Осенью 2000 года, после довольно благополучных летних месяцев, на западных рынках персональных компьютеров наметились явные проблемы - особенно в сфере розничных продаж. Замедлились темпы продаж, быстро росли складские запасы, с начала сентября у всех без исключения вендоров начал снижаться курс акций, - причем к концу месяца, когда компании одна за другой начали загодя выдавать предупреждения о худших, чем ожидалось, результатах заканчивающегося квартала, падение стало угрожающим. Некоторые ведущих вендоры за несколько дней потеряли половину и более своей рыночной капитализации.
Многое должны были показать результаты рождественских продаж; которые в наибольшей степени отражают именно потребительскую, consumer-составляющую спроса - и потому могли прояснить ситуацию, показать, не начали ли уже покупатели приберегать деньги на альтернативные средства доступа к цифровому контенту. Увы, "отражение" получилось безрадостное: в 2000 г. для индустрии ПК рождественский сезон в США - пожалуй, впервые - фактически так и не наступил, и вместо ожидаемого роста продаж произошел еще больший спад (по декабрьским данным, процентов на 25 от уровня декабря 1999 г.). Курсы акций Compaq, Dell, Gateway, Apple - после благополучных 38-80 долл. в начале и середине года, к Рождеству обосновались в интервале между 15 и 18 долл. за акцию, герой розничных продаж 1999-го, Emaсhines, вообще закрепилась в зоне ниже 1 долл. (за что ей грозит изгнание с NASDAQ), и даже многопрофильные IBM и HP потеряли по 30-50% рыночной стоимости. В довершение всего сама Microsoft в декабре - впервые за десять лет - предупредила о более низких, чем ожидалось, результатах.
"Новая проблема 2000", о возможности которой мы говорили в январе прошлого года ("...когда до "роковой даты" оставались считанные недели, выяснилось, что для индустрии ПК в целом истинная "проблема 2000" совсем в другом. И смысл этой новой проблемы в том, что 2000-й год, судя по всему, эта индустрия в привычном нам виде может и не пережить..."), под самый конец пресловутого Y2K дала-таки о себе знать, причем с такой внезапной силой, которую мы и представить не смели. Да, собственно, подобного не ожидал никто - ни вендоры, ни аналитики рынка, ни даже давно обещавшие скорый конец мира ПК Скотт Макнили и Ларри Эллисон.
И уж тут-то все опять дружно вспомнили о "кризисе индустрии", о "конце эпохи PC", о провозглашенной Герстнером "PostPC-эре", и декабрьские сводки новостей запестрели тревожными заголовками. Однако, видимо, время настоящего ПостПКлипсиса еще не пришло: информационные устройства - "appliances", которые, по мнению ряда аналитиков и деятелей индустрии, будут заменять, вытеснять ПК, и к выпуску которых приступают все новые компании - производители ПК, периферии, бытовой электроники, телекоммуникаций (см. "Внимание: appliances", CRN/RE № 17/2000), пока не достигли достаточных популярности и совершенства, идет процесс селекции; главное же - еще не развилась питательная среда коммуникаций и услуг, в которой этот новый вид мог бы начать бурно размножаться. Так что те из вендоров, кто, как Compaq, Gateway и Emachines, начал осваивать и это поле, пока особого урожая с него не сняли.
При всем при том, по сообщениям PC Data и других агентств, в целом сезон продаж состоялся - в частности, продолжали активно продаваться телевизоры, DVD- и MP3-плейеры, PDA, цифровые камеры, и процентный рост продаж по некоторым классам устройств по сравнению с прошлым декабрем в тех же США измеряется трехзначными числами. В общем, деньги у потребителей не перевелись (напомним, в сентябре некоторые аналитики склонны были списать спад продаж ПК на топливный кризис в Европе, а в декабре, естественно, - на спад американской экономики), они попросту отхлынули с рынка ПК, и, хотя в комментариях недостатка нет, пока никто не возьмется сказать, надолго ли.
Вот на этом-то не слишком веселом фоне 9 января - сразу после Нового года, когда финансовые отделы фирм и аналитические агентства еще подсчитывали декабрьские потери и их воздействие на результаты квартальные и годовые - в Сан-Франциско, в Moscone Center, началась очередная выставка Macworld, отчет об открытии которой напечатан в прошлом номере. Обилие новинок, объявленных Apple, отняло все отведенное нам место и вынудило перенести данное вступление - контекст, в котором следут рассматривать сделанные Джобсом ходы - в этот номер.
Рассольная теория кризисаТеперь, спустя месяц, когда появились уточненные данные о декабрьских продажах, можно более аргументированно рассуждать о природе этого кризиса. И хотя у разных агентств цифры отличаются, и порой довольно заметно, общая картина вырисовывается. В наибольшей степени кризис затронул США (по данным IDC, прирост - 0,3%). В Европе он проявился в несколько меньшей степени - там отмечен суммарный рост в 2%, хотя при этом продажи потребительских ПК упали почти на 5% (данные Dataquest, хотя, по нашему мнению, ее методика разделения ПК по ценовой границе 1000 долл. небесспорна). В Азиатско-Тихоокеанском регионе (без Японии) в IV квартале по-прежнему отмечен значительный рост - 34% по сравнению с IV кварталом 1999-го (и 2% по сравнению с III кварталом 2000 г.). Более внимательный анализ данных IDC по АТР показывает, однако, что там наблюдались две встречные тенденции - это замедление продаж в большинстве развитых стран - Австралии (на 12%), Новой Зеландии (11%), Тайване (0,5%) и рост в развивающихся, прежде всего в Китае (58,2%). Последние и обеспечили итоговый рост. Сходное расслоение по рынкам можно наблюдать и в других регионах (хотя есть и заметные исключения - Япония и Корея; Россия же в схему вполне укладывается).
Тем временем агентства начали осторожно, стараясь не терять лица, корректировать свои прежние прогнозы на 2001 год. Так, IDC в начале января предсказала общий рост продаж в 16,1% (в 1999 - 23%, в 2000 - 18,8%), а спустя месяц Merril Lynch снизила свою же оценку с 15,4 до 12,5%, причем для США - лишь 7,5%, а для Европы - 8,5%. На 2002 г. Merril Lynch ставит те же 12%. Появились уже и прогнозы с показателями менее 10%. В общем, суммируя все доступные данные, можно сказать, что одна из главных, если не главная, причина данного кризиса - это насыщение рынка.
Доля той части населения США, которая имеет дома компьютеры (чуть больше 50% домовладений, по данным IDC), растет в последние годы очень медленно, т. е. рынок почти не расширяется. Видимо, снизилась и мотивация к модернизации существующего парка. Чисто количественные мега/гига показатели сегодня на замену компьютера не вдохновляют, тем более что ослаб многолетний "Wintel-пресс": новая версия Windows и на предыдущем поколении компьютеров идет вполне прилично, а вокруг Pentium 4 сложился не слишком благоприятный PR-фон - он "не быстрее P III", архитектура тоже не слишком продвинулась - словом, качественного скачка не произошло. Сегодня пользователи, даже если и вкладывают деньги в компьютер, а не в камеры и MP3, считают более выгодным докупать периферию, память, может быть, менять графическую плату, - но не компьютер.
Вторая же, "пассивная" половина человечества - это фактически телеаудитория (телевизоры есть в 99% домов). Конечно, цифра 50% может меняться от страны к стране, но важно, что порог, точка насыщения домашнего рынка, иммунитет к ПК в его нынешнем виде у значительной части населения существует. И многие компании пытаются вовлечь этих зрителей в интерактивность и Интернет через разные варианты интерактивного ТВ, телеприставок и информационных устройств (инфеток), хотя при всем разнообразии интересных подходов примера безусловного количественного успеха пока нет.
Что же касается собственно ПК, очевидно, что на тех рынках, где "картошка уже всплывает", нужны совсем другие рычаги его продвижения, чем там, где еще можно "солить и солить".
При этом, хотя потенциальная емкость развивающихся рынков вроде Китая или России огромна и до равновесной концентрации им еще расти и расти, вдохновлять это должно в первую очередь производителей комплектующих. Для брэнд-вендоров (для всех, кроме Apple, весьма своевременно, как выясняется, свернувшей программу клонирования) возможность "отгружать бочками" в эти регионы неуклонно снижается по мере вытеснения их брэндами локальными. А на "традиционных" рынках, хотя и насытившихся, но по-прежнему остающихся основной базой для интернациональных вендоров, им теперь нужно искать для клиентов принципиально новые стимулы к замене компьютера, к покупке второго - или же некие дотационные или бесплатные программы, позволяющие искусственно сдвигать границу насыщения, вроде позапрошлогодних 400 долл. Интернет-rebate от AOL или нынешних корпоративных программ Ford и Delta "каждому сотруднику - домашний компьютер с доступом в Интернет".
Косвенно подтверждают сказанное и цифры розничных продаж ноутбуков. По данным NPD Intelect, они в декабре выросли на 17% по сравнению с декабрем 1999 г., в то время как продажи настольных ПК снизились на 5%. PC Data отмечает, что, хотя в 2000 г. общие показатели розничных продаж ПК - впервые в истории - упали, продажи ноутбуков при этом продолжали расти - на 13,6% в штучном измерении, на 10,7% по оборотам. То есть насыщение, наступившее в секторе настольных ПК, не относится к ноутбукам, в большинстве случаев покупаемым именно в качестве второго компьютера.
Есть, впрочем, еще один способ преодолеть порог насыщения - это изменить сам ПК, сдвинуть его в сторону бытовых устройств. Это частично удалось Джобсу с iMac - среди 4 млн. пользователей iMac более 20% были искомыми first-time buyers - покупателями первого в жизни компьютера. Однако отвоеванный плацдарм оказался не слишком обширным, и к лету прошлого года, когда этот "покупательский ресурс" был выработан, продажи iMac стали замедляться - и новые "i-программы", объявленные на Macworld, призваны как раз продолжить движение в том же направлении, расширяя потребительские свойства ПК.
Итак, основной группой риска в данном кризисе оказались розничные продажи настольных ПК в развитых странах, где внимание покупателей действительно переключилось на другие устройства. Ряд аналитиков, пытаясь, очевидно, смягчить ситуацию, писали, что, собственно, ничего такого не произошло, что ПК просто переходят из товара "сезонного" спроса в товар спроса повседневного, с равномерно распределенными в течение года продажами. Но это и есть самое плохое для consumer-рынка. Это означает прежде всего то, что ПК перестали быть "hot"-товаром - детям, семье или себе предпочитают дарить другое, больше не копят деньги, чтобы поменять "тачку" под Новый год, а тратят их (или откладывают, чтобы потратить) на другое.
На что же? Что отвлекает - или способно отвлечь - внимание потребителей от покупки ПК?
Полигон в НевадеВ те же дни, когда Джобс в Сан-Франциско излагал концепцию выживания ПК путем эволюции его в Digital Hub для цифровых устройств, не очень далеко оттуда, в Лас-Вегасе, проходила другая выставка - CES, Consumer Electronic Show, превратившаяся, как и ожидалось, в новый парад этих самых устройств, совсем оттеснивших традиционную "бытовую электронику" на периферию внимания. Подробное рассмотрение CES выходит за рамки этой статьи, но отметим, что на этот раз в ней активно участвовали многие компьютерные вендоры. Более того, keynote-презентации в этом году делали "столпы" Wintel-мира - и в них они ясно дали понять, что интересы их компаний отныне выходят далеко за пределы мира ПК. Причем обозначены и те направления, которые в перспективе будут отъедать рынок у ПК, в том числе и в его новой роли Digital Hub. Крейг Барретт представил новую сферу интересов Intel - цифровые информационные устройства. Билл Гейтс показал прототип игровой консоли X-Box.
Осенью в США и Европе соcтоялся дебют Sony PlayStation 2 - устройства, которое при цене 300 долл. позволяет не только играть в игры (как разошедшаяся в 80 млн. экземпляров PlayStation), но и просматривать фильмы на DVD. А докупив в качестве опции модем и жесткий диск (которые будут доступны в начале нынешнего года), еще и выходить в Интернет и, при добавлении нужного ПО, выполнять целый ряд других "компьютерных" функций: работать как интеллектуальный MP3-центр, обрабатывать цифровые изображения (станция снабжена и FireWire, и USB) и т. п., а также (как обещает Sony) стать "центром домашних развлечений", управлять всей прочей домашней электроникой. Об угрозе конкуренции домашним ПК со стороны PS2 и вообще игровых консолей нового поколения говорилось давно - и теперь это время настает. (Вот пример: в том же декабре, когда ПК упорно не желали продаваться, PS2 были предметом ажиотажного спроса. Двое предприимчивых американцев даже заработали более 100 тыс. долл., продавая с аукционов в Сети PS2 по ценам 400-700 долл. Причем на самом деле у них не было ни одной...)
Возможно, X-Box, основанный на "родной" для большинства Wintel-платформе и тоже позиционируемый шире, чем просто игровая машинка, в ближайшее время станет еще большим смущающим фактором для той же примерно категории домашних пользователей. Microsoft, которая только на маркетинг нового устройства готова потратить 500 млн. долл., фактически может своими руками "перекрыть кислород" своему первому "ребенку", традиционному ПК - и начать внедрять вместо него в наше цифровое жилище его чуть усеченный клон, X-Box, над которым фирма будет иметь гораздо больший контроль, а потоки доходов будут идти к ней со всех сторон - и от железа, и от системы, и от прикладного (игрового главным образом) ПО.
P. S. Розничные продажи настольных ПК в январе 2001 г. сократились по сравнению с январем 2000 г. на 26%...
- PC Data, 20 февраля