Компания Microsoft объявила о том, что новые версии ее продуктов будут защищены от нелицензионного копирования. Для этого предполагается использовать технологию Product Activation. Выбор именно такого средства защиты ПО представители Microsoft объяснили тем, что в данном случае не требуется применение электронных ключей, дополнительных дискет и любого другого оборудования.
Пользователям следующих версий ОС Windows, пакетов Microsoft Office и Visio для того, чтобы начать работу с ПО, потребуется выполнить процедуру активации. Суть ее заключается в следующем. При инсталляции ПО пользователь, как и раньше, вводит указанный на упаковке компакт-диска "ключ", представляющий собой последовательность букв и цифр. Используя этот "ключ", а также информацию о некоторых устройствах ПК, на который устанавливается программа, система активации автоматически генерирует специальный идентификационный номер, состоящий из 50 цифр. Сгенерированный номер владелец ПО передает в центр активации Microsoft. Получив этот номер, центр активации сообщает пользователю другой специальный ключ, также представляющий собой последовательность цифр. Пользователь вводит этот ключ в ответ на запрос программы активации, после чего программный продукт готов к постоянному использованию.
По правилам Microsoft владелец коробочной версии ПО может выполнить две активации, а владелец ОЕМ-версии - одну. От нелицензионного копирования будут защищены все версии продуктов - коробки, академические и ОЕМ-версии, дистрибутивы для покупателей лицензий по программам Open License и OSL, демонстрационные версии и т. д.
Как подчеркнул Гамид Костоев, руководитель отдела маркетинга московского представительства Microsoft, защита ПО путем введения обязательной активации - это всемирная инициатива Microsoft в области охраны авторских прав. За последние два года технология Product Activation была успешно внедрена в версиях Microsoft Office, поставляемых в такие страны, как США, Канада, Бразилия, Китай, Новая Зеландия и Австралия. Представители Microsoft утверждают, что там эта инициатива не вызвала недовольства пользователей.
По словам Сергея Алпатова, менеджера по маркетингу Microsoft Office и настольных приложений, компания постаралась в максимальной степени учесть интересы легальных пользователей и сделать процесс активации удобным и необременительным. Если у пользователя есть выход в Интернет, активацию можно выполнить в процессе инсталляции программы. От пользователя потребуется сделать лишь несколько дополнительных щелчков мышью. Все процедуры - отправка идентификационного номера в центр активации, прием специального ключа и его ввод будут выполнены автоматически. Если пользователь не имеет доступа к Интернету, он может сообщить идентификационный номер по телефону, и оператор центра активации сразу же продиктует ключ. Связаться с центром можно в рабочее время, активация ПО через Интернет осуществляется круглосуточно. В Microsoft понимают, что большинство звонков в центр активации будут междугородними. Чтобы не заставлять пользователей тратить деньги на междугородние переговоры, им могут позвонить из центра активации. Но один короткий междугородний звонок пользователям все же придется сделать - сообщить в центр свой номер телефона. Если и телефонная связь недоступна покупателю, в центр можно отправить телеграмму или написать обычное письмо.
Хотя процедура активации и является обязательной, пользователь может начать работу с программным продуктом сразу же после его инсталляции. Но период нормальной работы программ в этом случае ограничен. Так, ОС Windows будет работать в течение месяца после инсталляции, а приложения Microsoft Office можно запустить не более 50 раз (при этом будет учитываться каждый запуск любого из приложений - Word, Excel и т. п.). Если после 50 запусков пакет не активирован, он переходит в режим ограниченной функциональности, который не позволяет создавать и сохранять документы, а также выполнять макросы.
Новая инициатива Microsoft вызвала неоднозначную реакцию специалистов рынка ИТ. Многие согласны с тем, что ПО следует защищать от нелицензионного копирования. Но существует и другая точка зрения - программы должны быть бесплатными, а зарабатывать деньги поставщик должен, предоставляя услуги. Sun Microsystems - одна из компаний, пропагандирующих такой подход. Как известно, эта фирма выпустила программу Star Office - бесплатный пакет офисных приложений. По словам представителей Sun, число пользователей, загружающих ПО с Web-сайта компании, растет с каждым днем. Ряд фирм-
сборщиков ПК предустанавливают Star Office, с некоторыми компаниями подписаны дистрибьюторские соглашения.
После выхода защищенных версий ПО пользователи начнут искать им замену. При этом они должны будут сами себе ответить на вопрос: "Какое ПО мне нужно, для каких целей, с какими функциями?" Не секрет, что в полном объеме функциональные возможности ПО Microsoft используются очень редко. Многим для работы вполне достаточно более простых программ. Такие программы существуют, они распространяются через Интернет бесплатно или за символическую плату. Главные их недостатки - они не русифицированы, для них не предусмотрены документация и техническая поддержка. Microsoft, кстати, тоже ограничила бесплатную техническую поддержку (см. CRN/RE № 1/2001).
В этой ситуации стоит вспомнить о том, что существуют отечественные продукты, например программы компании "Арсеналъ". По словам ее генерального директора Алексея Проничева, продажи текстового редактора "Лексикон" на корпоративном рынке растут. Как только пользователи приходят к пониманию того, что их потребности ограничиваются подготовкой текстовых документов, они начинают обращать внимание на соотношение цены программного продукта и его функциональных возможностей. И делают выбор в пользу "Лексикона".
В то же время Алексей Проничев не считает, что после выпуска продуктов Microsoft, защищенных от копирования, продажи ПО "Арсеналъ" заметно вырастут.
Наиболее жаркие дебаты развернулись вокруг идентификационного номера и количества разрешенных инсталляций ПО. Система активации генерирует номер, используя информацию о компьютере, т. е. "привязывает" программный продукт к конкретному ПК. Какие именно данные и каким образом использует технология Product Activation, сотрудники представительства не знают - это "ноу-хау" Microsoft. Они лишь заверили, что система не сканирует жесткий диск и не использует никакой персональной информации. Вероятнее всего, в идентификационном номере каким-то образом указаны номера процессора, системной платы, жесткого диска, микросхем памяти и других комплектующих. Это вызывает негативную реакцию поборников невмешательства в личную жизнь человека. К слову, когда компания Intel выпустила процессор Pentium III, номер которого можно было узнать через Интернет, с резкой критикой выступили многие организации, стоящие на защите прав и свобод личности. В результате Pentium III был Intel доработан и пользователи получили возможность выбирать, разрешить или не разрешить доступ к этой информации через Интернет. В процессоре Pentium 4 от затеи с номером и вовсе отказались. А тут Microsoft собирается использовать информацию сразу о нескольких компонентах ПК! Даже если с юридической точки зрения действия Microsoft не противоречат никаким законам или декларациям, многих пользователей это может отпугнуть.
Другая, более прагматичная причина негативного отношения к новым инициативам Microsoft - ограничение числа инсталляций ПО. Выходит, что покупатель ПК с предустановленным ПО (ОЕМ-версией) не может приобрести новый компьютер и установить на нем те программные продукты, за которые он заплатил. А владелец коробочного ПО может установить его на новый компьютер не более одного раза. Эта же проблема возникает и при модернизации ПК, замене некоторых комплектующих. Если одновременно меняется не более трех компонентов, система активации на это не реагирует, а если больше трех, - считает, что ПО установлено на новый ПК. Таким образом, проблема переходит в совершенно иную, этическую плоскость. Означает ли ограничение числа инсталляций, что Microsoft никому не доверяет и опирается в своих решениях на презумпцию виновности? Не думают ли руководители компании, что оскорбляют своих пользователей подозрениями, считая всех потенциальными жуликами? Представители Microsoft отметили, что окончательное решение "сколько раз можно доверять пользователю" еще не принято, а ситуацию, когда компьютер меняют чаще, чем ПО, в компании, видимо, считают нетипичной. Проблемы же с активацией ПО предлагают решать в центре в индивидуальном порядке. В самом деле, нашим соотечественникам не привыкать подавать челобитные.
Какое влияние окажет нововведение Microsoft на игроков рынка и принесет ли это ощутимую пользу самому поставщику?
Российские сборщики ПК поддерживают данный шаг Microsoft. "Мы приветствуем любые усилия, направленные на построение цивилизованного рынка, - заявил Юрий Левин, заместитель генерального директора компании "Клондайк". - На объем продаж наших компьютеров и в целом на наш бизнес нововведения Microsoft не окажут заметного влияния. От продаж ПО мы не получаем прибыли, но чем меньше пиратских программ, тем меньше нагрузка на наш сервисный центр, инженеры которого сегодня вынуждены решать проблемы клиентов, использующих нелицензионное ПО".
По словам Владимира Шарова, технического директора компании "Формоза", "пользователи смогут на деле ощутить, насколько незначительны затраты по сравнению с реальными выгодами обладания легальным продуктом".
Дистрибьюторы ПО заявляют, что с внедрением технологии Product Activation заметного изменения объемов продаж не произойдет. евгений Попов, менеджер по продуктам компании CHS, считает, что объем продаж может вырасти, хотя и ненамного. Эту точку зрения разделяет Сергей Фенев, генеральный директор компании CPS. Специалисты Verysell также полагают, что продажи вырастут, но это произойдет, по их мнению, благодаря хорошему маркетингу Microsoft.
Станет ли технология Product Activation барьером на пути нелицензионного копирования ПО? Многие эксперты и аналитики утверждают, что нет. "Весь мир слишком крепко привязан к платформе Microsoft, - отмечает Сергей Груздев, генеральный директор компании Aladdin. - Пиратский рынок очень большой, там крутятся огромные деньги. Поэтому взлом системы защиты - вопрос времени".
Технологии, подобные Product Activation, известны давно. Такие компании, как Wolfram Research, Waterloo Maple, Electronics Workbench, выпускающие научные программы, применяют похожие системы для защиты своих продуктов. Тем не менее их ПО можно найти на пиратских рынках.
Кстати, в Интернете уже появилась информация о том, как обойти защиту в бета-версиях новых продуктов Microsoft.