"! Словом, я предложил бы им сделать две вещи:

  • ввести единую ставку для всех видов товара и единые правила для всех импортеров;

  • повысить оклады сотрудникам таможенных органов из расчета прежняя зарплата плюс "средневзвешенная" суммарная ежемесячная "премия" от благодарных импортеров.

Мне кажется, что подобные мероприятия не должны отрицательно сказаться на кошельках конечных потребителей, ведь предполагаемое увеличение фонда зарплаты таможенников и так было заложено в цене товара, а введение единой ставки так или иначе будет скомпенсировано самим рынком.

К сожалению, в моих предложениях есть, по крайней мере, один, но очень существенный "прокол". Не привыкли наши чиновники зарабатывать большие деньги официальным путем, не так воспитаны. И как их переубедить или перевоспитать, я не знаю. Видимо, здесь надо что-то делать уже на генетическом уровне.

Мнения дистрибьюторов

По известным причинам они решили подписаться псевдонимами

Константин Тейнер:

"Ситуация печальная. Насколько мне известно, все дистрибьюторы сегодня испытывают, мягко говоря, некоторые трудности. Например, на нашем складе можно играть в футбол.

Таможенники вскрывают все, что только можно вскрыть. Мало того, наши машины не раз разгружали повторно. Если раньше проверки были выборочными, то сейчас каждую машину разгружают на склад временного хранения, все досматривают, описывают.

Стоит отметить, что по многим группам товаров розничные цены пока не повышаются, хотя и для дистрибьюторов, и для "возчиков" их стоимость значительно возросла. Объяснение здесь простое - каналу известно, что на терминалах и на границе скопилось огромное количество продуктов (доходит до абсурда - Финляндия не в состоянии принимать товар для России, так много там скопилось груза), поэтому покупать дороже никто не собирается в ожидании, что весь транспорт не сегодня-завтра "прорвется", что вызовет падение цен.

Тем временем дистрибьюторы вынуждены продавать товары по низким ценам, потому что им необходимо возвращать деньги вендорам.

Перспективы вполне ясны. Все наладится, утрясется, но для конечного потребителя товары будут стоить дороже. Когда? Пока неясно, может быть, еще в феврале, может быть, несколько позже".

Дмитрий Бьютор:

"Все грузы можно разделить на две части - менее проблемные и более проблемные. Если вы везете партию принтеров, а это одна позиция, то вам проще. Если контейнер забит "винегретом", с такими машинами разобраться сложнее всего.

Но в конце концов грузы как-то проходят, существуют ведь различные варианты..., но в любом случае это происходит значительно медленнее, чем раньше.

Больше всех пострадали дилеры. Сорваны практически все контракты, ведь контейнеры с разнообразным товаром - это как раз поставки по контрактам.

Дистрибьютору несколько легче, он почти не теряет с точки зрения имиджа, ведь дилер его всегда поймет. Конечный покупатель слышать ничего не хочет про таможенные проблемы, поэтому дилеры оказались в очень критической ситуации.

Кстати, СМИ в отношении таможни занимают очень странную позицию: создается такое впечатление, что проблем-то нет, хотя полки в магазинах пустеют день ото дня!"