Компания Auvix (продвигает оборудование для создания аудиовизуальных решений) объявила о создании нового структурного подразделения Digital Signage Solution (DSS), результатом деятельности которого должно стать наращивание продаж оборудования для соответствующего направления. Руко­водителем Digital Signage Solution назначен Александр Пивоваров (см. фото).

«Digital Signage — цифровые решения в публичном ­доступе, предназначенные для общения с аудиторией вне дома», — поясняет Евгений ­Овчинников, вице-президент компании Auvix. Примеры Di­gital Signage — видеостены, ­табло аэропортов, информаци­онные киоски, интерактивные витрины и т. д.

Сегмент Digital Signage станет локомотивом для рынка аудио-видеорешений, считают руководители Auvix. Мировой рынок Digital Signage растет, притом быстрыми темпами. Если в наступившем году объем мирового рынка таких решений, по данным Marketandmarket, составит 6,4 млрд долл., то к 2016 г. он удвоится. Российский рынок Digital Signage тоже на подъеме. Наши потенциальные потребители наконец «рас­пробовали» преимущества «цифровых вывесок» и активно начинают размещать заказы на создание подобных решений. К росту рынка компании готовятся заранее.

Подразделение DSS ­будет работать не только над продвижением имеющегося в портфеле предложений компании «DS-ориентированного оборудования», но и над привлечением новых вендоров. Но главная задача нового подразделения — выступать центром экспертизы, активно помогающим дилерам в создании ­Digital Signage для клиентов по всей стране.

Евгений Овчинников отметил: «Дистрибуция переходит от классического box moving к value-add-модели, и центр экспертизы — один из спосо­бов создать эту добавленную стоимость».

Заметим, что в структуре компании Auvix также имеется учебный центр, который в некотором смысле также ­можно рассматривать как подразделение, создающее добавленную стоимость. Но если ­преподаватели учебного центра не были непосредственно задействованы совместно со специа­листами компаний-дилеров в создании решений заказчиков, то сотрудники DSS займутся именно этим.

Инсталляция Digital Signage — задача технически сложная, нельзя ставить знак ра­венства между ней и разме­щенным в торговом зале теле­визором, на котором крутится рекламный ролик (хотя, заметим, что иногда Digital Signa­ge называют «In-store TV»). Прежде всего решение Digital Signage должно быть управ­ляемым. Это позволит, например, менять рекламный ролик из единого центра сразу на всех дисплеях во всех ма­газинах сети, хоть городской, хоть федеральной. Кроме того, в большинстве случаев инстал­ляция становится составным элементом дизайнерского решения, то есть система будет впи­сана в интерьер торгового зала. Наконец, в некоторых вариан­тах Digital Signage потребует системы для обеспечения ин­терактивного взаимодействия с человеком, вплоть до предоставления ему возможности ­самостоятельного оформления заказа (такие решения — их ­называют shop-in-shop — ­весьма перспективное направ­ление в современной розничной торговле).

Как видно, практически ­любая инсталляция на рынке Digital Signage является штучным решением и поэтому со­провождается уникальными ­инженерными решениями. ­«Создание Digital Signage по­требует решения ряда техни­ческих задач, а также интеграции полученных решений меж­ду собой и с информационной системой компании-заказчика, — отмечает Александр Пи­воваров, — также придется за­ниматься вопросами маркетинга и контента».

Упростить работу партнерам компании Auvix и должны сотрудники подразделения Di­gital Signage Solution, как си­лами своих специалистов, так и с привлечением экспертизы вендоров.

«Центр экспертизы Digital Signage Solution будет помогать нашим партнерам разра­батывать оптимальные решения под нужды заказчиков, ­показывать им преимущества и ROI данных технологий», — говорит Евгений Овчинников, подчеркивая, что DSS может ­заниматься не только решением технических вопросов за­казчика, но и предоставлять экономические обоснования, а также маркетинговые кон­сультации. Последнее тоже ­важно: Digital Signage могут применяться в самых разных коммерческих областях — от рекламы и технического ­обеспечения продаж до про­движения бренда — а также для информирования, реше­ния социальных задач и т. д. «В Digital Signage ограниче­ния устанавливаются только фантазией и бюджетом», — ­говорит Евгений Овчинников.

Рынок «цифровых вывесок» оказывает влияние на разные смежные рынки. Насколько оно будет заметно? Рассмотрим это на примере дисплеев, цена ко­торых занимает значительную долю в стоимости любого ре­шения Digital Signage. Здесь мы видим нечто странное: если во всех остальных секторах ­продажи дисплеев падают, то в области Digital Signage — нарастают.

Согласно прогнозам IDC, ­мировой рынок дисплеев для компьютеров будет сжиматься. В 2012 г. было продано 142,8 млн. устройств, прогноз на 2013 г. — 140,1 млн., а к 2017 г. объем этого рынка в натуральном выражении не превысит 122,2 млн. шт.

Продажи «публичных экранов» — дисплеев для Digital Signage — наоборот, растут, причем очень быстро. Если в 2011 г. было продано более 2 млн. дисплеев с диагональю 26 дюймов ­(основного «строительного ма­териала» для создания «циф­ровых вывесок»), в этом году постав­ки составят порядка 3 млн., то в 2017 г., по прогнозам NPD Display Search, будет продано около 9 млн. единиц этого товара.

Как видно, объем сегмента относительно невелик, а его рост — даже очень бурный — не приведет к увеличению ­мировых продаж мониторов. ­Однако рост продаж «публичных экранов» на миллион штук, ожидаемый в этом году, существенно скомпенсируют ­потери от сокращения продаж мониторов для ПК (2,7 млн.), что в данном случае может оказаться важным для индустрии изготовителей дисплеев. Причем дистрибьюторы использу­ют оборудование тех же фирм, которые выпускают мониторы для компьютеров, например, Auvix предлагает «публичные экраны» производства LG, NEC, Panasonic, Philips, Samsung, Sharp и Sony.

Что касается телевизоров, то их продажи на развитие Di­gital Signage заметного влияния не окажут. Этот рынок ­почти вдвое больше рынка дисплеев (в натуральном выражении), и существенного спада в продажах жидкокристаллических решений тут ждать не сто­ит. По данным NPD Display Search, в 2012 г. рынок телевизоров в очередной раз показал ­отрицательную динамику — в натуральном выражении поставки сократились на 6% по сравнению с 2011 г. Но если детализировать, то становится очевидно: продажи жидко­кристаллических телевизоров уменьшились всего на 1%, а вот другие сегменты пострадали ­существенно сильнее: рынок плазменных аппаратов рухнул на 23%, кинескопных — на 38%, а проекционных — на 59%. Все­го было поставлено 203,1 млн., 13,4 млн., 16,1 млн. и 50 тыс. устройств соответственно. Как видно, тут имеется существенный запас прочности — в течение ближайших лет жидкокристаллические будут постепенно захватывать доли кинескопных устройств и «плазмы». Кроме того, по понятным причинам решения для Digital Signage технически ближе к мониторам, чем к телевизорам.

Аналогичная ситуация сложится и на российском рынке. Продажи мониторов у нас уменьшаются сильнее, чем в мир­е, — по данным ITResearch и по оценкам участников рынка, падение составит порядка 10%, то есть рынок, объем которого в прошлом году до­стигал 5 млн. устройств, в те­кущем сократится до 4,5 млн. Ожидаемое падение продаж дисплеев на полмиллиона вряд ли сможет компенсировать (только несколько смягчит) рост популярности «публичных экранов». Сколько будет прода­но в 2013 г. «публичных экранов», сказать сложно. Но вряд ли в стране, где покупают 1 из 28 мониторов, удастся ­продать каждый шестой «публичный дисплей».