Давос, небольшой курортный городок в швейцарских Альпах, ежегодно на несколько дней становится политической и экономической столицей мира. Проходящий там международный экономический форум по праву считается одним из важнейших мировых событий, оказывающих заметное влияние на политику многих стран и мировую экономику.
Задуманный более 30 лет назад форум в первые годы своего существования был мероприятием исключительно для экономистов. Затем к ним присоединились политики, а еще позже, когда процессы мировой экономической интеграции набрали силу, форум стал объектом пристального внимания для средств массовой информации. Основная задача, которую на протяжении всех этих лет решают организаторы и, судя по отзывам участников и гостей, решают успешно, — создать условия для свободного и беспрепятственного общения. Притягательность и специфика Давоса во многом определяются как декорациями, на фоне которых разворачиваются события (тихое, уединенное, потрясающей красоты место в горах, на всякий случай окруженное кордонами полиции), так и необычайно демократичной атмосферой. В самом деле, где еще сильные мира сего могут пообщаться вот так запросто, без протокола?
В последние годы состав участников и гостей форума расширился. В поле зрения организаторов попали высокотехнологичные компании, составляющие одну из основ экономики развитых стран и оказывающие сильное влияние на темпы их роста. Учитывая это обстоятельство, на форум стали приглашать руководителей таких фирм.
Отрадно отметить, что среди приглашенных были и наши соотечественники. В 2000 г. в Давосе побывал Анатолий Карачинский, президент группы компаний IBS (см. CRN/RE № 3/2000), а в этом году «наших» было уже трое: Наталья Касперская, генеральный директор компании «Лаборатория Касперского», и Михаил Донской, генеральный директор фирмы «ДИСКо», и вновь Анатолий Карачинский.
Цели, которые преследуют организаторы, просты и понятны. Во-первых, идя в ногу со временем, нельзя игнорировать сферу высоких технологий. Хотя бы потому, что сегодня там сосредоточены громадные финансовые потоки. Во-вторых, надо сделать так, чтобы участникам, в первую очередь экономистам, форум был интересен. Кроме того, присутствие первых лиц из технологических компаний позволит привлечь инвесторов и венчурных капиталистов. Ведь форум, какие бы высокие цели он ни преследовал, — коммерческое предприятие. По некоторым оценкам, затраты организаторов на проведение форума составили примерно 50 млн. долл., а оборот достиг 150 млн. долл.
В прошлом году в рамках форума была открыта специальная секция под названием «Технологические пионеры», на которую были приглашены руководители 50 высокотехнологичных фирм со всего мира. В 2001 г. их число увеличилось до 100.
«Стиль форума напоминает светский раут. попасть туда можно только по рекомендации. Но уж если туда попал, возможности для общения и налаживания контактов впечатляющие», — отмечает Михаил Донской. В секцию «Технологические пионеры» вошли компании из разных отраслей. Поэтому члены секции обсуждали самые общие проблемы. Похоже, что одна из целей организаторов форума заключалась именно в том, чтобы потенциальные бизнес-партнеры налаживали контакты, чтобы, встретившись в будущем, они адекватно и рационально выстраивали отношения.
«Это очень актуально в наши дни, когда 95% общения осуществляется по проводам, — подчеркнул Михаил Донской. — Безусловно, с партнером легче работать, если знаешь его лично. В этом смысле Давос многое дает для расширения кругозора и понимания, кто есть кто. Но все это — задел на будущее. Лично я не привез из Давоса никаких контрактов, да я на это и не рассчитывал. Расширение круга потенциальных партнеров — это как образование — сиюминутной отдачи не бывает. Или как культура — накапливается годами, но потом в нужный момент сработает».
Общей темой, объединявшей участников форума, было развитие бизнеса. Практически никто не говорил о технологиях, говорили о другом — как строить технологический бизнес. Сегодня тенденции на мировом рынке таковы, что основной акцент поставщики делают уже не на продажу продукции или услуг, а на продажу времени, образа жизни. Например, покупателю нужно предлагать не автомобиль сам по себе, а автомобиль как часть жизни в течение нескольких лет. Заплатил — и не думаешь ни о чем — ни о ремонте, ни о заправке, ни о страховке и т. д. Эта концепция в полной мере переносима в область ИТ. Информационная среда уже построена, теперь надо предложить пользователю не время доступа к среде, а время обитания в ней.
«Для меня как для руководителя компании участие в форуме было очень полезным, — сказала Наталья Касперская. — Удалось наладить несколько перспективных контактов, из дискуссий, в которых я участвовала, вынесла ряд оригинальных идей. По уровню репрезентативности Давос стоит гораздо выше, чем аналогичный форум в Зальцбурге. Правда, в Зальцбурге проблемы экономики и бизнеса в России обсуждались весьма оживленно и заинтересованно, чего нельзя сказать о Давосе».
Важная миссия, которую пришлось выполнять представителям нашей страны, — формирование в глазах зарубежных партнеров и инвесторов положительного имиджа России. К сожалению, у многих из них представления о нас искажены, и обычно в худшую сторону. Поэтому так неохотно идут зарубежные инвесторы в Россию. Нашим компаниям это, естественно, вредит.
Есть у финансистов такое понятие — страновый риск. Это коэффициент, который показывает, насколько рискованно вложение денег в экономику данной страны. Для России он составляет сейчас от 30 до 40%. И этот коэффициент пересчитывается в деньги. Например, если российская компания стоит, условно говоря, 100 млн. долл., то зарубежные покупатели дадут за нее только 60 млн. долл. Более того, зарубежные партнеры не спешат покупать и нашу продукцию. Максимум, на что они согласны, — это приобретение перспективных технологий. А ведь уже сегодня наши компании могли бы получить инвестиции для своего развития.
Недостатка в инвесторах на форуме не было. По наблюдениям Михаила Донского, ни один руководитель компании, входящей в секцию «Технологические пионеры», не был обойден их вниманием: «Инвестора видно издалека. Идет такой, со всеми подряд знакомится, никого не пропускает, всем раздает визитные карточки».
Как считает Наталья Касперская, в результате поездки в Давос достигнута одна важная цель: «Венчурные капиталисты увидели, что в России есть компании, которым можно доверять, есть цивилизованный бизнес. Мы сделали все возможное, чтобы достойно представить нашу страну. И чем больше будет подобных встреч, тем лучше».