Тенденции российского рынка модулей памяти

Мировой рынок модулей памяти считается одним из самых непредсказуемых, однако аналитики вряд ли припомнят ситуацию аналогичную той, что сложилась к концу второго полугодия 2000 г. - цены на микросхемы ОЗУ для ПК упали в три раза! Естественно, что это не могло не отразиться и на российском рынке.

В том, к чему привело это резкое снижение цен, нам помогли разобраться руководители фирм - дистрибьюторов модулей памяти: Алексей Кузьминых, директор компании "АК-Цент", и Вадим Майоров, коммерческий директор компании "Патриарх".

Версии

В качестве официальной версии падения цен производители микросхем памяти называют несбывшиеся ожидания очередного подъема продаж ПК в конце 2000 г.

Компании, выпускающие микросхемы, запасли большие объемы материалов и запустили на полную мощность производства, но спрос на компоненты памяти оказался невелик, и производители вынуждены продавать излишки с переполненных складов себе в убыток.

Другая причина падения цен - совершенствование технологий. В прошлом году большинство производителей перевели заводы с технологических норм 0,21 на 0,18 мк, а наиболее передовые компании даже на 0,15 мк. В результате упала себестоимость микросхем: если раньше для модуля емкостью 64 Мбит она составляла порядка 4 долл., то теперь уменьшилась почти до 3 долл. Опустился порог, до которого производитель может понизить отпускную цену.

Однако Алексей Кузьминых справедливо замечает, что себестоимость уменьшилась примерно на 75%, а цены за этот период упали в три раза. И по-видимому, ни официальная версия, ни совершенствование технологии не могут в полной мере объяснить причины резкого удешевления продуктов. Алексей Кузьминых напоминает о ситуации, возникшей в середине 1999 г., когда в связи с падением прибыли с рынка ушли некоторые производители. "Тут же возник дефицит, - напоминает он. - К этому добавилось землетрясение на Тайване и появление на рынке пакета Microsoft Office 2000, который потребовал существенного наращивания памяти. В результате цены на микросхемы памяти за неделю взлетели в четыре раза".

Хотя затем последовало некоторое снижение цен, до лета 2000 г. они продолжали удерживаться на уровне примерно в 2-2,5 раза выше тех, что были годом ранее. По мнению Алексея Кузьминых, в этот период цены были искусственно завышены. Однако микросхема себестоимостью 4 долл. не может долго продаваться по 16 долл. Когда производители получили сверхприбыли, маржа стала возвращаться к норме, и теперь микросхема продается за 4,5-5 долл.

Но тенденция падения оказалась сильной, цены опустились ниже допустимого предела, и, судя по отчетам производителей, в конце декабря 2000 г. достигли уровня себестоимости. "Все это напоминает маятник. Он то поднимается, то опускается, как сейчас, когда производители терпят убытки, - говорит Алексей Кузьминых. - На очереди подъем, но сначала ожидается кратковременный период стабилизации".

Канал не меняется, продажи растут

Падение цен на память не могли не заметить российские продавцы и покупатели. В частности, число предложений модулей brand name - Kingston и Transcend - в одной из электронных баз данных в Интернете с августа 2000 г. по январь 2001 г. возросло с 32 до 2170, т. е. более чем в 65 раз!

Тем временем канал поставок памяти не изменился - в Москве постоянно работают три-четыре дистрибьютора, причем лишь "АК-Цент" и "Патриарх" являются официальными поставщиками продуктов с марками Transcend и Kingston.

"Я точно знаю: новых дистрибьторов памяти на нашем рынке не появилось, - заявляет Вадим Майоров. - Если число компаний, предлагающих компоненты памяти, возросло, то это значит только одно - увеличилось число реселлеров, которые претендуют на то, чтобы профессионально заниматься этим бизнесом, но сами товар не импортируют, а перекупают его у дистрибьюторов".

Повышенный интерес к модулям памяти он объясняет тем, что это эффективный инструмент для модернизации ПК. А низкие цены стимулировали рост оборотов на этом рынке и увеличение числа перепродавцов. И в "Патриархе", и в "АК-Центе" отмечают плавный рост объема продаж за последние полгода. У первой компании он составил примерно 20%, у второй продажи возросли на 60 - 70%, причем половина прироста оборота "АК-Цента" пришлась на декабрь 2000 г. Руководители обеих компаний считают это нормальным сезонным явлением, а не показателем роста рынка в целом.

"Клиенты стали приобретать больше модулей памяти и модули большего объема, однако денег при этом тратили столько же, сколько и раньше", - утверждает Вадим Майоров.

"Пользователи поняли, что цены упали, и за разумные деньги добавить в свой ПК 128 или 256 Мбайт памяти вполне реально", - добавляет Алексей Кузьминых.

Можно было бы предположить, что в условиях резкого удешевления памяти не только конечные пользователи, но и сборщики ПК стали устанавливать в компьютеры ОЗУ большего объема. Но по-прежнему почти половина ПК продается с памятью объемом 64 Мбайт. "Ведь основной оборот наши сборщики делают на дешевых компьютерах, поэтому стремятся довести их цену до минимума, - объясняет Алексей Кузьминых. - Однако число заказов на поставку модулей 128 Мбайт увеличилось, нередки и заказы 256-Мбайт модули. Это естественное эволюционное развитие рынка".

На чем зарабатывает реселлер?

Дистрибьюторы подчеркивают, что цены на модули ОЗУ могут меняться в течение суток весьма заметно, как курс акций на бирже. В подобных условиях содержать склад этих компонентов более чем рискованно. Когда колебания цен достигают 15 - 20%, продавец не способен их компенсировать, ведь маржа на рынке комплектующих не превышает 4 - 10%. В условиях осеннего падения цен многие компании понесли большие убытки, пострадали даже производители. Например, компания Kingston сообщила, что завершила 2000 г. с потерями именно из-за ситуации, сложившейся во втором полугодии.

Лишь большой опыт и знание этого рынка, умение правильно оценивать и прогнозировать ситуацию помогают дистрибьютору выжить и работать с прибылью. При этом он должен угадать, насколько изменятся цены, заказать и привезти продуктов столько, сколько будет продано. "Приходится балансировать, - объясняет Алексей Кузьминых. - Недопустимо как переполнение склада, так и отсутствие продуктов. В первом случае происходит "зависание" товара, его трудно сбыть, а во втором - мы теряем заказчиков, которые будут искать других поставщиков".

На чем же может заработать реселлер в условиях, когда цены на продукты падают, а маржа и так невелика?

Вадим Майоров поясняет, что есть некоторая инерция канала, временной лаг в изменении цен при переходе от одного звена цепочки поставок к другому: "Когда начинается снижение цен, то в первую очередь на это реагирует дистрибьютор, - говорит он. - Скажем, вчера у дистрибьютора модуль стоил условно 100 долл., а сейчас - 97. Можно было бы ожидать, что если вчера у реселлера цена была 105 долл., то сегодня она снизится до 102. Но этого не происходит, некоторое время дилер продает по старой цене. И чем дальше реселлер от импортера, тем позже он меняет цены, и маржа у него повышается до 7-10%".

Выходит, что снижение цен на рынке памяти благоприятно для реселлеров. Возможность заработать привлекает сюда небольшие компании, которые не имеют своих складов, но могут играть на гибком выборе локального поставщика. К числу подобных реселлеров Вадим Майоров относит Seba Computers и Association Protos: "Эти небольшие компании не формируют своих складов. Они регулярно получают от дистрибьюторов складскую и ценовую информацию, специальные условия. Закупают память с их складов и сами доставляют ее клиенту, зачастую конкурируя с самими дистрибьюторами. Для продвижения товара активно используют Интернет".

Вадим Майоров указывает еще на один фактор, позволяющий реселлерам получать дополнительную прибыль: "У каждого дистрибьютора своя схема заказа и доставки товара. У кого-то товар приходит на склад быстрее, у кого-то медленнее, - говорит он. - Разница в два-три дня при стабильных ценах не имеет значения. Но в условиях падения цен тот, кто доставляет товар быстрее, оказывается в более выгодном положении по сравнению с остальными. За два-три дня такой импортер может либо все распродать, предложив более низкие цены раньше конкурентов, либо получить дополнительную прибыль, продолжив торговлю по старым ценам до тех пор, пока они не изменятся у остальных. Таким же образом реселлер узнав о падении цен на складе одного из дистрибьюторов, покупает у него, а заказы от клиентов продолжает принимать, не меняя свой собственный прайс-лист". Когда реселлер узнает, что у некоего энергичного импортера есть товар по низкой цене, он покупает у него, а заказы продолжает принимать, имея в виду прайс-листы других дистрибьюторов".

Что ожидает рынок завтра?

В ситуации, когда цены падают, может наступить перелом, если соотношение спрос/предложение изменится. Однако, по прогнозам Intel, спрос на модули памяти со стороны производителей ПК будет невысок. В компании считают, что выпуск компьютеров в I квартале снизится на 10-15% по сравнению с IV кварталом 2000 г.

В этих условиях естественно ожидать реакции со стороны производителей микросхем памяти, но, когда она последует и в чем выразится, наши собеседники затрудняются сказать. Тем не менее руководители компаний-дистрибьюторов считают, что падение цен не может продолжаться долго. "Думаю, что цены начнут расти, когда кто-то из основных производителей захочет уйти с рынка или на некоторое время "заморозить" производство - до очередного дефицита", - полагает Алексей Кузьминых.

Samsung и NEC уже заявили о переориентации производства с 64-Мбит микросхем на микросхемы 128-256 Мбит, что позволит им повысить цены на компоненты памяти.

Однако более существенным поводом для создания "искусственного" дефицита может стать предстоящая смена технологий. Наиболее популярные сейчас модули стандартов PC100 и PC133 будут вытеснены памятью новых стандартов Rambus DRAM и DDR SDRAM. По данным компаний "АК-Цент" и "Патриарх", они уже есть на рынке, но объем поставок пока незначителен.

Аналитики с пессимизмом оценивают перспективы продвижения Rambus DRAM - компания Intel, основной ее заказчик и проводник на рынке, признала ошибкой выбор этого типа памяти как основного для систем с процессорами Pentium III. Зато VIA Technologies, один из инициаторов продвижения DDR SDRAM, полагает, что будет принят именно этот стандарт.

"Сейчас очень удобное время для внедрения нового стандарта, он позволит производителям заметно поднять цены, - считает Алексей Кузьминых. - Лишь когда производство выйдет на большие объемы, цены начнут снижаться и установятся на уровне несколько выше, чем сегодняшняя стоимость продуктов стандартов PC100 и PC133"