По данным ITResearch, в 2012 г. по официальному каналу в Россию поступило около 3,89 млн. планшетных ПК, что существенно превысило самые оптимистичные прогнозы. В деньгах объем рынка планшетов оценивался почти в 1,77 млрд. долл. Темпы роста в годовом исчислении составили 344% в штуках и 278% в деньгах.

В ITResearch отметили, что в 2012 г. снизился уровень консолидации рынка — если в 2011 г. шестерка ведущих поставщиков планшетов занимала 72,5%, то в 2012 г. ее доля снизилась на 5%, появились новые игроки.

Хотя, как считает Ирина Кукина, менеджер HP по развитию категории потребительских ноутбуков и планшетов, значительного влияния на расстановку сил менее известные компании не оказали, но, безусловно, усилия некоторых из них не остались незамеченными, а отдельным вендорам удалось серьезно заинтересовать пользователей и сделать хороший задел на будущее.

Одним из «новичков» стала компания 3Q. Руководитель департамента планшетных компьютеров Дмитрий Ефремов говорит: «„Б-бренды“, к которым следует отнести компанию 3Q, повышали качество продукции, улучшали дизайн и соотношение цена/качество. В результате 3Q на российском рынке планшетов за год смогла увеличить свою рыночную долю не менее чем в три раза».

Алексей Чебатко, директор по маркетингу компании Wexler, отмечает: «Мы начали продажи планшетов в начале осени 2012 г., по нашим оценкам, нам удалось захватить около 2–3% рынка».

Компания Samsung, которой аналитики ITResearch отдали первое место на рынке планшетов по итогам 2012 г., по словам Алексея Дорофеева, вице-пре­зидента и главы департамента портативных устройств Sam­sung Electronics в России, во­шла в 2012 г. с целым рядом ­новых моделей, продолжала развивать и дополнять продуктовую линейку и в итоге обо­гнала конкурентов.

По словам Алексея Осипова, представителя ASUS по продажам в России, его компания по итогам года смогла занять третье место с долей 8–10%. Тем не менее он признает, что «достаточно большую долю (око­ло 30%) занимали „Б-бренды“ с планшетами стоимостью до 8 тыс. руб.».

Андрей Терляков, менеджер HP по развитию категории коммерческих ноутбуков и планшетов, напоминает, что в 2012 г. HP вывела на российский ры­нок первый коммерческий планшет HP ElitePad 900 и намерена его продвигать как законченное решение для бизнес-пользователей.

По оценке Андрея Тарасова, директора по закупкам дистрибьюторской компании diHouse, в 2013 г. в России появятся еще нескольких крупных производителей, которые в 2012 г. в этом сегменте не работали: «Значит, нас ждет увеличение ассортимента и снижение цен на планшеты, что отодвинет менее известных производителей. В ближайшем будущем, вероятно, количество брендов сравняется с тем, которое мы сейчас видим на ноутбучном рынке».

«Марвел-Дистрибуция» успешно продвигает планшеты ­лидеров — Apple и Samsung. Но Вячеслав Назаров, директор департамента «Ноутбуки, планшеты, десктопы» этой дистрибьюторской компании, при этом подчеркивает, что в 2012 г. на рынок пытались войти не­мало новых производителей, а в текущем такую попытку предпримет еще большее количество: «Все они сконцентрируются в нескольких сегментах, ужесточив в них ценовую конкуренцию, что сыграет на руку конечным потребите­лям. Но значительных изменений мы не ожидаем».

Анализируя показатели 2012 г., в ITResearch отмети­ли снижение средневзвешенной стоимости планшетов, что свя­зано с рядом факторов, в том числе с ростом доли уст­ройств с уменьшенным размером экрана.

В IDC прогнозируют, что в 2013 г. на поставки планшетов с размером экрана 7–8 дюймов придется уже более 60% всех продаж, в то время как в 2012 г. эта доля составляла лишь 33%.

«В 2012 г. на рынке появились 7-дюймовые планшеты, сейчас это наиболее популярная и быстрорастущая категория», — подтверждает Ирина Кукина.

Аналогичную картину представляет Алексей Осипов, ко­торый говорит, что в течение ­года 90% продаж занимали 10-дюймовые планшеты, а к концу года наиболее популярными стали 7-дюймовые.

С ними согласен Дмитрий Ефремов, который говорит, что сейчас самый ходовой товар — недорогие 7-дюймо­вые планше­ты. Следом за ними шли аппараты с экраном 9,7 дюйма, но их дефицит пе­реключил спрос на экраны 10,1 дюйма.

В дистрибьюторской компании MICS также отметили, что реселлеры интересуются моделями с экраном 7 дюймов — это недорогие устройства с функционалом, достаточным для мобильного общения, интернет-серфин­га, игр, просмотра видео. Зато среди корпоративных заказчиков более популярны мощные устройства с большим размером экрана.

Wexler изначально ориентировалась на выпуск и продажи 7-дюймовых планшетов. В то же время Алексей Чебатко отмечает другую особенность российского рынка: «В отличие от США и Европы, в России значительно выросли продажи моделей, оснащенных 3G- и даже 4G (LTE)-модемами. Поэтому в модельном ряду Wexler 80% всех планшетов оснащаются встроенным модемом».

По словам Алексея Доро­феева, традиционными пара­метрами, определяющими выбор планшета, остаются размер дисплея, поддержка связи 3G (LTE) и объем встроенной па­мяти: «Samsung делает все, ­чтобы потребители могли выбрать продукт, который бы со­ответствовал нужной им ком­бинации упомянутых и других параметров».

Дополнительное разнообразие рынку придали появив­шиеся в 2012 г. трансформеры (превращение планшета в ноутбук). Как считает менеджер по маркетингу продукции ­Fujitsu Сергей Грибанов, темпы роста рынка планшетов ­несколько снизятся, но это будет вызвано постепенным его насыщением, а не появле­нием трансформеров. С ним ­согласен Алексей Дорофеев, ­который полагает, что российский рынок, на котором прева­лируют классические планше­ты, еще далек от насыщения, и Samsung не ожидает значительного снижения темпов рос­та продаж в 2013 г.

Со своей стороны Ирина ­Кукина отмечает: «Сейчас нет очевидных факторов (включая трансформеры), способных повлиять на замедление роста рынка планшетов, и прежде всего ценовых. Эти устройства продаются по ценам до 20 тыс. руб., в то время как цены трансформеров превышают 25 тыс. руб.». Дмитрий Ефремов добавляет: «Преимущество планшета в том, что он компактен и самодо­статочен. Трансформеры — те же самые планшеты, к которым пристегивается клавиатура, но при этом планшеты превращаются в нетбуки, от которых потребитель начал отказываться. Кроме того, клавиатурные блоки заметно увеличивают цены».

Алексей Чебатко обращает внимание на то, что более 90% всех планшетов работают на ба­зе либо ОС Android, либо iOS, в то время как трансформеры, и прежде всего Microsoft Sur­face, используют ОС Windows: «Такие трансформеры могут ­заинтересовать довольно огра­ниченный круг корпоратив­ных клиентов и скорее нач­нут отбирать долю рынка у но­утбуков».

По предварительным оценкам ITResearch, спрос на Win­dows-планшеты в 2013 г. может составить 0,5–1 млн. устройств.

В 2012 г. Fujitsu предлагала планшеты на основе ОС Android и Windows, но, по мнению Сергея Грибанова, в текущем году основную часть продаж планшетных ПК составят устройства на ОС Android.

Эту точку зрения разделяет Алексей Осипов: «Хотя ASUS будет предлагать планшеты на ОС Android и Windows, мы считаем, что большую долю (до 80%) займут устройства на Android. В целом по рынку России доля планшетов на этой ОС составит порядка 70%».

Более того, Алексей Доро­феев утверждает, что уже в 2012 г. платформа Android ­вытеснила другие как в коли­чественном, так и в стоимостном выражении.

Wexler предлагает аппараты исключительно на базе ОС Android. И как говорит Алексей Чебатко, компания не видит больших перспектив планшетов на OC Windows (PRO и RT), что предопределено как ценовой политикой Microsoft, так и специфичностью ОС в целом.

Как считает Вячеслав Назаров, в 2013 г. планшеты на базе iOS и Android продолжат со­перничать, борьба будет очень серьезной, а устройства на осно­ве ОС Windows останутся на почетном третьем месте.

По данным ITResearch, в 2012 г. по официальному каналу в Россию поступило около 3,89 млн. планшетных ПК. В деньгах объем рынка — почти 1,77 млрд. долл. Темпы роста в годовом исчислении составили 344% в штуках и 278% в деньгах.

Тем не менее Андрей Тер­ляков утверждает, что коммер­ческое использование планше­тов в большинстве случаев предполагает Microsoft Win­dows, поэтому в бизнес-сегмен­те эта OC будет доминирующей. Для применения в компаниях НР выпустила специализированный коммерческий планшет HP ElitePad 900.

С ним согласен Дмитрий Ефремов, считая, что планше­ты, способные интегрироваться в корпоративную ИС, будут ­базироваться на Windows: «Но поскольку решения на базе Windows 8 вызывают слишком много вопросов, компания 3Q в ближайшее время не плани­рует выпускать такие планшетные компьютеры».

Сергей Грибанов замечает, что для использования на корпоративном рынке планшеты должны быть оснащены до­полнительными средствами обеспечения безопасности данных: системами аутентификации, шифрования, удаленного контроля устройства, а также аксессуарами, обеспечивающи­ми дополнительную физическую защиту.

Алексей Дорофеев, напоми­ная о концепции BYOD (использование сотрудниками собственных устройств), заявляет, что с учетом ее распространения Samsung интегрировала в последние модели все необходимые функциональные средства для их использования в корпоративной среде.

Алексей Чебатко утвержда­ет, что Wexler видит большой потенциал использования планшетов в корпоративной среде и в настоящее время совместно с партнером ведет работы по проектированию системы для торговых организаций.

Хотя компания diHouse про­давала некоторые «корпора­тивные» модели планшетов, но, по словам Андрея Тарасова, большей частью они продавались в розницу и в каких-либо крупных проектах дистрибью­тор не участвовал. В то же вре­мя он уверен, что этот сегмент рынка будет расти.

Как прогнозируют аналитики ITResearch, в 2013 г. можно рассчитывать «лишь только» на 50%-ный рост рынка план­шетов, то есть суммарные продажи за год составят 5–5,2 млн. устройств. В то же время в IDC считают, что в 2013 г. мировые поставки планшетов впервые превзойдут настольные ПК. Кроме того, специалисты IDC полагают, что в 2014 г. планше­ты опередят и «портативные» компьютеры.

Сергей Грибанов согласен с аналитиками в том, что в текущем году рынок планшетов замедлится по сравнению с 2012 г. Самыми популярными останутся устройства с размерами экранов около 10 и 7 дюймов, с чем согласны все вендоры и дистрибьюторы.

При этом в ASUS полагают, что в 2013 г. рынок планшетов вырастет более чем в два раза по сравнению с 2012 г. и почти приблизится к рынку ноутбуков. «Скорее всего, к концу 2013 г. темпы роста несколько замедлятся, это будет связано с насыщением рынка», — говорит Алексей Осипов. При этом он считает, что немного уменьшится доля «Б-брендов» вви­ду того, что появятся модели планшетов «A-вендоров» дешев­ле 8 тыс. руб.

По мнению представителей Samsung, 2013-й на рынке планшетов будет во многом похож на предыдущий год — производители продолжат расширять продуктовые линейки, самих производителей на рынке ста­нет больше, что при снижении стоимости компонентов приве­дет к росту конкуренции во всех ценовых сегментах.

«По мере взросления рынка менее известные производители не выдержат конкуренции и уйдут, останутся признанные лидеры», — полагает Андрей Терляков. Однако Ирина Кукина не согласна с таким ­прогнозом: «В 2013 г. возмож­но укрепление позиций и рост доли неко­торых „Б-брендов“, что обусловлено их низкими ценовыми предложениями, неплохим функционалом устройств, а также активными маркетин­говыми кампаниями».

В компании MICS также ­ожидают обострения конкуренции среди ведущих «А-брендов» — производителей план­шетов, которая может привести к определенным перестановкам на рынке. «Кроме того, на ры­нок окажут давление no-name производители устройств, ко­торые могут занять довольно ­весомую долю», — считает ­Михаил Ярошевский, директор по развитию дистрибьюторской компании MICS.

«Производители, которые могли бы претендовать на ве­дущие позиции, их уже заняли. Между ними начнутся позиционные сражения, и я не исключаю, что расстановка сил в первом эшелоне может измениться», — считает Вячеслав Назаров.

В diHouse рассчитывают на то, что в текущем году ры­нок планшетов может прибавить от 20 до 50% по отношению к 2012 г., а лидировать будут Apple, ASUS и Samsung.

Несколько иной прогноз ­предлагает компания Wexler. «В 2013 г. рост рынка продолжится, продажи составят около 4,7 млн. шт. Лидирующие ­позиции сохранят Apple и Samsung, однако они будут испы­тывать серьезное давление со стороны других производителей», — утверждает Алексей Чебатко.