Компания «Арсеналъ» сформировала стратегию работы на ближайшие годы. Основные усилия будут сосредоточены на продвижении продуктов на корпоративный рынок и аутсорсинге — разработке заказных программ.
Как рассказал Алексей Проничев, генеральный директор компании, аутсорсинг — сравнительно новое направление деятельности фирмы. Первый крупный контракт с зарубежным заказчиком, а им стала компания Samsung, был заключен в начале этого года (см. CRN/RE № 1/2001). Однако уже сегодня доля аутсорсинга в обороте «Арсенала» составляет 20%. Еще 20% приходится на долю корпоративных проектов, но основу бизнеса компании (60% оборота) по-прежнему составляют ОЕМ-поставки ПО и сбыт через Интернет-провайдеров.
Доля розничных продаж невелика, и есть тенденция к ее сокращению. Купить продукцию «Арсенала» в розничных магазинах можно в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах, например в Красноярске и Новосибирске.
По словам Алексея Проничева, с аутсорсингом в компании связывают большие надежды. Специалисты «Арсенала» уверены, что российские разработчики ПО могут составить достойную конкуренцию индийским и китайским программистам и в будущем потеснить их на этом рынке. Наши программисты, в отличие от зарубежных, работают творчески, а не следуют слепо букве технического задания. Уже сегодня, сравнивая продукцию разработчиков из России и Азии, многие специалисты отмечают, что программы последних «какие-то невзрачные». Кроме того, зарплата зарубежных программистов выше, чем у наших соотечественников, соответственно выше накладные расходы на разработку ПО. Наконец, по мнению Алексея Проничева, российское образование по-прежнему остается одним из лучших в мире, обеспечивая высокий уровень технической и математической подготовки наших специалистов.
Еще одно перспективное направление деятельности фирмы — продажа своего ПО на зарубежных рынках. Продукты «Арсенала» можно встретить в Австралии, Германии, Чехии, но до сих пор поставки в другие страны носили лишь эпизодический характер. Похоже, что они все-таки понравились зарубежным пользователям. Если это так, у компании может появиться еще один хороший источник дохода. Во всяком случае переговоры, которые представители «Арсенала» провели с потенциальными партнерами и заказчиками на выставке CeBIT и на 4-м экономическом форуме «Россия 2001», состоявшемся в апреле в Лондоне, показали, что спрос на российское ПО за рубежом есть, и довольно большой.
Говоря о политике фирмы в области разработки ПО, Алексей Проничев подчеркнул, что «Арсеналъ» ориентируется не на секторы рынка, а на потребности пользователей. Именно это определяет ассортимент продуктов фирмы и аудиторию ее пользователей.
Компания продвигает ПО как собственной разработки, так и третьих фирм. Самый большой доход «Арсеналъ» получает от продаж системы машинного перевода «Сократ». Второе место занимает текстовый процессор «Лексикон». Далее следуют система ведения личных финансов «Декарт» и Интернет-утилиты, куда входят «Сократ-Интернет» — версия системы «Сократ» для перевода Интернет-страниц, программа восстановления искаженных почтовых сообщений «Реаниматор» и продукты фирмы «Диско» — «Диско-Искатель», «Диско-Качалка» и «Диско-Наблюдатель».
Стремясь учесть потребности разных категорий пользователей, «Арсеналъ» выпускает семейства родственных продуктов. Так, кроме традиционного текстового редактора «Лексикон» существуют версии «Лексикон XL» (добавлена возможность создания электронных таблиц) и «Лексикон-Верба» (с функциями криптозащиты). На базе технологии автоматизированного перевода разработано другое семейство продуктов, в которое входят «Сократ Персональный», «Сократ Профессиональный», «Сократ-Интернет», «Сократ-Словарь» и «Сократ-Сервер», а также версия для карманных ПК (КПК) — «Сократ СЕ» для Windows CE. Кроме того, планируется выпуск версии программы «Декарт» для КПК.
Послекризисный период, по словам главы «Арсенала», у компании был длительным, но теперь он позади. За последний год оборот фирмы увеличился в два раза, а осенью 2000 г. компания по объему продаж вышла на докризисный уровень. Примерно в два раза вырос и штат программистов. Это связано с активизацией «Арсенала» в области аутсорсинга. Планов по расширению линейки продуктов у руководства компании пока нет, но существующие версии ПО будут постоянно совершенствоваться. Активные маркетинговые акции в рознице пока не планируются; для продвижения своих продуктов поставщик намерен проводить семинары для корпоративных клиентов и ОЕМ-партнеров.