В современном мире изменения происходят непрерывно, и все больше пользователей живет в «режиме онлайн». Катализаторами трансформации стали смартфоны и планшеты, которые претендуют на роль основных инструментов повседневной жизни. О настоящем и будущем рынка аксессуаров для компьютеров и мобильных устройств, а также о покупательских трендах мы беседуем с Анной Мещеряковой, президентом дистрибьюторской компании Koodoo Technologies.
CRN/RE: Несколько лет назад ваша компания начала заниматься поставками и продажами аксессуаров. Влияют ли рынки аксессуаров и соответствующих устройств друг на друга?
Анна Мещерякова: Возможно, мой ответ кого-то удивит, но, по нашим наблюдениям, развитие рынка аксессуаров уже второй год во многом определяет тенденции на рынке портативных компьютеров и мобильных устройств. Изменения в аксессуарах не только неуклонно следуют за анонсами новинок в линейке мобильных устройств, но и самостоятельно формируют новые тренды, расширяя функционал смартфонов и планшетов.
Суммарная выручка производителей аксессуаров для мобильных устройств в 2012 г. уже измерялась десятками миллиардов долларов, и рентабельность этой категории продуктов для партнеров выше, чем у гаджетов. Сегодня все больше фабрик в Китае, Таиланде, странах Восточной Европы производят аксессуары, привлекая для разработки новых моделей профессиональных дизайнеров, технологов и маркетологов.
В России в 2012 г., по нашим оценкам, было продано более 30 млн. штук аксессуаров к мобильным и портативным устройствам, и этот рынок продолжает расти быстрыми темпами.
CRN/RE: Изменилось ли сегодня представление о функциональности аксессуаров?
А. М.: Несомненно. Еще в прошлом году, приобретая чехлы, футляры, сумки для мобильных устройств, покупатели были достаточно консервативны и думали только об элементарной защите аппарата и удобстве его использования. Более 60% всех проданных в 2012 г. аксессуаров были черного цвета, «под кожу», без каких-либо дизайнерских изысков. Производители предлагали более широкий ассортимент, но тогда мы отказывались, так как покупательские предпочтения были вполне очевидны: консервативный дизайн и в цвете, и в материале, и в функциональности.
Судя по результатам опросов ситуация начинает меняться: покупатели хотят, чтобы их следующий чехол или аксессуар был оригинальным, из инновационного материала, необычного цвета и более стильным. По этой причине и поставщикам, и продавцам надо подготовиться к изменениям предпочтений покупателей. Вместо чехлов для смартфонов мужчины станут приобретать бизнес-портмоне, в котором также будет отделение для кредитных карт, визиток и т. п. Внимание привлекут аксессуары, оформленные как вечерние сумочки, деловые папки или клатчи. Учитывая всеобщее стремление конечных пользователей к «абсолютной мобильности», популярными станут модели-трансформеры, которые можно видоизменять по желанию в зависимости от конкретной ситуации, будь то деловая встреча, командировка или мероприятие выходного дня.
Мы уже почти готовы поверить, что для выхода из дома необходимо и достаточно захватить лишь смартфон. Ведь с его помощью можно (в недалеком будущем) оплачивать покупки, заводить машину, управлять системой с элементами «умного дома» и идентифицировать личность.
CRN/RE: Получается, что люди будут демонстрировать свои предпочтения и индивидуальный стиль с помощью аксессуаров, ведь при всем многообразии смартфонов и планшетов внешне они все больше и больше походят друг на друга?
А. М.: В последние несколько лет мы наблюдаем условный «кризис» технологической инновации. Производители устраивают красочные шоу, проводят масштабные рекламные кампании, однако новые возможности устройств перестали быть определяющим стимулом для их покупки. Как только человек понимает, что с помощью аксессуара он может изменить стиль, создать собственный неповторимый образ, у него легче формируется мотивация к покупке. Предположу даже, что удачно подобранный аксессуар может склонить к покупке нового устройства ту многочисленную группу потенциальных покупателей, которых «все устраивает» в изделии, купленном 2–3 года назад.
Большее значение приобретают материалы и фурнитура. Пластик становится все более тонким и прочным, появляются различные комбинированные варианты. Экологичные материалы уже настолько разрекламированы, что нам остается только пользоваться плодами этого успешного глобального маркетинга: «проактивные» покупатели с большим интересом относятся к изделиям из биопластика и биостекла, несмотря на их высокую стоимость. Одновременно развиваются и технологии производства искусственной кожи. Аксессуары, выполненные из этого материала, зачастую превосходят аналогичные модели из натуральной кожи и по тактильным ощущениям, и по качеству выделки, не говоря уже о высочайшей износостойкости. Параллельно происходит перенос производственных мощностей, ориентированных на выпуск продукции из натуральной кожи, в Турцию и Польшу, из-за чего цена изделий становится более демократичной, а качество с трудом можно отличить от итальянского.
CRN/RE: Как вы оцениваете развитие спроса на аксессуары в будущем?
А. М.: Вырастет спрос на чехлы нестандартных цветов и дизайна, и скорее всего, этот тренд сохранится в течение всего 2013 г. Аксессуары подбирают под одежду, и даже наоборот, хотя, признаемся, последнее случается значительно реже. В аналитических материалах можно встретить информацию о том, что мужчины тоже активно интересуются аксессуарами, подбирая их под деловой, спортивный или casual стиль. Таким образом, постепенно формируется «культура использования аксессуаров».
Что касается конкретных прогнозов, то в 2013 г. рынок аксессуаров может вырасти в два раза хотя бы потому, что тенденция «одно устройство — один аксессуар» перестала быть актуальной. Мы также ожидаем всплеск продаж, не привязанных к одновременной покупке самого гаджета, растут покупки аксессуаров для личных и деловых подарков.
CRN/RE: Это оптимистичный сценарий. А каков пессимистичный?
А. М.: Конечно, рынок аксессуаров чувствителен к кризисным явлениям, это не продукт первой необходимости. Можно сказать, что уже сейчас мы рассматриваем более консервативный сценарий, ведь ситуация в экономике и в канале продаж не прибавляет оптимизма.
Однако, как бы ни развивались события, этот рынок продолжит свое развитие. Производители планшетов и смартфонов регулярно предлагают покупателям интересные новинки, а стоимость этих устройств не позволяет оставить их незащищенными — это весьма расточительно.
Таким образом, самый пессимистичный сценарий будет выглядеть как возвращение к началу, к схеме «одно устройство — один простой аксессуар». Конечно, нам приятно продавать оригинальные, интересные модели, но с точки зрения бизнеса это не так принципиально. Если придется вернуться к трем видам дизайна, мы это сделаем, наращивая при этом и другие компетенции. Так что развиваться мы будем при любом сценарии.
CRN/RE: Аксессуары — только одно из направлений вашего бизнеса — несомненно наиболее выигрышное с маркетинговой точки зрения, но не единственное...
А. М.: Аксессуары — это часть единой экосистемы, которая сложилась в сегодняшнем «диджитал-интернет» пространстве. Мы стали заниматься этим направлением последние два года, а толчком послужили продажи wi-fi-роутеров и других сетевых продуктов, поставками которых компания занимается уже почти 20 лет. Сегмент абонентских интернет-устройств начал активно развиваться, и мы сотрудничали не только с операторами связи и корпоративными заказчиками, но и с федеральным ретейлом. Анализируя наши продажи и запросы клиентов, мы своевременно получили сигнал о растущем рынке аксессуаров и включили его в зону наших стратегических интересов. Сегодня у Koodoo Distribution два основных направления бизнеса: сетевое, телекоммуникационное оборудование и аксессуары для мобильных устройств.
Учитывая тенденции роста на рынке смартфонов и планшетов, а также возможности нашего канала продаж, мы не исключаем расширение своего присутствия на рынке мобильных устройств как таковых, прежде всего планшетов.
CRN/RE: Способствует ли сложившаяся ситуация в сегменте аксессуаров обострению конкуренции?
А. М.: Долгое время этой товарной линейкой занимались в основном небольшие компании, нишевые игроки. Были среди них и компании, которые поставляли только аксессуары, например сумки для ноутбуков. Однако в последнее время этой продукцией заинтересовались и широкопрофильные дистрибьюторы.
CRN/RE: Считается, что аксессуары «вкусный», маржинальный продукт. Так ли это?
А. М.: С одной стороны, это так. Однако не стоит забывать, что для его продвижения необходимы инвестиции, и здесь проявляются все преимущества нишевого дистрибьютора.
Широкопрофильному игроку трудно точечно, под конкретную небольшую товарную группу создать индивидуальную бизнес-модель продвижения. Аксессуары требуют специальных мотивационных схем для сотрудников, программ лояльности партнеров, клиентов.
CRN/RE: Сегодня о своей клиентоориентированности говорят очень многие.
А. М.: Да, говорят. Однако действительно успешных компаний с этой точки зрения мало. Нацеленность на клиента является все-таки преимуществом небольших компаний, которые в состоянии предложить уникальный сервис, индивидуальный подход и возможность внимательно отнестись к «разовой» потребности (задаче) клиента.
Если говорить об аксессуарах, то индивидуальный подход действительно необходим, ведь у каждого партнера своя концепция «полки», свой взгляд на оптимальную матрицу моделей, регулярность обновления дизайнов и т. д. Здесь, с одной стороны, важно донести философию бренда, а с другой стороны, привести ее в соответствие с видением нашего партнера по розничным продажам.
CRN/RE: Получается, вам приходится уделять много внимания дизайну аксессуаров?
А. М.: Да, мы стремимся стать экспертом в этой нише, налаживаем отношения с fashion-сообществом, формируем новые бизнес-связи. Действительно, синергия ИТ и моды очень важна, однако основным элементом стратегии компании все же является массовый спрос. Наша экономическая модель не позволяет уходить в очень узкие «люксовые» ниши. Это другой рынок, и он требует других компетенций, дополнительных ресурсов. Тем более что пока у нас нет продуктов, которые позволили бы работать в fashion-сегменте.
В 2013 г. мы на регулярной основе запускаем интересные программы для покупателей, предоставляем онлайн-стилистов и консультантов, которые помогают в подборе аксессуаров, «одевают» мобильные устройства в зависимости от индивидуального стиля человека.
CRN/RE: Есть ли у вас планы расширения каналов продаж? Будете ли вы работать с нетипичными для ИТ-рынка реселлерами?
А. М.: Да, у нас есть клиенты, которые занимаются продажами кожаных сумок, — крупные сетевые магазины. Оборот в этих сетях существенно ниже, чем в традиционной «мобильной» рознице — магазинах «Евросеть», «Связной» и т. п. Основные продажи аксессуаров для мобильных и портативных устройств по-прежнему идут через сети «telco»-типа.
Мы продолжаем искать новые пути развития и расширения присутствия на рынке. В 2012 г. в ассортименте компании появилось светотехническое оборудование, видеорегистраторы, системы безопасности. В результате мы вышли на абсолютно новые каналы сбыта — розничные сети типа DIY, сети садовых принадлежностей.
CRN/RE: А что происходит за пределами Московского региона? Региональные закупщики и потребители более консервативны?
А. М.: Конечно, они более консервативны, и в этом году особых изменений ждать не стоит. Уже в следующем году ситуация может измениться. Все чаще нам приходят письма с пожеланиями приобрести в розницу модель, которой нет в продаже в том регионе, где проживает потенциальный покупатель.
При этом позиция продавцов на местах вполне понятна и объяснима — им надо минимизировать риски. Формируя складские запасы аксессуаров, региональная компания должна быть абсолютно уверена в том, что товар найдет своего покупателя.
CRN/RE: Похоже, разговоры о кризисе, стагнации вас не пугают?
А. М.: За последние пять лет российские дистрибьюторы научились быть очень подвижными. Один из экспертов в области повышения эффективности бизнеса Ицхак Кальдерон Адизес (Ichak Kalderon Adizes) в своей книге «Стили менеджмента»* говорит о том, что руководитель компании, в зависимости от состояния экономики, рынка, должен опираться на разные компетенции. Когда рынок растет, стоит делать ставку на расширение, инновационность, обучение и забыть о системном подходе, снижении издержек и жестком управлении. В кризисной ситуации следует действовать наоборот. Такой подход позволяет сохранять баланс в любой ситуации. Важно понять, что каждый день уникален с точки зрения компонентов для бизнеса. И самое главное — руководитель, топ-менеджеры и компания как живой организм должны постоянно работать над собой.
В прошлом году Koodoo Technologies исполнилось 18 лет. Вроде бы дата некруглая, но, на мой взгляд, довольно важная. Обстановка на рынке такова, что фиксироваться на конкретной дате, останавливаться на достигнутом не стоит.
Основатель сети LinkedIn Рид Хоффман как-то сказал**: успешная компания — это вечный стартап, она должна постоянно находиться в фазе бета-тестирования. Так же считал и легендарный Стив Джобс. Мы бы хотели ощущать себя 50-летними с точки зрения компетенции, но чтобы при этом нам всегда было 18 с точки зрения энергии и готовности к изменениям. Остановка, окостенение — смерть для компании. Каждый год, подводя итоги очередного этапа, нужно делать «перезагрузку» бизнеса и ставить новые цели.
* Адизес И. Стили менеджмента — эффективные и неэффективные. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
** Хоффман Р. Жизнь как стартап: Строй карьеру по законам Кремниевой долины / Р. Хоффман, Б. Касноча. — М.: Альпина Паблишер, 2013.