Субъективные заметки на заре новых эр в развитии информационных технологий

Мы продолжаем обсуждение проблем, с которыми столкнулась индустрия ПК в конце прошлого года и путей, которые выбирают разные фирмы в попытке с ними справиться (см. CRN/RE № 3/2001).

Рынок ПК в России в 2000 г.

Согласно предварительным данным IDC, в 2000 г. в Россию было поставлено 1,4 млн. ПК (на 16% больше, чем в 1999 г.) на сумму в 1,3 млрд. долл. Доля компьютеров зарубежных производителей в 2000 г. уменьшилась незначительно по сравнению с предыдущими годами и, по-видимому, стабилизировалась. В стоимостном выражении в 2000 г. общий объем рынка увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2,5%, а с 1998 г. - на 5%. Среди российских производителей ПК наиболее быстрорастущими в 2000 г. названы Aquarius и Inel. Среди зарубежных - наибольший рост продемонстрировала IBM, существенный рост отмечен у Compaq и Hewlett-Packard.

Как отмечается, изменения на рынке по долям установленных процессоров отражают мировые тенденции: доля Pentium II снизилась с 16% в I квартале 2000 г. до 1% в IV квартале, доля Pentium III за этот же период стабильно росла с 17 до 45%. Доля Intel Celeron варьировалась в пределах от 60 (I квартал) до 48% ПК, поставленных в IV квартале. Этот процессор в 2000 г. оставался наиболее популярным в России.

По мнению экспертов IDC, в 2000 г. рост российского рынка ПК был обусловлен благоприятными экономическими условиями и растущей уверенностью потребителей. IDC предполагает в 2001 г. рост рынка на уровне 14% при условии сохранения умеренного роста экономики, а также если мировые цены на основные экспортные материалы и полезные ископаемые не претерпят значительных негативных изменений и на рынке не произойдет существенных перемен, обусловленных политической нестабильностью или изменениями условий импорта. Последний фактор может негативно влиять на российский рынок ПК в первой половине 2001 г.

Выбирайтесь своей колеей!

Поиски правильного выхода из нынешнего "эволюционного тупика" ведут все без исключения поставщики. Многие процессы пока протекают скрытно, что-то готовится в недрах корпораций под большим секретом, чтобы не натолкнуть конкурента на идею, которая может оказаться важнее технологии.

IBM, констатировав почти два года назад, что мир вступает в "новую геологическую PostPC-эру" ("new eon"), тогда же объявила одноименную стратегическую концепцию EON - Edge of Network. Компания закрыла все свои семейства настольных ПК, введя единый брэнд NetVista, который объединяет все настольные устройства - от самых мощных компьютеров до бездисковых сетевых тонких клиентов. Но это лишь начало. Судя по новостям, IBM, с ее огромным бюджетом исследований и разработок и свойственной ей фундаментальностью подхода, пытается нащупать оптимальные варианты терминальных "пограничных" eon-устройств для новой эры, оценивая и создавая в своих многочисленных лабораториях самые разные, абсолютно новые подходы. Уже в ближайшие месяцы кое-какие концепт-устройства мы увидим в прототипах или на рынке - это Life Networking InfoPortal, WatchPad, ThinkPad TransNote и пр. По словам первых лиц компании, значительно изменится и ее портативное семейство, и уже через пару лет дизайн новых ThinkPad станет гораздо свободнее, все будет подчинено функциональности и мало напоминать нынешний строгий "футляр".

Скоро исполнится два года и повороту в том же направлении Compaq, произошедшему с приходом к руководству фирмой Майкла Капелласа. Фирма в отличие от IBM в большей степени рассчитывает на уже существующие на рынке технологии, в рамках различных партнерских соглашений расширяя свое семейство iPaq (к примеру, двусторонний пейджер iPaq разработан и производится RIM), - и эта тактика позволила ей первой выйти на рынок с большим семейством цифровых устройств (см. CRN № 17/2000). В январе к нему добавился объявленный на CES стационарный интеллектуальный MP3-плейер с 20-Гбайт диском iPaq Music Center.

Всерьез занявшись перестройкой бизнеса, руководители Compaq в конце 1999 г. планировали, что в 2002 г. доходы от новых направлений, в том числе iPaq, составят более половины всех доходов компании. Однако следящие за рынком аналитики пока не засчитывают вендорам подобную околокомпьютерную "мелочевку" в неофициальном соревновании за первенство на компьютерном рынке, и потому сейчас одна из горячих тем для обсуждений - предстоящая "смена лидера": Compaq после семилетнего бессменного мирового лидерства по числу поставляемых ПК, судя по всему, в I квартале этого года уступит первенство Dell (в 1990 г. лидером была Apple, в 1991-1994 гг. - IBM).

Dell после неудачи с "Webster" (WebPC) предпочитает держать паузу и никаких новых проектов пока не объявляла, сосредоточившись на выпуске "обычных" ПК. Домашний рынок занимает в структуре продаж компании гораздо меньшее место, чем у конкурентов, - и кризис ее затронул в меньшей степени: ее оборот в IV квартале, хотя и оказался ниже планировавшегося, вырос на 25% по сравнению с тем же периодом 1999 г., а Dataquest полагает, что продажи ее ПК возросли в этом квартале на 40% (что поневоле наводит на мысль,

а нужна ли вся эта суета с новыми типами устройств?). Dell продает в комплекте со своими компьютерами (в качестве опции) и PDA, и цифровые плейеры, но под марками их производителей.

Compaq и Apple были в числе наиболее пострадавших от внезапного падения спроса в конце года, их складские запасы в декабре превышали 10 недель, не слишком "отставали" и другие вендоры. Эти заторы постепенно разбираются, но цена подобного затоваривания велика и распределена во времени. Запасы приходится реализовывать со значительными скидками или компенсациями - при и без того очень небольшой сегодня марже. Таким образом, финансовые результаты текущего (как минимум) квартала ухудшаются, даже если число проданных ПК удастся увеличить. Одна за другой вводимые скидки, компенсации и снижения цен на разные модели могут провоцировать конфликты в канале. Наконец, тормозится выход новых продуктов, которые могли бы вновь стимулировать покупательский спрос.

Все эти эффекты гораздо меньше выражены при работе по модели прямых продаж, кроме того, компании куда легче оперативно снижать цены в ответ на падение спроса, что Dell и делала на протяжении IV квартала. И все же в начале февраля, кажется, "накрыло" и Dell - компания снизила свои планы на I квартал, появились сообщения о предстоящем сокращении расходов и первом в истории компании массовом увольнении, опять поползли вниз акции...

Тем временем вслед за "что делать" вспомнили и про "кто виноват" - подошел черед оргвыводов. В Gateway (общее четвертое место и второе - по продажам в потребительский сектор на рынке США), у которой по итогам IV квартала продажи упали на 15%, а потери составили 94 млн. долл., произошла реставрация. Фирма начала перестраивать свои бизнес-модели одной из первых, три года назад, с приходом к руководству Джеффри Вейтцена и его команды менеджеров. Они основное внимание уделяли сервисным моделям ведения бизнеса, плате за разного рода услуги, а не за "ящик", а также сделали ставку на розничные продажи (которые в наибольшей степени оказались затронуты нынешним кризисом), открыв 300 магазинов по всему миру. Компания заключила очень важный альянс с AOL, получила 800 млн. долл. инвестиций и разрабатывает семейство информационных устройств под маркой AOL Gateway для доступа в Интернет и к услугам AOL (27 млн. подписчиков!). Однако Вейтцен оказался тем, кто "хотел хорошего, но не успел". 29 января основатель Gateway, владелец 100 млн. (т. е. более 30%) акций компании Тед Уэйтт (в январе 1998 г. ушедший на пост председателя и оставивший пост главного управляющего Вейтцену) произвел кадровый переворот, вернув себе этот пост и уволив сразу семерых "членов политбюро" фирмы во главе с Вейтценом. Уэйтт пока не объявил, какой именно будет новая стратегия, но многие ожидают "возвращения к корням", к исходной модели прямых продаж, на которой, собственно, и выросла Gateway, а также снижения доли сервис-моделей, на которые, как теперь заговорили, излишне полагалась прошлая команда. Маятник качнулся обратно? Возможно, Вейтцен действительно забегал вперед и рынок еще не вполне дозрел для столь широкого использования новых "пролонгированных" источников доходов в ПК-бизнесе, - но в условиях снижения цен на ПК обращение к ним в той или иной форме неизбежно. Наверное, в 2001 г. одного "возвращения к корням" будет мало. В ближайшее время мы непременно узнаем еще одну версию vision состояния и направления движения компьютерного рынка - версию Уэйтта.

Сегодня многие внутри и вовне компании сравнивают его возвращение с возвращением Джобса в Apple. Это действительно ассоциация, первой приходящая на ум, хотя в Apple все было много сложнее и загадочнее. А главное - надо посмотреть, удастся ли Уэйтту то, что удалось в 1998-1999 гг. Джобсу.

...Но сама по себе тенденция многообещающая. Следует ли теперь ожидать и возвращения Джима Кларка к руководству SGI, урожденной Silicon Graphics, Inc.?

Время реставрации, или Все на защиту ПК!

Высказывания первых лиц IBM, Compaq, Gateway, ряда аналитиков и журналистов, упавшие на почву, давно подготовленную Эллисоном и Макнили, в сочетании с атмосферой ажиотажа, окружающей всяческие цифровые устройства, действительно создали вокруг ПК атмосферу нестабильности и неуверенности.

Гейтс, Баллмер и другие деятели высшего ранга из Microsoft, произнося время от времени дежурное заклинание "PC is not dead", одновременно вели (как в открытую, так и за кулисами) бурную деятельность по созданию и продвижению альтернативных средств доступа к контенту (X-Box, Microsoft TV, Ultimate TV), тратя на это миллиарды долларов, что заметно девальвировало весомость их выступлений в защиту ПК. Intel, казалось, уходит в e-коммерцию, Интернет-экономику и вообще в Интернет-мир. Скорейшему формированию такого мира лично способствовал глава компании Крейг Барретт, который, словно папа римский, разъезжал по разным странам (36 за год!) с евангелистическими проповедями, произнося, в частности, фразы вроде "Десятилетие ПК закончилось. Наступило десятилетие Интернета!", а в качестве новых стратегических приоритетов компании объявляя создание и выпуск тех кирпичей и блоков, из которых будет строиться инфраструктура нового полносвязного мира. А тут еще наступил конец года, принесший с собой "проблему Y2K4Q"... В общем, положение ПК представлялось аховым - и не было видно, кто в этих условиях всеобщего брожения сможет защитить его.

Но уже в первый месяц нового года в мире ПК появились первые признаки консолидации в противостоянии негативным тенденциям. Думаю, что именно кризис конца года подтолкнул ряд видных деятелей индустрии к пониманию того, что без конструктивной, объединяющей, позитивной концепции - своего рода "национальной идеи" мира ПК, и, главное, - без широкой агитации и пропаганды (маркетинга по-нынешнему) такой идеи в массах этих тенденций не преодолеть. Новые концепции роли ПК в изменившемся мире практически одновременно выдвинули Крейг Барретт и Стив Джобс - и концепции эти совпали вплоть до деталей. Разница лишь в выбранных лозунгах-названиях и в маркетинговой упаковке, в той "нагрузке", которую цепляют руководители фирм к этому маркетинговому паровозу. Итак, если верить Барретту и Джобсу, в первые 10 дней нового века с интервалом в несколько дней мы вступили сразу в две новые эры - ЕPC и DLS соответственно.

Джобс: Эра Digital Lifestyle и "Цифровой центр"

До сих пор всегда стойко отмалчивавшийся в идущих вот уже полтора года спорах по поводу PostPC и appliances, Джобс наконец-то счел нужным приоткрыть свою позицию. Подчеркнем: весомую позицию основателя - человека, построившего в 1976 г. самый первый ПК! Написав на очередном слайде своей презентации на выставке Macworld (см. CRN/RE № 2/2001, с. 13) слово Vision, Стивен Джобс, председатель совета директоров и исполнительный директор компании Apple, изложил свою концепцию Digital Hub. Вот суть сказанного:

"Мы не думаем, что ПК умер. Мы считаем, что он эволюционирует. Он прошел путь от своих доисторических времен 70-х годов к первой золотой эре - эре Производительности (80-е и начало 90-х), продолжавшейся полтора десятилетия, затем в конце 90-х пережил вторую золотую эру - эру Интернета, который был двигателем индустрии на протяжении последних пяти лет. И хотя сейчас рост замедлился, ПК не умирает, а просто переходит в следующую стадию, в свою третью золотую эру - эру Digital Lifestyle, Цифрового стиля жизни. В этой эре ПК суждено, сохранив все эволюционные приобретения предыдущих эпох, превратиться в "Цифровой центр" (Digital Hub) для все увеличивающейся популяции новых цифровых устройств. Он станет Цифровым центром, поскольку способен делать многое такое, что все эти цифровые устройства делать не могут. пК способен выполнять комплексные приложения. ПК обладает большим экраном, который необходим для развитых пользовательских интерфейсов, которые, в свою очередь, необходимы для того, чтобы делать такие работы, как подготовка и запись CD и DVD-дисков. ПК имеет большие объемы недорогой внешней памяти. И ПК может общаться с Интернетом любым способом и на любой скорости. В новую эру ПК будет оставаться в центре - не только многократно увеличивая ценность, потребительские качества каждого из устройств, но и связывая их между собой. А тем цементом, который соединит вместе все элементы, обеспечит все эти приросты, станут приложения".

Именно такие приложения, как iMovie, iTunes, iDVD и другие, еще только разрабатываемые, "i-программы" должны, по мнению Джобса, послужить залогом выживания и процветания ПК в эпоху "цифрового стиля жизни".

Барретт: EPC - Центр цифровой Вселенной

Крейг Барретт, выступая в качестве приглашенного докладчика в Лас-Вегасе на открытии Consumer Electronics Show (CES), предложил новую концепцию развития ПК в наступающую цифровую эпоху. Эту эпоху Барретт определил как Extended PC Era - эра Расширенных ПК. Вот вкратце логика Барретта. Мир становится цифровым, взрыв цифровой информации создает вокруг нас "цифровую Вселенную". Центром же и исходной точкой этого взрыва был ПК. ПК на протяжении многих лет был замечательным средством повышения персональной производительности, средством вычислений. ПК - истинный центр Интернета, основное клиентское устройство в Сети. Сегодня цифровая Вселенная расширяется: появляется все больше и больше самых разных цифровых устройств. Они, однако, не конкурируют с компьютером: подключаясь к нему, они становятся его периферийными устройствами - и дальше расширяют его возможности, повышают его мощь. И такой "Расширенный компьютер" - Extended PC будет и далее оставаться центром расширяющейся цифровой Вселенной.

Для иллюстрации расширенных возможностей компьютера Крейг Барретт продемонстрировал работу различных электронных устройств (цифровых камер, видеокамер, игрушек, электронных книг, аудиосистем, PDA) в сочетании с компьютером на базе процессора Pentium 4, представив тем самым новое направление в деятельности компании - выпуск цифровых бытовых устройств, подключаемых к компьютеру или работающих вместе с ним. Intel и ранее время от времени, "пробуя воду" или желая подтолкнуть развитие индустрии в нужную сторону, выпускала различные любопытные концепт-устройства, - однако одним из стратегически важных это направление названо впервые. Барретт заявил, что Intel намерена продолжить разработку и поставки под своей маркой новых устройств: цифровых аудиоплейеров, веб-планшеток и многого другого.

Развитие событий в январе-феврале, проводимые в разных странах пресс-акции Intel с пропагандой положений выступления Барретта показали, что действительно раскрутка началась по полной программе, и отныне самым агрессивным образом будет продвигаться, внедряться в умы потребителей именно связка, тандем Extended PC-Pentium 4, в чем всем нам как читателям, слушателям, телезрителям придется многократно убедиться уже в ближайшие месяцы, когда Intel планирует начать превращать Pentium 4 в продукт массового рынка (все, наверное, помнят рекламные кампании MMX и Pentium III).

Смена компанией Intel "лозунга дня" естественна и объяснима. Триумф Интернет-экономики после известных событий прошлого года отложился на более поздний срок. Тем временем ПК стали продаваться хуже, а у Intel, как мы уже говорили, возникли некоторые проблемы с продвижением Pentium 4. Ассоциация Pentium 4 с цифровыми устройствами - своего рода дуплет. Она переводит фокус внимания на мультимедийные, потоковые, связные применения, где новый процессор действительно может показать преимущество над Pentium III. Одновременно этот ход, позиционируя ПК как необходимый элемент, "центр" для работы с цифровыми устройствами, способен помочь в преодолении тенденции падения потребительского интереса к ПК. Перефразируя прошлогодние высказывания Барретта, можно сказать теперь так: "Десятилетие PC завершилось. Наступила Эра Extended PC".

Слово и дело

Близость концепций, даже текстуальная, одновременность их выдвижения невольно наводят на мысль о согласованности шагов. В самом деле, не договорились ли лидеры индустрии перед лицом общей беды о совместных действиях, не заключили ли "Водяное перемирие"? А если еще нет - почему бы им не "объединить свои праздники" при таком совпадении позиций?

Отметим, что сама по себе идея "цифрового центра" не нова, о "центре цифровой гостиной", "сердце цифрового дома", "домашнем шлюзе-концентраторе" и т. п., о предстоящей битве за это звание между компьютером, телевизором, приставкой, игровой консолью говорили многие на протяжении последних пяти лет, многие компании давно работают в этом направлении (разговор об этом выходит за рамки статьи; подобные темы вот уже два года мы обсуждаем в рубриках "Параллельные миры" и "Конвергенция" журнала PC Magazine/RE). В прошлом году Гейтс употреблял термин "PC Plus" - в ответ на "PostPC" Герстнера. Если вспомнить телевидение (в котором никакого кризиса не наблюдается и которое более или менее поступательно развивается в сторону цифрового, HD-, интерактивного и т. п. ТВ), то там в разных концепциях и проектах задействованы уже все эпитеты ряда: Advanced, Enhanced, Expanded и Extended TV, - так что у промоутеров ПК-индустрии еще масса апробированных вариантов.

Но не в названии суть. Чем примечателен текущий момент - именно началом активного и умного маркетинга "Новых ПК", тем, что впервые сделана попытка внятно указать место ПК в новом цифровом мире. Маркетинговый ход действительно придуман тонкий, в духе восточных единоборств, и, наверное, единственно возможный в сложившейся ситуации: не бороться против волны ажиотажа, окружающей новые порожденные цифровой конвергенцией устройства, а попытаться использовать всю эту энергию "в пользу ПК", объявив последние центром всего сущего. Вовремя сказанное слово значит много, и если высказанная Эллисоном пять лет назад еретическая концепция NC по сути послужила отправной точкой нынешнего кризиса ПК, то у январских инициатив Барретта и Джобса в самом деле просматривается потенциал для укрепления позиций ПК. Потускневший было образ ПК можно опять сделать привлекательным.

Теперь остается вложить эту идею в голову потребителя. И исхитриться при этом подтолкнуть его к покупке именно нового ПК, "Центра", - а не всех этих заманчивых и не слишком дорогих цифровых устройств, многие из которых, в общем-то, прилично смогут работать и со старым компьютером...